ВВЕДЕНИЕ
В юридической науке понятие «механизм правового регулирования» активно используется с 1960 года. Его введение явилось следствием того, что разработка отдельных правовых явлений (актов, норм, правоотношений и т. п.) и исследование их влияния на общественные отношения не всегда давали желаемый результат. В реальной действительности данные явления не существуют изолированно друг от друга, они постоянно взаимодействуют и именно во взаимодействии оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения.
Природа механизма правового регулирования, его структура и т. д. в целом достаточно глубоко и всесторонне проанализированы в общетеоретической литературе.
Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления зависит не только от природы и особенностей этих отношений, не только от правильно найденного метода правового регулирования, но и от успешного использования всех элементов такого механизма, с помощью которого государственно-нормативная воля переводится в фактическое поведение субъектов общественных отношений.
Механизм административно-правового регулирования - это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм. Какие же средства, процессы и состояния включает в себя механизм административно-правового регулирования общественных отношений?
Административно-правовое регулирование начинается с издания норм права. Административно-правовые нормы - начальный и ведущий рычаг движения государственной воли к ее исполнителям.
Раздел 1. Механизм административно-правового регулирования: понятие, особенности, структура
Оптимальность и эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления зависят не только от самой их природы и особенностей, не только от правильно найденного метода правового регулирования, но и от успешного использования всех элементов (рычагов, приводов), частей такого механизма, посредством которого государственно-нормативная воля переводится в фактическое поведение субъектов общественных отношений.
Проблемы, относящиеся к правовому регулированию вообще и механизму административно-правового регулирования в частности, выражают принципиальный подход к самой правовой действительности, раскрывая его теоретическое и практическое значение.
Правовая действительность характеризуется действиями сторон, раскрывая при этом определенную черту права, его роль как регулятора общественных отношений, поднимая на новую ступень традиционную юридическую проблему — вопросы юридических норм, их классификации, толкования и применения норм права, которые становятся правовыми средствами, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений.
Механизм административно-правового регулирования - это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм [7, с.14].
Путем механизма правового регулирования осуществляется правоприменение как особая форма реализации права. Данный механизм показывает динамику развития правоотношений между органом государства и подвластным ему субъектом. Именно поэтому понимание механизма правового регулирования имеет принципиальное значение для усвоения базовых категорий административного права.
Раздел 2. Административно-правовые нормы в механизме административно-правового регулирования общественных отношений
Нормы права по своему юридическому содержанию представляют определенные правила поведения, устанавливаемые государством. Их соблюдение гарантируется различными средствами также государственного характера (организационные, стимулирующие, разъяснительные меры). При их несоблюдении могут использоваться меры государственного принуждения, в том числе и юридическая ответственность (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная). В подобном качестве правовые нормы фактически выражают регулирование соответствующих общественных отношений.
Правовое регулирование управленческих общественных отношений осуществляется с помощью административно-правовых норм, определяющих границы должного поведения их участников в сфере государственного управления. В них получает непосредственное выражение регулятивная роль административного права.
Административно-правовая норма, таким образом, представляет собой устанавливаемое государством правило, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере механизма исполнительной власти или государственного управления [4, с.27].
Раздел 3. Понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений
Любые общественные отношения преобразуются под регулирующим воздействием соответствующих норм права, т.е. приобретают правовую форму — становятся правовыми отношениями. Стороны таких отношений становятся носителями взаимных юридических обязанностей и прав, а их связи — правовыми. Это достигается тем, что именно правовая норма устанавливает обязанности и права, определяет ответственность за их неисполнение или нарушение прав одной из сторон. В этом смысле налицо следующий правовой механизм: правоотношение возникает непосредственно в процессе реализации предписаний, содержащихся в данной норме права.
Административные правоотношения являются разновидностью правовых отношений, в силу чего для них характерно все то общее, что свойственно любому правовому отношению.
Административно-правовое отношение - это урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой [2, с.36].
Административное правоотношение имеет свою структуру, т.е. состоит из определенных элементов:
1. субъекты - участники административно-правовых отношений, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей; ими могут быть все те, кому нормы административного права предоставляют соответствующие полномочия и на кого они возлагают определенные обязанности в сфере государственного управления (органы управления; должностные лица, организации, граждане и т.д.);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мной был рассмотрен механизм административно-правового регулирования, после чего можно сделать вывод, что механизм административно-правового регулирования - это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм.
Что касается элементов механизма административно-правового регулирования, то в отношении этого вопроса у ученых нет единого мнения. Но наиболее главными среди всех приводимых элементов являются административно-правовые нормы, административно-правовые отношения.
Административно-правовые нормы составляют базу правового регулирования. Специфическая задача норм права в механизме правового регулирования состоит в том, чтобы определить общий круг лиц, на которых они распространяют свое действие, те обстоятельства, при которых эти лица должны руководствоваться данным правилом поведения, наконец, раскрыть само правило поведения указанием на права и обязанности участников регулируемых отношений. При их помощи вводится тот или иной режим, нормативно направляется поведение участников общественных отношений в соответствии с заложенной в нормах идеальной моделью такого поведения. В нормах, кроме того, предусматриваются все те последующие средства, которые образуют иные элементы механизма правового регулирования. От того, каков вид нормы, ее характер, зависят юридическое содержание, весь строй регулирования.
Еще одним элементом механизма правового регулирования являются правоотношения, возникающие на основе действующих правовых норм. В большинстве случаев издание правовой нормы рассчитано на установление правовых отношений между конкретными лицами. С возникновением правового отношения начинается реальное действие права. Правоотношения являются той формой, в которой существуют субъективные права и обязанности. Они выполняют роль основного рычага, обеспечивающего действие права в отношении конкретных лиц. В зависимости от характера норм складываются различные правовые отношения.
Поскольку право является регулятором поведения людей, регулятивные отношения стоят в центре всех правовых отношений. В их существовании заинтересовано все общество, так как они направлены на широкое развитие юридически значимого правомерного поведения физических и юридических лиц. Охранительные правовые отношения возникают после правовых нарушений - проступков или преступлений - и призваны защищать определенные социальные ценности общества.
Также отмечу, что кроме основных элементов механизма правового регулирования на регулирование общественных отношений оказывают такие элементы как: нормативные юридические акты и правосознание и правовая культура. Данные элементы входят в механизм правового воздействия, но не являлись предметом исследования данной курсовой работы.
1. Административное право : учеб. для студентов вузов по спец. «Правоведение», «Экономическое право», «Политология» / [Л. М. Рябцев и др. ; под общей редакцией Л. М. Рябцева]. - Мн. : Амалфея, 2013. – 414 с.
2. Административное право : учеб. пособие для студ. учреждений высшего образования по спец. «Правоведение», «Экономическое право», «Политология» / [Л. М. Рябцев и др.] ; под общ. ред. Л. М. Рябцева. - Мн. : Адукацыя і выхаванне, 2012. - 367 с.
3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 1997.
4. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма-ИНФРА-М, 1998.
5. Гавриленко Д.А., Гавриленко С.Д. Административное право: Учеб. пособие. – Мн.: Амалфея, 2002.
6. Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. - Мн. : Дикта, 2004. - 416 с.
7. Забелов, С.М. Административное право : курс лекций / С.М. Забелов. - Мн. : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. - 222 с.
8. Забелов, С.М. Административное право : курс интенсив. подготовки / С.М. Забелов, Д.Е. Тагунов. - Мн. : ТетраСистемс, 2007. - 272 с.
9. Мах, И. И. Административное право : курс лекций / И. И. Мах. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Мн. : Амалфея, 2012. - 639 с.
10. Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. – Л., 1972.
11. Телятицкая, Т. В. Административное право : ответы на экзаменационные вопросы / Т. В. Телятицкая. - Мн. : Тетралит, 2013. - 223 с.
12. Тагунов, Д. Е. Административное право и процесс : курс интенсив. подготовки / Д. Е. Тагунов, С. М. Забелов. - Мн. : ТетраСистемс, 2008. - 288 с.
13. Крамник, А. Н. Административное право : учебное пособие для студентов специальностей 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право», 1-24 01 01 «Международное право», 1-23 01 06 "Политология" / [А. Н. Крамник и др. Ч. 3 : Процессуально-исполнительное право. Ч. 3. - 2011. - 378,
14. Крамник А.Н., Серебрякова И.М. О возбуждении дел об административных правонарушениях // Проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях и подготовки кадров для системы МВД: Тез. матер. межд. науч.-практ. конф. Минск. 9 – 10 апреля 1998г. – Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 1998. – Ч. 1. – С. 49 – 51.