Установки секса в юношеском возрасте
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Установки секса в юношеском возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Установки секса в юношеском возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Установка как психологический феномен
1.2 Юношеский возраст и его психологические особенности
1.3 Сексуальность в психологической науке
1.4 Установки к сексу
1.5 Половые особенности установок к сексу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема ранней сексуальной активности стала особенно важна в последнее время. Изменения, происходившие в нашем обществе, привели к коренной трансформации самых разных сфер общественной жизни, в том числе социокультурных, моральных и этических норм [12].
Следует признать, что в современном мире характер полового поведения подростков претерпел существенные изменения. Произошло сближение форм полового поведения у представителей разного пола, хотя юноши по-прежнему чаще вовлекаются в половые отношения, чем девушки. Также значительно снизился возраст вступления девушек в половую жизнь. По данным Х. Ремшмидта к 18-19 годам различий между полами в сексуальном опыте практически не существует. Это означает, что они раньше готовы к сексу физически, но не эмоционально или интеллектуально [7].
Проблема взаимосвязи личностных характеристик подростков и их нравственно-психологических установок в области половых отношений (установки на секс), как показывает анализ литературы по данной теме, вообще не была предметом научного психологического исследования. Вместе с тем, это одна из центральных проблем нравственного воспитания молодежи, чрезвычайно актуальная сегодня [3].
Объект исследования: сексуальная культура в юношеском возрасте.
Предмет исследования: установки к сексу юношей и девушек.
Цель работы: рассмотрение установок секса в юношеском возрасте.
Задачи:
1. Определить основные понятия установки как психологического феномена.
2. Выявить особенности установок к сексу у девушек и юношей.
1.1 Установка как психологический феномен
Первая научная теория об установках была сформулирована в 1888 году К. Ланге, в виде теории моторной установки. Он рассматривал восприятие, как процесс, обусловленный мускульной подготовкой, мышечной установкой, особенностью которой наиболее ярко проявляется в изменчивости времени реакции. На основе экспериментальных исследований К. Ланге показал, что человек проявляет меньше времени реакции, когда его внимание обращено не на стимул, после проявления которого, он должен дать реакцию, а на саму реакцию. В это время у человека вырабатывается определенная моторная реакция, благодаря которой, при проявлении стимула, он дает реакцию, соответствующую моторной установке [7].
1.2 Юношеский возраст и его психологические особенности
Юношеский возраст как качественно новый этап в развитии человека характеризуется рядом особенностей, которые необходимо учитывать как в учебном процессе, так и в ситуации неформального общения. Ключевые изменения происходят в самосознании, структуре личности молодого человека. Центральным психологическим новообразованием данного возраста является способность к самоопределению – потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
Качественно новый уровень самосознания обеспечивает критическое отношение к себе, формирование чувства взрослости, восприятие себя как представителя определенного пола – и, соответственно, специфические для юношей и девушек мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям противоположного пола, формы поведения [10].
1.3 Сексуальность в психологической науке
Сексуальность – важный и неотъемлемый компонент самоотношения, тесно связанный с самооценкой и восприятием оценок собственной привлекательности другими людьми, что чрезвычайно важно для проявлений в аффективной сфере (эмоциях, чувствах, фантазиях и т.д.). Сексуальность находится в тесной взаимосвязи с самовосприятием и восприятием партнера.
Сексуальность в роли разновидности поведенческой программы, без которой не обходится ни одно социальное поведение, предопределяет возможный и предпочитаемый тип сексуального партнера, а также требования к месту, времени и ситуации полового сближения, способы его обоснования и оправдания. Зная сексуальные сценарии соответствующих индивидов, пар и социальных групп можно довольно таки точно предсказать их сексуальное поведение [5].
Роль сексуальности важна не только для самоощущения, для построения партнерских отношений, но и при создании социальных взаимодействий. А.А. Калюжный отмечает: «Образы восприятия, представления и формирующиеся у человека понятия о других людях, дают ему возможность действовать по отношению к каждому из них целесообразно. Безусловно, как в первичное представление, так и в последующее, более глубокое формирование образа человека о человеке включается понятие «сексуальность» [6].
1.4 Установки к сексу
Анализ установок в сфере сексуальных отношений современной молодежи позволяет сделать вывод о том, что интимные отношения между молодыми людьми носят часто нездоровый характер. Согласно точке зрения Б.С. Братуся: «Человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, находить к ним верные пути, быть деятельным, успешным, самодостаточным) и одновременно личностно ущербным, больным: не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, удовлетворяться суррогатными ценностями» [1].
Нормальное развитие ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и одновременно критериями этого развития являются отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода, способность к децентрализации, самоотдаче и любви, как способу реализации этого отношения.
Человек, который соответствует данным критериям, является личностно здоровым. Важным признаком личностно здорового человека является целомудренное поведение. Отклоняющееся половое поведение (половая распущенность, беспорядочные половые связи) может быть одним из видов проявлений нравственного невежества в подростковом возрасте.
1.5 Половые особенности установок к сексу
Изучив научную литературу по теме работы, был сделан вывод, что установки к сексу у девушек и юношей напрямую зависят от их половой принадлежности.
Проведенный С.Ю. Девятых в 2009 году в городе Витебске опыт по «Определению диапазона приемлемости в установках юношей и девушек на социально-партнерские практики», в котором приняли участие юноши и девушки в возрасте 17-21 года в общем количестве – 1000 человек, показал, что юноши более «изобретательны» в своих сексуально-партнерских практиках, чем девушки. Так, треть из них допускает взаимное стимулирование гениталий и анальный половой акт (среди девушек – только каждая четвертая). Еще больше юношей – каждый второй – готовы практиковать различные формы орального секса или совершать половой акт с двумя и более сексуальными партнерами одновременно (среди девушек только каждая третья и одна из семи соответственно).
В отличие от юношей, девушки в большей степени приемлют практики, являющиеся прелюдией полового акта (поцелуи, петтинг), в то время как юноши ориентируются на сексуальное разнообразие. Согласно С.Ю. Девятых: «Это согласуется как с традиционными представлениями, так и с данными эмпирических исследований об экспрессивном характере женской сексуальной роли и инструментальном характере роли мужской» [9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Первая научная теория об установках была сформулирована в 1888 году К. Ланге, в виде теории моторной установки. Он рассматривал восприятие, как процесс, обусловленный мускульной подготовкой, мышечной установкой, особенностью которой наиболее ярко проявляется в изменчивости времени реакции.
В отечественной психологии, проблема установки широко изучалась в школе Д.Н. Узнадзе, который дал ей следующее определение: «Особое целостное состояние готовности, которое предшествует поведению и объединяет в себе все необходимые условия его возникновения, протекания и завершения».
В настоящее время понятие «установка» имеет следующее значение – неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации.
2. Установки к сексу у девушек и юношей напрямую зависят от их половой принадлежности, а именно:
– В своих сексуально-партнерских установках юноши в большей степени, чем девушки, ориентируются на сексуальное разнообразие и экспериментирование, что является отражением особенностей мужской и женской сексуальных ролей.
– Установки юношей более вариативны, чем установки девушек, что может указывать на большую вариативность самого процесса их формирования.
– В качестве детерминант уровня сексуальной приемлемости могут выступать как внешние (опыт сексуальных отношений), так и внутренние (общая направленность сексуальных установок личности) факторы.
1. Братусь, Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
2. Валова, Ю.А. Личностные особенности, определяющие сексуальное поведение юношей / Ю.А. Валова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2012. – № 2. – С. 56-65.
3. Ганина, М.В. Формирование нравственно-психологическои установки на целомудрие у подростков: автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.07 / М.В. Ганина. – Нижний Новгород, 2009. – 207 с.
4. Девятых, С.Ю. Диапазон приемлемости в установках юношей и девушек на сексуально-партнерские практики / С.Ю. Девятых // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 33. – С. 85-89.
5. Иванова, Н.Ю. Психологические аспекты понятия «сексуальность» / Н.Ю. Иванова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 11 (139). – С. 81-86.
6. Калюжный, А.А. Теоретико-методологические особенности исследования имиджа // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2006. – № 2 (53). С. 68-75.
7. Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2021» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, Е.И. Зимакова, 2021. – 476 с.
8. Обуховский К. Психология влечений человека. – М.: Прогресс, 1971. – 420 с.
9. Психология: шаг в науку: сб. материалов IV Республиканской науч.- практ. конф. студентов и магистртов, Брест, 23 ноября 2017 г. / Брест. гос. ун.-т имени А.С. Пушкина; редколл.: Н.А. Окулич, О.А. Пшеничная. – Брест: БрГУ, 2017. – 214 с.
10. Семчук, Л.А. Возрастная психология: Учебно-методический комплекс / Л.А. Семчук, А.И. Янчий. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2006. – 364 с.
11. Узнадзе, Д.Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001. – 414 с.
12. Theodore, R. Sex Positivity and Counseling Psychology: An Introduction to the Major Contribution / R. Theodore // The Counseling Psychologist. – 2017. –№ 45(4). – P. 470-486.
13. Mаrmol, R. Knowledge and attitudes about adolescent sexuality in first course to degree in Early Childhood and Primary Education at the University of Jaеn / R. Mаrmol, M. Muñoz, R. Cruz // Enfermeria Global. – 2016. –№ 41. – P. 174-182.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты