Интеграция Республики Беларусь в международное сообщество, вместе с позитивным для нее участием в мировых процессах, объективно сопровождается негативной составляющей, а именно: усилением влияния международной преступности на внутригосударственную криминальную обстановку. Также этому способствует ускорение миграционной подвижности населения планеты и неподготовленности к таким изменениям государственных органов, в сочетании с ухудшением общей криминальной ситуации в государстве. Кроме того, международная составляющая в белорусской преступности проявляется в основных направлениях:
1. международные отношения стали активно «эксплуатироваться» белорусской преступностью, расширяющая международные связи и использует в криминальных целях территорию и различные сферы деятельности других государств;
2. гораздо низкий, чем в Республике Беларусь уровень жизни в приграничных государствах, пробелы в законодательстве, ослабление государственного контроля в социальной, экономической, других сферах жизни общества, а также и другие факторы способствуют распространению иностранного криминалитета на территорию нашей страны. Это проявляется, как правило, в росте преступлений, совершаемых иностранными гражданами или с их участием.
Актуальность данной курсовой работы заключается в объективной необходимости получения системы научных знаний о преступлениях, совершаемых иностранными гражданами или с их участием, о проблемах практики их раскрытия и расследования, в том числе в разработке рекомендаций по совершенствованию организации расследования преступлений данной категории.
Целью данной работы является изучение организации первоначального этапа расследования преступлений совершенных иностранцами на территории Республики Беларусь.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере уголовного права и процесса.
Предмет исследования – организация первоначального этапа расследования преступлений совершенных иностранными гражданами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь;
− изучить особенности возбуждения уголовных дел по преступлениям, совершенным иностранцами;
− рассмотреть планирование расследования на первоначальном этапе по преступлениям, совершённым иностранцами;
− изучить административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины и его отличия от государственного контроля;
− рассмотреть особенности производства отдельных следственных действий по преступлениям, совершенным иностранцами.
В современных условиях формирования единого международного демократического пространства, где приоритетны для современного государства выступают права и свободы человека, возрастает значение регулирования правового статуса иностранных граждан [5, с.81].
Любое государство, в том числе и Республика Беларусь само устанавливает для иностранцев, находящихся на его территории, соответствующий правовой статус. Он определяется как национальным законодательством, так и международными договорами.
В соответствии со ст. 1 Закона № 121 от 19 июля 2005 г. иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. На основе смысла Закона от 19 июля 2005 г. к категории иностранных граждан в Республике Беларусь можно отнести, в том числе и лиц, обладающих подданством иностранного государства. Термин «подданство» сохранился до сих пор в некоторых страна, где господствует монархическая форма правления, но по содержанию он фактически равнозначен термину «гражданство».
Следовательно, определение «иностранные граждане», содержащее в ст. 1 Закона от 19 июля 2005 г., следует толковать расширительно. Оно охватывает всех лиц, которые не являются гражданами Республики Беларусь и имеют доказательства своей принадлежности к гражданству или подданству другого государства, или доказательства того, что они обладают его национальной принадлежностью [5, с. 83].
Стоит заметить, что иностранные же граждане подчиняются не только правопорядку страны пребывания, но также сохраняют права и обязанности по отношению к своему государству. Как граждан определенного государства, у иностранных граждан существуют юридически регулируемые правоотношения с этим государством независимо от их места нахождения. Такое государство, требуя лояльности от своих граждан, должно обеспечить им установленные законом права и их защиту как на собственной территории, так и за её пределами.
Целью любого расследования является не только изобличение виновных, но и привлечение виновных к уголовной ответственности, а также выяснение и устранение обстоятельств, способствовавших совершению или сокрытию преступлений.
В отношении иностранных лиц, которые обладают правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия, которые предусмотрены УПК Республики Беларусь, производятся только по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь [18].
Стоит отметить, что действующий УПК Республики Беларусь дополнительно требует, чтобы при производстве следственных действий таких, как выемка и обыск, в представительских или консульских помещениях, на которые согласие от соответствующих лиц получено, обязательно присутствовал прокурор и представитель Министерства иностранных дел.
Если лицо, обладающее иммунитетом от юрисдикции Республики Беларусь, заявляет о преступлении, это не следует рассматривать как просьбу или согласие на проведение с его участием всех необходимых следственных действий, тем более если такое заявление носит устный характер. Данная просьба или согласие должны быть выражены исключительно в письменном виде, о чем следователь обязан поставить в известность через руководство органа внутренних дел или прокуратуры соответствующее учреждение Министерства иностранных дел. В случае отсутствия такой просьбы или согласия, если расследование не терпит отлагательства, необходимо провести неотложные следственные действия, которые не затрагивают дипломатического иммунитета, без участия данного иностранца, что отметить в протоколе, при этом указав причину.
В современной литературе рекомендуется в исключительных случаях, при совершении иностранцем-дипломатом тяжкого преступления, когда интересы следствия требуют проведения неотложных действий (изъятия орудий преступления, судебно-медицинского освидетельствования виновного и т. п.), без замедления принять меры к вызову на место происшествия представителя Министерства иностранных дел, а через него – это представителя соответствующего посольства или консульства [13, c. 113].
Вопрос о дальнейших следственных действиях решается после прибытия сотрудников посольства или консульства, и если они правомочны просить о проведении таких действий или давать на них согласие, то в соответствующем протоколе об этом делается отметка, которая далее подтверждается подписями присутствующих лиц с указанием их должности и документов, удостоверяющих личность.
Все проводимые следственные действия, не требующие участия иностранца, проводятся в соответствии с действующими нормами уголовно-процессуального законодательства.
Стоит отметить, что определенные трудности могут возникнуть в случае, если иностранец – потерпевший или свидетель – уже выехал за переделы Республики Беларусь. Это в первую очередь касается предъявления для опознания людей или предметов. В такой ситуации возможны два варианта исхода:
− использовать фото- или видеоизображения, направив их по месту нахождения иностранца через соответствующие инстанции в случае, если с данной страной подписан договор о правовой помощи. В случае, если такого договора нет, то данные действие могут быть осуществлены через Интерпол;
− идентифицировать объект по описанию, которое имеется в протоколе допроса иностранца, если таковой был проведен. Не исключено, что для подтверждения вывода следователя о тождестве может потребоваться проведение соответствующей экспертизы (если вещи не имеют номеров и бесспорных индивидуальных признаков) [15, c. 15].
Особое место среди следственных действий в уголовном процессе, занимает допрос иностранного гражданина в качестве потерпевшего или свидетеля. При краткосрочном его пребывании в Республике Беларусь, он должен быть проведен незамедлительно, становясь фактически неотложным следственным действием.
Время и место допроса определяются с учетом указанного обстоятельства и местонахождения иностранца; например, возможно срочное направление отдельного требования о его допросе.
Современная научная литература рекомендует осуществлять вызов на допрос иностранцев, которые прибыли в страну в составе делегаций, туристических групп, морских круизов и т. п. через руководителей данных групп, делегаций. Учащиеся же могут быть вызваны через администрацию учебных заведений, землячества и другие организации, в кᴏᴛᴏᴩые они входят. Пребывающих в Беларуси на постоянной основе специалисты и рабочие вызов может быть осуществлён через администрацию фирм или учреждений. Кроме того следователь должен продумать вопрос о том, как иностранец, не знающий языка и города, сможет отыскать место допроса.
Иностранцы или иностранные граждане на территории Республики Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, пола, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, а также других обстоятельств. В свою очередь, указанные лица имеют право пользоваться теми же правами и свободами, в том числе выполнять те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь.
Однако, осуществление иностранцами в Республике Беларусь своих прав и свобод не должно наносить ущерб интересам нашей страны, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и иных лиц.
При возбуждении уголовного дела в отношении иностранца или в случаях, когда потерпевший – иностранец, решается (кроме обычных) ряд специфических вопросов, а именно: правовой статус иностранца, законность пребывания в Республике Беларусь, определенные сроки законного пребывания.
Стоит отметить, что одной из особенностей получения сообщения о преступлении, связанного с участием иностранца является обеспечение участия переводчика с момента получения сообщения (заявления). В виду данного факта целесообразно бы было, чтобы в дежурной части органов внутренних дел, на территории обслуживания которых более или менее часто совершаются преступления иностранными гражданами или в отношении указанных граждан, были сведения о лицах, которые могут быть приглашены для участия в качестве переводчиков с момента обращения с заявлениями о преступлениях, совершенных в отношении иностранных граждан, не владеющих или плохо владеющих языком, на котором в данной местности ведется уголовное судопроизводство.
Особенностями организации расследования преступлений, совершенных иностранцами и против иностранцев, обусловленные в первую очередь их правовым положением. На организацию и тактику расследования особым образом влияет кратковременность пребывания иностранца в Республике Беларусь в случае, когда он проходит по делу в качестве потерпевшего или свидетеля. Необходимые следственные действия в данном случае должны быть проведены в высшей степени оперативно и настолько качественно, чтобы исключить необходимость их повторного проведения.
На сегодняшний день особое значение приобретает объективизация процесса получения доказательств по уголовным делам, в которых фигурируют иностранцы, то есть граждане, не владеющие государственным языком судопроизводства. Установление истины по уголовному делу в процессе раскрытия и расследования преступления часто находит свое решение в ходе производства такого следственного действия, как допрос. Допрос – это одно из самых распространенных и сложных в тактическом отношении следственное действие. Важной предпосылкой успешного допроса является тщательная подготовка к производству указанного следственного действия. Подготовка к допросу – это совокупность предварительно проводимых мероприятий с целью обеспечения результативности допроса.
1. Багаутдинов, Ф.Н. Особенности расследования уголовных дел с участием иностранных граждан // Российский следователь. – 2009. – №9. – С.2-4.
2. Бастрыкин, А.И. Уголовные дела с участием иностранцев: вопросы тактики, организации методики расследования: науч.-практ. пособие / А.И. Бастрыкин, О.И. Александрова; Рос. правовая акад. М-ва юстиции Рос. Федерации, Сев-Зап. фил., С.- Петерб. юрид. ин-т. – СПБ, 2003. – 366, [1] c.
3. Бастыркин, А. Расследование по делам с участием иностранных граждан / А.Бастыркин, О. Александрова // Законность. – 2004. – №1. – С.13-16.
4. Белкин, Р.С. Курс криминалистики : учеб. пособие для вузов / Р.С. Белкин. – 3-е изд., допол. – М. : ЮНИТИ, Закон и право, 2001. – 837 с.
5. Валюшко, Н.В. Правовая регламентация статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Н.В. Валюшко // Вестн. Белорус. гос.
экон. ун-та. – 2006. – № 3. – С. 81–85.
6. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа – http://www.un.org.
7. Данилова Р.В. Некоторые проблемы расследования преступлений, связанных с гражданами иностранных государств / Р.В. Данилова // Обеспечение безопасности иностранных граждан – М., 1995.
8. Иванова, А.М. Особенности подготовки к допросу иностранных граждан при расследовании незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации / А.М. Иванова // Право и образование. – 2007. – №7. – С.129-135.
9. Колесников И.И. Организация расследования преступлений , совершаемых иностранными гражданами : Лекция / И.И. Колесников ; Акад. МВД России. – М. : Акад. МВД России. – 1994. – 25 с.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
11. Курбанова, Е. М. Некоторые особенности расследования уголовных дел, возбужденных в отношении иностранных граждан / Е.М. Курбанова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2008. – №8.
12. Махсудян, Г. С. Расследование преступлений иностранных граждан в России. Колизии международных и отечественных нормативно-правовых актов / Г.С. Махсудян // Закон и право. – 2016. – №5. – С. 117-120.
13. Махсудян, Г. С. Расследование преступлений иностранных граждан в России. Проблемы и колизии нормативно-правовой базы / Г.С. Махсудян // Закон и право. – 2016. – №4. – С. 112-114.
14. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»: Закон Респ. Беларусь, 19 июля 2005 г. // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 121. – 2/1138.
15. Острога, Е.К. Особенности возбуждения и расследования уголовных дел в советском уголовном процессе с участием иностранных граждан : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. юрид. наук / Е.К. Острога ; Белорус. гос. ун-т им. В.И. Ленина. – Мн., 1985. – 20 с.
16. Рябенькая, Н.Л. актуальные проблемы расследования, совершённых мигрантами / Н.Л. Рябенькая // 340 Правоохранительная деятельность в Российскойской Федерации: проблемы теории и практики : сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Калиниград, 2015. – С. 122-126.
17. Тиунов, О.И. Международное гуманитарное право: Учеб. для вузов / О.И. Тиунов. – М., 2000.
18. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : текст Кодекса по состоянию на 5 января 2016 г. – Минск : Академия МВД, 2016. – 343 с.
19. Харламов, В.С. Особенности расследования преступлений, совершенных иностранными гражданами в семьях, и их профилактика / В.С. Харламов // Научный портал МВД России. – 2014. – №3. – С. 67-75.
20. Шеховцова, Л.С. Особенности допроса иностранных граждан в ходе расследования грабежей и разбоев / Л.С. Шеховцова // 343 Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями : материалы тринадцатой международной научно-практической конференции, [Барнаул, 23-24 апреля 2015 г.]. – Барнаул, 2015. – Ч.1 – С. 154-155.