Особенности самоотношения и жизненные ценности современных старшекласников
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности самоотношения и жизненные ценности современных старшекласников»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности самоотношения и жизненные ценности современных старшекласников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов по методике изучения самоотношения С.Р. Пантелеева.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по методике Многомерная шкала восприятия социальной поддержки (М. S. P. S. S.).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица результатов по методике Тест межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О. П. Макушиной).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЯ И ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психологическая характеристика учащихся старших классов
1.2 Понятие и структура самоотношения личности
1.3 Иерархия жизненных ценностей современных старшеклассников
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ И ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Описание выборки, методов и дизайна исследования
2.2 Характеристика самоотношения и жизненных ценностей современных старшеклассников
2.3 Сравнительный анализ половых особенностей самоотношения и жизненных ценностей современных старшеклассников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития общества, характеризующийся политической, экономической нестабильностью, ростом социальной напряженности, может сопровождаться значительной переоценкой как общечеловеческих, так и личностных ценностей, в результате, которого возникает «размытый» образ будущего, неясность жизненной перспективы, формирования псевдоценностей, которые не согласованы с реальными целями и интересами человека.
Наиболее подвержены деструктивным изменениям ценностные ориентации старшеклассников, находящиеся на стадии формирования. Система жизненных ценностей молодых людей с неустоявшимся мировоззрением, небольшим жизненным опытом, подвижна, подвержена значительному влиянию извне, в том числе негативному. В связи с этим изучение структуры жизненных целей и ценностей современных старшеклассников является актуальной задачей, которая позволит выявить тенденции в развитии современного общества и определить стратегию личностного развития старшеклассников.
На сегодняшнее время важна проблема обесценивания самоотношения и самооценки старшеклассников. Эта проблема реализуется привязанностью личности к современному социальному тренду – стремлению к успеху и самореализации, что делает оценку и отношение окружающих людей чрезвычайно важными для старшеклассников, оставляя собственные идеи без должного внимания. Однако индивидуализация, которая подчеркивает уникальность и оригинальность человека и поддерживает определенный диапазон юношеских ценностей и предпочтений, невозможна без соответствующего самоотношения. Это показывает важность данной психологической категории и ее решающую роль в развитии старшеклассников.
Объект – личностная сфера старшеклассников.
Предмет – особенности самоотношения и жизненные ценности современных старшеклассников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЯ И ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психологическая характеристика учащихся старших классов
Возраст учащихся старших классов находиться в приделах 15-17лет. Данный период в возрастной отечественной психологии относится к ранней юности. Этот возраст характеризуется набором психологических особенностей. Основные возрастные особенности учащихся старших классов начинают складываться уже в 8-9 классах общеобразовательной школы.
Юность – это переход во взрослую самостоятельную жизнь. Психологи выделяют границы ранней юности, то есть старшего школьного возраста, с 15 до 18 лет, и поздней - от 18 до 23 лет. Психологические новообразования данного возраста – развитие самосознания, самоопределение в профессии, переход к взрослой жизни [10, c. 43].
В период ранней юности устанавливаются профессиональные интересы. Растет потребность в труде, активность в обществе и строятся, более конкретные планы на жизнь. Детство и юность в развитии личности стоят на одной ступени. Постепенный переход из одной стадии в другую делает подростков более независимыми от взрослых. Старшеклассники активно пытаются самоутвердиться в обществе сверстников, социуме. В коллективе учащихся, помимо повседневного общения, в этом возрасте нарастает потребность в налаживании интимных, близких индивидуальных взаимоотношений и привязанностей.
Исследовательница Р. Бенедикт в своих работах пришла к выводу, что тип перехода от детства к взрослости зависит от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, которые предъявляет данный вид общества к типичному ребенку и взрослому [5, c. 52].
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ И ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Описание выборки, методов и дизайна исследования
С целью изучения самоотношения и жизненных ценностей современных старшеклассников.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление самоотношения и жизненных ценностей современных старшеклассников с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе___________. В исследовании приняли участие 30 старшеклассников (15 юношей и 15 девушек).
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева.
Она предназначена для выявления самоотношения – эмоционально-ценностного компонента самосознания. Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я» как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я».
Шкалы методики (характеристики самоотношения): открытость, самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, конфликтность, самообвинение. Опросник включает 110 утверждений по 9 шкалам, которые необходимо оценить согласием «+» или несогласием «–» с ними. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главное психологическое приобретение ранней юности – это утверждение своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, старшеклассники открывают целый мир новых эмоций. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости, возрастает потребность в общение и интимной дружбе. У старшеклассников появляется стремление к самореализации, которое приводит к зарождению новых социальных потребностей, таких как найти свое место среди других, выделиться и выполнять определенную роль в обществе.
Под самоотношением мы понимаем сложное структурное личностное образование, включающее эмоциональное, оценочное и ценностное отношение к себе, сформированное на основе самооценок в процессе взаимодействия с другими людьми и рефлексии, осуществляющее саморегуляцию, самовыражение и самореализацию.
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Умение определить свои цели, найти самого себя и свое место в жизни является очень важным показателем личностной зрелости и определяет основу успешной социализации. Так, на основании результатов исследований можно сделать предположение, что в ближайшее время в социум будет вливаться молодежь, жаждущая профессионально самореализоваться, используя для этого индивидуальные и межличностные ресурсы общения. Вечные общечеловеческие ценности любви и дружбы на основе этики и непосредственно-эмоционального мироощущения определяют оптимистические черты обобщенного портрета молодого современника. Даже с учетом того, что это всего лишь стартовая позиция в социализации, и время внесет соответствующие коррективы, можно сделать вывод о существовании перспектив в развитии нашего общества.
1. Андронова, О.Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии / О.Е. Андронова // Вестник Томского гос. ун-та. – 2014. – № 305. – С. 149–151.
2. Архипова И.В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения / И.В. Архипова // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – №5. – С. 183-188.
3. Белугина, Е.В. Внешний облик как культурно–исторический феномен / Е.В. Белугина // Российский психологический журнал. – 2016. – № 3 – С. 58–65.
4. Бобнева М.И. Ценностное сознание личности в период преобразования общества / М.И. Бобнева, Е.Д. Дорофеев. – М.: Изд-во ИП РАН, 2007. – 271 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2009. – 288 с.
7. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2015. – С.136-142.
8. Гончарова Т.Н. Ценностные ориентации современных старшеклассников. / Т.Н. Гончарова // Психология, социология и педагогика. – 2015. – №6. – С.41-47.
9. Козлов А.А. Ценностные ориентации молодежи / А.А. Козлов, Е.А. Гришина, И.М. Ильинский // Молодежь России: тенденции, перспективы. – М.: Молодая гвардия, 2013. – С.72-79.
10. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Издательство «Просвещение», 2009. – 352 с.
11. Кочеткова, Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Т.Н. Кочеткова. – Хабаровск, 2017. – 18 с.
12. Кузнецова И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определённого пола в юношеском возрасте / И.К. Кузнецова. – М.: Педагогика, 2007. – 238 с.
13. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 2006. – №5. – С. 25-29.
14. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Знание, 2004. – 356 с.
15. Практикум по возрастной и педагогической психологии / под редакцией проф. А.И. Щербакова, Москва, «Просвещение», 2012. – 255 c.
16. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. – Тбилиси: Мецниереба, 2009. – 382 с.
17. Смирнов Л. М. Уровень ценности в структуре личности / Л.М. Смирнов // Мир психологии. – 2016. – №4. – С. 220-229.
18. Собкин В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте : автореф. дис. ... докт. психол. наук : 19.00.13 / В.С. Собкин – М, 2017. – 89 с.
19. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Издательство Московского Университета, 2007. – 284 с.
20. Хватова, М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности / М.В. Хватова // Гаудеамус. – 2015. – № 1(25). – С. 9–17.
21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2006. –С. 92.
22. Яшина М.Н. Истоки теоретических воззрений Э. Эриксона на роль социальных факторов в развитии личности / М.Н. Яшина // Дискуссия. – 2014. – №5. – с. 39-46.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов по методике изучения самоотношения С.Р. Пантелеева.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по методике Многомерная шкала восприятия социальной поддержки (М. S. P. S. S.).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица результатов по методике Тест межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О. П. Макушиной).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты