Взаимосвязь ценностных и карьерных ориентаций юношей
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь ценностных и карьерных ориентаций юношей»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь ценностных и карьерных ориентаций юношей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психодиагностика
Организация: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, УО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения карьерных ориентаций в юношеском возрасте
1.1 Понятие и виды карьерных ориентаций
1.2 Основные детерминанты карьерных ориентаций
1.3 Психологические особенности юношеского возраста
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных и карьерных ориентаций юношей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования взаимосвязи ценностных и карьерных ориентаций юношей
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования связана с тем, что в юношеский возраст ставит перед человеком много важных задач: от самопознания и обретения идентичности до необходимости определять направление будущей жизни. При этом интенсивное развитие интернета, социальных сетей, деятельность СМИ спускают на молодых людей огромные потоки информации, ценностей, мнений, потребностей, которые хотя и предоставляют большие возможности для жизненных выборов, но также и создают хаос в еще незрелом сознании юношей и девушек. Создается ситуация, когда возможностей и перспектив много, а выбор сделать трудно в виду нестабильности развития общества и государства.
Юность – тот самый жизненный период, когда практически завершается созревание личности, складывается мировоззрение, моделируются ценностные и карьерные ориентации. Юноши в процессе приобретения профессиональных знаний и умений уточняют представления о собственных возможностях и нормах поведения, преобразуют образ жизни и систему ценностей, которые свойственны для избранной ими сферы профессиональной деятельности. Студенты ориентируются в мире профессиональных возможностей, интериоризируют объективные критерии профессионального становления, применяют их в идеальном плане для достижения собственных целей. Результатом этого становится приобретение ими карьерных ориентаций.
Студенческие годы выступают в качестве периода интенсивного формирования системы ценностных и карьерных ориентаций, оказывающих влияние на становление личности в целом. Потому важно установить взаимосвязь ценностных и карьерных ориентаций юношей.
Феномен карьерных ориентаций исследовали такие зарубежные психологи как Э. Шейн, Д. Сьюпер, Дж. Бахубер, Д. МакКлелланд и др.
1 Теоретические аспекты изучения карьерных ориентаций в юношеском возрасте
1.1 Понятие и виды карьерных ориентаций
В современной психологии существуют различные взгляды на понятие и сущность карьерных ориентаций в психологии. понятие «карьера» как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни, определил Д. Сьюпер. Исследования психолога подчеркнули психологическую природу выбора профессии и развитие карьерного поведения на протяжении всей жизни [21, с. 13].
В настоящее время за рубежом широко распространена концепция карьерных ориентаций под названием «якорная теория» Э. Шейна. Здесь автор карьеру анализирует как внутренний процесс проявления личностного потенциала, а «карьерные якоря» рассматриваются в виде системы представлений субъекта о себе как профессионале с учетом его основных ценностей, мотивов и профессиональных навыков, влияющих на выбор карьеры и путь профессиональной жизни [22, с. 136].
С позиций Э. Шейна, имеет ряд направлений продвижения личности в профессии, которые соответствуют ее карьерным ориентациям. Согласно автору, «якорь карьеры» – это совокупность потребностей, ценностей и способностей, реализация которых в наибольшей степени значима для индивида при осуществлении профессионального выбора и развития [22, с. 138].
Согласно Э. Шейну, выделяются восемь типов карьерных ориентаций:
– автономия, в основе которой находится желание свободно распоряжаться своим рабочим временем, проявлять самостоятельность и независимость в выполнении функций.
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных и карьерных ориентаций юношей
2.1 Организация и методы исследования
С целью исследования взаимосвязи ценностных и карьерных ориентаций юношей нами было проведено эмпирическое исследование.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь ценностных и карьерных ориентаций юношей.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение взаимосвязи ценностных и карьерных ориентаций юношей с помощью тестирования;
3) обработка и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова». В исследовании приняли участие 50 юношей 1-4 курсов в возрасте 18-23 года (юноши).
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн) [12].
Цель: выявление карьерных ориентаций, преобладающей ориентации в выборе карьеры, предпочтения личности в выборе профессионального пути.
С помощью методики можно выявить 8 основных карьерных ориентаций или «якорей»: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность места работы, стабильность места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.
Заключение
В современной психологии карьерные ориентации рассматриваются как диспозиция в контексте профессионализации, обладающая для индивида устойчивым жизненным смыслом и реализующая функцию выбора первостепенного направления профессионального продвижения, а также как совокупность поведенческих паттернов в ходе профессиональной самореализации. Карьерные ориентации представляют собой совокупность потребностей, ценностей и способностей, реализация которых в наибольшей степени значима для индивида при осуществлении профессионального выбора и развития.
Основные детерминанты карьерных ориентаций являются психологические особенности личности: самооценка, отношение к будущей карьере, направленность личности, жизненные принципы личности, ценностные ориентации. В качестве детерминанты карьерных ориентаций могут выступать ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний, которые выступают регуляторам социального поведения, направляют, организуют, ориентируют поведение индивида на конкретные цели, являются основой формирования и предпочтения определенной стратегии построения карьеры.
В юношеском возрасте активно формируются основы нравственности, социальные установки, ценностные ориентации, мировоззрение, отношение к себе, людям и обществу в целом. У юноши появляется и закрепляется устремленность в будущее – стремление строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы. Юноши постепенно начинают присваивать ценности своей профессии, наблюдается закрепление его профессиональной Я-концепции и рефлексии, появляется ощущение и осознание собственной уникальности в профессиональном плане.
1. Вагин С.В. Психология развития в период юности / С.В. Вагин // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2016. – № 5. – С. 68-70.
2. Гапоненко М.Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте / М.Н. Гапоненко // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 7. – С. 76-80.
3. Гуцуляк, Б. В. Особенности ценностно-мотивационной сферы студентов на разных этапах профессионального обучения / Б. В. Гуцуляк // Вестник Харьковского нац. ун-та внутренних дел. – 2015. – № 2. – С. 31–34.
4. Дементий, Л.И. Ценности как детерминанта выбора карьерных ориентаций студентами будущими предпринимателями / Л.И. Дементий // Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2007. - № 2. – С. 4-10.
5. Евдокимова Т. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций / Т. Евдокимова // Вестник РГГУ. – 2018. – № 1. – С. 65-75.
6. Егорова, У.Г. Карьерные ориентации в студенческом возрасте / У. Г. Егорова // Известия Самарского научного центра РАН. – 2017. – № 6. – С. 26-30.
7. Жданович, А. А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук / А. А. Жданович. – М., 2008. – 20 с.
8. Иванченко, Г.В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора / Г.В. Иванченко // Мир России. –2005. – № 2. – С. 25-29.
9. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. – СПб.: Речь, 2004 – 70 с.
10. Ковалевская, Е.В. Личностные предпосылки карьерного самоопределения в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.В. Ковалевская. – Москва, 2017. – 28 с.
11. Малютина Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Т.В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – № 2 (126). – С. 129-133.
12. Методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн) // Психологическая диагностика организации и персонала / В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2006. – С. 228-231.
13. Мешкова, И.В. Психологические особенности студентов педагогического вуза с различными ценностными карьерными ориентациями / И.В. Мешкова // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 56–60
14. Миронова А.В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития / А.В. Миронова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 378-383.
15. Низовских, Н.А. Карьерные ориентации и жизненные принципы личности / Н.А. Низовских // Вестник Вятского государственного университета. – 2010. - № 2. – С. 154-160.
16. Пахомова, Е. В. Понятие «карьера»: анализ определений / Е. В. Пахомова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 111-115.
17. Халудорова, А.В. Связь направленности личности с карьерными ориентациями студентов / А.В. Халудорова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. - № 2. – С. 247-251.
18. Харланова, Т. Н. Развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. Н. Харланова. – М., 2016. – 26 с.
19. Хлудеева И.В. Влияние ценностных ориентаций на развитие личности / И.В. Хлудеева // Вестник Кемеровского гос. ун-а. – 2012. – № 20. – С. 178-182.
20. Цариценцева, О. П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг: монография / О.П. Цариценцева. – Оренбург : Изд-во РИО ОУНБ им. Н. К. Крупской, 2009. – 186 с.
21. Цымбалюк, А. Э. Характеристика основных проблем психологии карьерного развития / А. Э. Цымбалюк // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 2. – С. 11-16.
22. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство : Построение. Эволюция. Совершенствование / Э. Шейн. – СПб. : Питер, 2002. – 336 с.
23. Шнайдер, О.В. Особенности юношеского возраста / О.В. Шнайдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. - № 2. – С. 164-165.
24. Щелокова, Е. Г. Ценностно-смысловое содержание карьерной направленности : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. Г. Щелокова. – Челябинск, 2012. – 22 с.
25. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — СПб.: Питер, 2000. — 312 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты