Невербальная коммуникация в деловом общении
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Невербальная коммуникация в деловом общении»
по дисциплине: «Деловой этикет и профессиональная коммуникация»
2021
45.00 BYN
Невербальная коммуникация в деловом общении
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Деловой этикет и профессиональная коммуникация
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика экспертной оценки невербальной коммуникации
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест PONS
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
1.1 Невербальная коммуникация: понятие и значение
1.2 Невербальные средства коммуникации в деловом общении
1.3 Специфика профессиональной деятельности сотрудников организации
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МИНСКА
2.1 Программа исследования
2.2 Результаты исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире большое внимание уделяется вопросам изучения невербальной коммуникации. Для формирования представлений о системе невербальной коммуникации необходимо отметить, что невербальное общение представляет собой совокупность жестов, мимики, позы и т.д. В рамках исторического анализа необходимо отметить тот факт, что происходит формирование невербальной коммуникации гораздо раньше, чем вербальной.
Невербальное общение формирует такие аспекты поведения человека как формирование определенных сигналов в рамках проведения системы взаимодействия между определенными личностями. Для формирования представления об окружающих предметах необходимо изменить определенную систему взаимопонимания.
Актуальность данной темы обусловлена растущим интересом к невербальной (несловесной) коммуникации; а также временем, когда общество стремится к развитию и самосовершенствованию, в том числе и в общении друг с другом в рамках определенной организации.
Любой деловой контакт, его успешность зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником. Доверительный контакт зависит от того, как люди держат себя в разговоре. Исходя из этого, следует обращать пристальное внимание на мимику, жесты, позы, манеру поведения собеседника.
Интерпретируя язык мимики, читая жесты реально осуществить обратную связь, играющую важную роль в процессе делового взаимодействия. Так собеседник может понять, что вы говорите и как вы это делаете – с одобрением или неприязнью, с открытостью или замкнутостью, увлечен предметом беседы или скучает.
Исследованиями в области изучения особенностей формирования и развития невербальной коммуникации как эффективного навыка в профессиональной деятельности сотрудников организации занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как Е.А. Азарова, Л.Ф. Бурлачук, М.Л. Кнапп, С. Махлина, В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко, Р.С. Немов, А.А. Радугин, Н.П. Фетискин и т.д.
Данные исследователи раскрывали основные механизмы функционирования невербальной коммуникации в рамках определенной организации и ее влияние на процессы взаимодействия между людьми.
Объект исследования – невербальная коммуникация в деловом общении.
Предмет исследования – эффективность невербальной коммуникации в профессиональной деятельности среди педагогов высших учебных заведений Минска.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
1.1 Невербальная коммуникация: понятие и значение
Общая психология изучает на современном этапе общение как формирование особенностей изучения взаимодействия между отдельными категориями людей. Без определения особенностей механизмов развития и преобразования основных направлений и уровней психического отражения невозможно, в полной степени оценить особенности развития и формирования эмоций человека, формирование бессознательных особенностей и выявить определенные закономерности в развитии личности [2, с.155]
При передаче всей необходимой информации необходимо иметь в виду тот факт, что информация передается от одного человека к другому посредством определенных знаковых систем. Необходимо отметить коммуникативную и невербальную сторону процесса общения [3, с.36].
Многие исследователи определяли особенности формирования и развития невербального общения в процессе взаимодействия людей как примерно преобладающее количество в процессе общения невербальных стимулов и сигналов. Данный факт определяет такие аспекты как то, что в основном, происходит формирование и развитие невербальности, что помогает выявить те особенности, что есть необходимость в том, чтобы определить основные направления в развитии поведения коммуникаторов [4, с.338].
При передаче невербальных сигналов задействована в основном первая сигнальная система головного мозга, которая была направлена на формирование представления о физиологической обусловленности данных невербальных средств общения.
Основными средствами невербального общения являются такие формы деятельности как жесты, мимика, интонации, определенные паузы, которые определяют наличие системы коммуникации, которая может в некоторых случаях служить определенной заменой в рамках изучения направленности вербального общения.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МИНСКА
2.1 Программа исследования
Невербальное общение обычно несет больше эмоционального значения, чем только слова. Невербальное общение – это код, который обладает преимуществом быть общеизвестным, его можно доставлять на большие расстояния и понимать в 4,5 раза быстрее, чем вербальное общение. Невербальные сообщения могут быть закодированы в жестах; зрительный контакт; движения тела, такие как скорость, направление, близость или амплитуда; отношение, форма тела, выражение лица; трогательная; и т.д. Имея такой широкий спектр знаков и сигналов, каналы, которые обращаются к невербальной коммуникации, на самом деле являются пятью чувствами.
Цель исследования: диагностика уровня владения невербальной коммуникации среди педагогов высших учебных заведений г. Минска.
В исследовании приняли участие 40 респондентов в возрасте 32-45 лет. Выборка составила 30 (75%) женщин и 10 (25%) мужчин. В связи с преобладающим количеством в выборке женщин, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методики исследования:
– методика экспертной оценки невербальной коммуникации (Приложение А).
Данная методика направлена на оценку уровня развития коммуникативно-значимых движений и оценку восприятия невербальной информации и управления невербальным репертуаром.
Инструкция: «Вам предлагается выразить свое мнение относительно ниже предложенных вопросов. На каждый из этих вопросов предлагается 4 варианта ответа. В бланке необходимо отметить ту букву, которая соответствует варианту ответа».
Обработка и интерпретация результатов проводится в рамках трех шкал:
1. Общая оценка невербального репертуара человека.
2. Чувствительность и сензитивность к невербальному поведению другого человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Невербальная коммуникация имеет важное значение в процессе формирования определенных навыков профессиональной деятельности. Общее впечатление о человеке как о работнике складывается на основе основных невербальных сигналов, которые человек посылает в рамках общения.
Также невербальная коммуникация имеет важное значение в процессе формирования определенных навыков профессиональной деятельности. Общее впечатление о человеке как о работнике складывается на основе основных невербальных сигналов, которые человек посылает в рамках общения.
К невербальным средствам коммуникации в деловом общении относятся мимика, контакт глаз, жестикуляция, позы и т.д.
Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. Выделяют следующие виды профессиональной деятельности: деятельность, связанная с природой; техническая деятельность; деятельность, связанная со знаками; деятельность, связанная с личностью; деятельность, связанная с творчеством.
С целью определения уровня развития невербальной коммуникации и невербальной компетенции у преподавателей вузов г. Минска, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи следующих методик: методика экспертной оценки невербальной коммуникации; тест PONS.
В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты:
Данные, полученные нами в рамках эмпирического исследования, позволили определить, что в основном, для преподавателей Вуза характерным является высокий уровень развития невербальной коммуникации.
Для людей, которые демонстрируют высокий уровень развития невербальной коммуникации, в основном, характерными являются такие показатели как оптимизация и формирование доверительных отношений в профессиональном коллективе.
Средний балл характерен в основном для 30% опрошенных респондентов, что указывает на то, что есть необходимость в том, чтобы формировать более оптимальные взаимоотношения в системе личностного развития и становления каждого отдельно взятого человека в организации.
На низком уровне данные показатели характерны в основном для 20% опрошенных. Сотрудники данной категории испытывают сложности в рамках формирования определенных аспектов невербального общения.
1. Алексеева, А.А. О невербальных средствах делового общения. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/.
2. Белякова Н.В. Генезис невербальных средств общения / Н.В. Белякова // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. // Педагогические и психологические науки. – 2019. – № 21. – С. 155–162.
3. Верещагин, Е. М. О своеобразии отражения мимики и жеста вербальными средствами / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров // Вопросы языкознания. – 2016. –№ 10. – С. 36–47.
4. Григорьянц Т.А. Невербальный язык – важнейшая составляющая коммуникаций / Т.А. Григорьянц // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2016. – № 11. – С. 338–345.
5. Екинцев В.И. Невербальная коммуникация и ее роль в самоорганизации мыслительной деятельности / В.И. Екинцев // Сибирский психологический журнал. – 2019. – № 34. – С. 93–97
6. Лабунская, В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В. А. Лабунская. – 3-е изд. – Рн/Д : Феникс, 2019. – 608 с.
7. Ларионова А.С. Основные компоненты агрессивной вербальной и невербальной коммуникации / А.С. Ларионова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. – 2018. – № 3. – С. 8–13.
8. Лачугина Ю.Н. Этика деловых отношений: учебное пособие / Ю.Н. Лачугина. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 247 с.
9. Межнациональные различия невербального общения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://libsib.ru/etika/etika–delovogo–obscheniya/mezhnatsionalnie–razlichiya–neverbalnogo–obscheniya.
10. Невербальное общение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zhestov.net/neverbal_obscheniye/83.htm.
11. Невербальные средства в деловой коммуникации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://obsheniedel.ru/etika–biznesa–i–delovogo–obshheniya2neverbalnye–sredstva–delovogo–obshheniya.html.
12. Нэпп, М. Невербальное общение. Полное руководство / М. Нэпп, Дж. Холл. – 4-е изд. – СПб. : Прайм ЕВРОЗНАК, 2016. – 512 с.
13. Путренко, Д. О., Невербальное общение как фактор деловых коммуникаций1/ Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/.
14. Самойлова О.В. Мастерство деловых коммуникаций, или Невербальные и вербальные сигналы в деловом общении. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.profiz.ru/sr/5_2012/neverb_i_verb_sign/.
15. Эм Е.А. Значение невербальных средств общения в различных сферах жизнедеятельности человека / Е.А. Эм // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12. – С. 159–165.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика экспертной оценки невербальной коммуникации
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест PONS
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты