ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Деятельность следователя является одним из основных звеньев в сложном процессе установления объективной истины в уголовном судопроизводстве. Глубинным началом профессиональной деятельности следователя можно считать ее творческий, поисковый характер. Разумеется, это начало присуще всем видам труда следователя. Однако именно следователи в основном направляют свою деятельность на установление скрытой истины. Здесь правовая оценка фактов играет самую существенную роль, но основной заботой следователя все же является установление и закрепление фактов, которые ранее не были известны правоохранительным органам. Здесь мастерство, талант, настойчивость, творческий подход выходят на первый план. Для плохих следователей работа часто ограничивается формальным закреплением на бумаге уже обнаруженных доказательств.
Немаловажно то, что наряду с личностными качествами у следователя должна быть качественная профессиональная подготовка, отражающая потребности в профессиональной юридической деятельности.
Общество и от его имени государство призваны заботиться о том, чтобы желающие стать следователями получали именно те знания и навыки, которые необходимы для осуществления профессиональных обязанностей.
Объект исследования: профессиональная деятельность следователя как субъекта труда, процесс профессиональной подготовки следователей.
Предмет исследования: теоретические основы и организационно-педагогическая практика профессионального воспитания следователей в условиях учебной деятельности в учебных заведениях и в последующей служебной деятельности, закономерности формирования криминалистических знаний, умений и навыков следователей; условия повышения качества профессиональной подготовки следователей.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
В соответствии со статьей 36 Уголовно – процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК) следователем является должностное лицо Следственного комитета Республики Беларусь, органов государственной безопасности, осуществляющее в пределах своей компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, предварительное следствие.
Основная задача работы следователей – расследование преступлений. Эта задача дифференцируется и конкретизируется уголовно-процессуальным законодательством, подследственностью, т. е. кругом преступлений, которые они обязаны расследовать, подчиненностью основным задачам того ведомства, к которому они принадлежат, условиями работы в данном ведомстве.
Профессиональная подготовка следователя – это процесс формирования специалиста – следователя, заключающегося в приобретении им правовых и других профессиональных знаний, выработке навыков и умений, привитии качеств, необходимых для выполнения возложенных на него обязанностей по осуществлению предварительного расследования. Профессиональную подготовку следователя можно еще охарактеризовать как систему обучения будущих работников следственных подразделений по использованию криминалистических средств, приёмов и методов для решения задач по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений [2, c.18].
Организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на следователей, организуется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
2.1 Профессиональная подготовка в учебных заведениях
Анализ теории и практики профессиональной подготовки студентов показывает, что на процесс профессионального воспитания в учебных заведениях определяют такие факторы:
· личностные качества;
· самооценка;
· профессиональные способности как преподавателей, так и студентов;
· влияние профессионального обучения на формирование
личности специалиста в определенном направлении [4, с. 81].
В период обучения в юридическом вузе для успешной профессиональной адаптации к следственной работе огромное значение имеет приобретение будущими прокурорско-следственными работниками профессиональных знаний, умений и навыков. Необходимо отметить, что наиболее распространенной субъективной причиной следственных ошибок является отсутствие у молодых специалистов необходимых профессиональных познаний и навыков работы. Такое положение обусловлено, прежде всего, очевидными недостатками в организации учебы в юридических вузах, ее оторванностью от практики. Отрицательно на качестве работы сказывается низкий уровень общей и правовой культуры следователей. Так, молодые следователи прокуратуры, в проведенном исследовании Е.А. Вертягиной, указали, что самым неожиданным для них (отметил каждый четвертый сотрудник) оказались разрыв теории и практики, явный недостаток
ГЛАВА 3 РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Выделяются следующие уровни профессионализма следователей:
- высокий уровень профессионализма характеризуется тем, что сотрудник имеет целостное представление о правоохранительной (правоприменительной) специфике профессиональной деятельности, взаимосвязях ее компонентов; осознает роль коллективной деятельности в творческом решении задач правоохранительной деятельности, знает сущность процесса выполнения стоящих перед коллективом задач, его закономерности, использует их в работе; владеет приемами организации служебной деятельности; умеет учитывать индивидуальные особенности других людей в системе межличностных отношений; может создать оптимальную морально-психологическую атмосферу;
- средний уровень профессионализма характеризуется знанием должностных обязанностей, сущности процесса правоохранительной деятельности, но не использует в своей работе его закономерности, имеет сведения о сущности коллективной деятельности, но не владеет приемами ее организации, имеет представление о методах изучения личности, но в его деятельности недостаточно выражено прогнозирование возможных изменений в основных параметрах процесса деятельности и в системе межличностных отношений.
У следователей данного уровня профессионализма недостаточно сформированные умения и навыки, профессионально важные качества в целом позволяют им работать в диапазоне приемлемой результативности;
- низкий уровень профессионализма свидетельствует об отсутствии или слабом развитии умений, навыков и профессионально-важных качеств, отсутствии необходимого уровня критичности и самоотдачи; т.е. характеризуется
Наряду с немаловажными личностными качествами у следователя должна быть качественная профессиональная подготовка, отражающая потребности в профессиональной юридической деятельности. Общество и от его имени государство призваны заботиться о том, чтобы желающие стать следователями получали именно те знания и навыки, которые необходимы для осуществления профессиональных обязанностей.
Профессиональная подготовка следователя – это процесс формирования специалиста – следователя, заключающегося в приобретении им правовых и других профессиональных знаний, выработке навыков и умений, привитии качеств, необходимых для выполнения возложенных на него обязанностей по осуществлению предварительного расследования. Профессиональную подготовку следователя можно еще охарактеризовать как систему обучения будущих работников следственных подразделений по использованию криминалистических средств, приёмов и методов для решения задач по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений
Система профессиональной подготовки включает в себя:
– раннюю профессиональную ориентацию молодёжи на службу в органах внутренних дел;
– специальное профессиональное обучение;
– подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным;
– повышение квалификации, профессиональную переподготовку, учебные сборы и стажировку;
– послевузовское профессиональное образование;
– обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая и морально-психологическая подготовка).
Основными задачами профессиональной подготовки сотрудников являются:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г., № 295-З // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. - Минск, 2016.
2. Правовые и организационные проблемы деятельности органов внутренних дел в современных условиях : учебное пособие / сост. : Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 96 с.
3. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник.2-е изд., доп. и перераб. /Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2004. - XIV, – 848 с.
4. Бородавко, Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России / Л.Т. Бородавко. – СПб: Юридический центр пресс, 2006. – 223 с.
5. Вертягина, Е. А. К проблеме совершенствования профессиональной подготовки следователей прокуратуры / Е.А. Вертягина. – Саратовская государственная академия права, 2010. – 343 с.
6. Алексеев, С. С. О модели следователя и обучении в юридических вузах / С.С. Алекссев, В.Ф Яковлев // Правоведение. – 2006. – № 4. – С. 73—74.
7. Ямников, В Профессиональная подготовка следователя / В. Ямников // Законность. – 2006. – № 10. – С. 26-28
8. Савюк, Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л. К. Савюк. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 480 с.
9. Кругова, Н. В. Особенности психологической подготовки к профес- сиональной деятельности следователя / Н.В. Кругова // Среднее профессиональное образование, теоретический и научно - методический журнал – Москва. – 2010. – № 4. – С. 19-20
10. Кругова Н. В. Профессиональная компетенция следователя органов внутренних дел / Н.В. Кругова // Вестник Новгородского государственного универ- ситета. – 2010. – С. 49-51.11.
11. Уголовный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З (ред. от 19.07.2016) // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. - Минск, 2016.
12. Цыганков, Д.Г. Технические средства для негласного получения информации: где грань допустимого? / Д.Г. Цыганков, О.Л.Любич // Промышленно-торговое право. – 2016. – № 05. – С.66–68.
13. Каменецкий, Ю. Ф. Особенности работы следователя с электронными документами и программным обеспечением предприятий при расследовании хищений должностными лицами заработной платы / Ю.Ф. Каменецкий // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. - Минск, 2016.
14. Дрозд, В. Программы автоматизации хозяйственной деятельности предприятия / В.Дрозд // Главная книга. BY. – 2010. – № 3. С. 17–19.
15. Семикаленова, А.И. Правовые ошибки, возникающие при исследовании компьютерных средств / А.И.Семикаленова // Криминалистические чтения, посвященные памяти заслуженного юриста Республики Беларусь, доктора юридических наук, профессора Г.И. Грамовича: материалы Междунар. научн.-практ. конф., Минск, 21 дек. 2012 г. / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД; редкол. В.Б.Шабанов (отв. ред.) [и др.]. - Минск: Акад. МВД, 2012. - С. 337 – 340.
16. Рыбин, А.В. Электронный документ как вещественное доказательство по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации: процессуальные и криминалистические аспекты: автореф. дис. ... канд. юр. наук: 12.00.09 / А.В.Рыбин; Краснодарская Акад. МВД России. – Краснодар, 2005. – 26 с.
17. Об электронном документе и электронной цифровой подписи : Закон Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З (ред. от 23.10.2014) // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. - Минск, 2016.
18. Печников, Н.П. Некоторые аспекты соблюдения гарантий личности в деятельности правоохранительных органов: конспект лекций / Н.П. Печников. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. – 68 с.
19. Печников, Н.П. Деятельность правоохранительных органов по расследованию,раскрытию и предупреждению преступлений / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 64 с.
20. Печников, Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: учебное пособие / Н.П. Печников. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 72 с.