Гармонизация взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Гармонизация взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей»
по дисциплине: «Социально-педагогическая деятельность»
2021
45.00 BYN
Гармонизация взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-педагогическая деятельность
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сводная таблица результатов исследования по тесту-опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) (группа матерей в неполных семьях).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица результатов исследования по тесту-опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) (группа матерей в полных семьях).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица результатов исследования по тесту-опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) (группа матерей в полных семьях).
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы проблемы взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в неполных семьях
1.1 Психолого-педагогические особенности неполной семьи
1.2 Характеристика взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в неполных семьях
1.3 Формы и методы социально-педагогической помощи родителям в гармонизации взаимоотношений с детьми младшего школьного возраста в неполных семьях
Выводы по главе 1
2 Эмпирическое исследование взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей
2.1 Организация и характеристика методов исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.3 Рекомендации по гармонизации взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования.
Проблема взаимоотношений родителей и детей остается актуальной и в современном мире. В современном мире отношения родителей и детей, с одной стороны, становятся более эмоционально-психологическими, более близкими, но, с другой стороны родители все меньше времени проводят непосредственно с детьми.
Решающую роль в развитии личности играет семья. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное, умственное развитие ребенка. Семья играет важную роль в социализации личности. В семье формируются основные ценности, жизненные ориентиры и планы. Семья обеспечивает психологическое благополучие ребенка. Воспитательная позиция родителя определяет формирование гармонически развитой личности.
Гармоничные взаимоотношения – необходимое условие существования человека с первого дня его жизни. Такая высокая значимость взаимоотношений для каждого конкретного человека базируется на том, что контакты и благоприятные взаимоотношения с родителями выступают необходимым средством, способом удовлетворения важнейших, фундаментальных потребностей личности. Однако состояние семейных взаимоотношений на сегодняшний день во многом нестабильно.
В современной научной литературе и семейной практике встречается большое количество исследований, посвященных изучению дисфункциональных, дисгармоничных, неблагополучных семей (Т. Н. Каменев, О. А. Карабанова, Г. Г. Князев, А. А. Латышева, Н. Н. Савин, М. В. Сафронова, Е. Р. Слободской, И. Г. Сухогузова), что свидетельствует о наличии дисгармонии в системе детско-родительских отношений.
Многие исследования в области детско-родительских отношений касаются периода обучения ребёнка в начальной школе – времени перестройки его отношений с действительностью (О. В. Булатова, В. М. Даринская, Н. Ю. Ершова, О. А. Карабанова, А. В. Леонтьева, В. М. Минияров, Г. И. Репринцева, М. В. Сапоровская, Н. Ю. Синягина, И. В. Шевцова), поскольку характер и качество протекания происходящих с младшим школьником преобразований оказывает существенное влияние на его развитие.
1 Теоретические основы проблемы взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в неполных семьях
1.1 Психолого-педагогические особенности неполной семьи
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, и с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждение человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность [14].
По мнению Т. М. Родионовой, семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу [18].
Можно выделить два вида семей: полные и неполные семьи.
Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать-отец-ребенок [9].
Неполная семья – это один из основных социально-демографических типов современной семьи [8].
Согласно определению, данному в Кодексе Республики Беларусь о Браке и Семье (Статья 63. Неполная семья) неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя [12].
К неполным относятся семьи:
- женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке;
- вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, на воспитании которых находятся несовершеннолетние дети;
- родителя, расторгнувшего брак и воспитывающего несовершеннолетних детей;
- родителя, не заключившего новый брак, если второй из них признан безвестно отсутствующим;
- одиноких граждан, усыновивших детей.
Неполным семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, государство предоставляет дополнительные социальные гарантии [14].
2 Эмпирическое исследование взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей
2.1 Организация и характеристика методов исследования
С целью выявления особенностей взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей нами было организовано эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие 60 женщин (2 группы: в первую группу вошли 30 матерей из неполных семей, во вторую – 30 матерей из полных семей), воспитывающих детей младшего школьного возраста и 60 детей младшего школьного возраста (2 группы: первая группа – 30 детей из неполных семей, вторая группа – 30 детей из полных семей; возраст 7-8 лет).
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
- теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методик исследования, формирование выборки исследования;
- проведение исследования особенностей родительского отношения матери и ребенка в полных и неполных семьях с помощью тестирования,
- обработка, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Методики исследования:
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
Назначение: с помощью этого теста можно определить характер отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитают в общении с ним, особенности родительского восприятия и понимания его личности и поступков.
Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Авторы теста (Я.А. Варга, В.В. Столин) выделяют пять типов отношения родителя к своему ребенку:
- принятие-отвержение;
- кооперация;
- симбиоз;
- авторитарная гиперсоциализация;
- маленький неудачник.
Заключение
Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать- отец-ребенок. Неполные семьи можно разделить на следующие виды: материнские неполные семьи; отцовские неполные семьи; неполные простые (мать (отец) с ребенком или несколькими детьми); неполные расширенные (мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками); функционально неполные семьи. Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально-экономические, социально-психологические, проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье.
Анализ работ специалистов (Л.С. Выготского, А.С. Спиваковской, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Э. Фромма, О.А. Карабановой, А. Я. Варга, М.В. Полевой, Г.И. Захарова М.В. Акулиной) позволяет выявить следующие характеристики взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в неполных семьях: относительная непрерывность и длительность во времени; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка; потребность родителей в заботе о ребенке; принятие родителями на себя ответственности за ребёнка.
Процесс гармонизации детско-родительских отношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей предусматривает изменение поведения, деятельности, отношений и установок у родителей по отношению к своему ребенку. Использование различных методов активизации родителей, способствует повышению гибкости родительской позиции матерей или отцов, дает им возможность пересмотреть привычные способы взаимодействия с ребенком. Родители начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее оценивают свои отношения с ребенком, чувствуют себя более компетентными в воспитании собственного ребенка.
С целью выявления особенностей взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей нами было организовано эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 60 женщин (2 группы: в первую группу вошли 30 матерей из неполных семей, во вторую – 30 матерей из полных семей), воспитывающих детей младшего школьного возраста и 60 детей младшего школьного возраста (2 группы: первая группа – 30 детей из неполных семей, вторая группа – 30 детей из полных семей; возраст 7-8 лет).
1. Акулина М.В. Особенности восприятия детско-родительских отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях развода в семье / М.В. Акулина, С.А. Терехина // Журнал «Психология и право» – №2. – 2012. – С. 1-14.
2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения автореф. дисс. кандидата психологических наук / А.Я. Варга. – М. – 1986.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 504 с.
4. Даринская В.М. Гармонизация детско-родительских отношений средствами групповой работы : дис. … канд. пед. наук / В.М. Даринская. – Воронеж, 2002. – 240 с.
5. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. – 2001. − №11. – С. 108-113.
6. Дементьева И.Ф. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях / И. Дементьева // Воспитание школьников. – 2013. – №10. – С. 13-17.
7. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей / И.Ф. Дементьева // Соц. педагогика: новые исследования; Инта педагогики соц. работы. – Екатеринбург, 2012. – С. 22-28.
8. Загвязинский В.И. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В.И. Загвязинский, Ш.А. Амонашвили, А.Ф. Закирова // Педагогика. – 2002. – №9. – С. 3-10.
9. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие / Г.И. Захарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 63 с.
10. Захарук Н.С. Оптимизация детско-родительских отношений как фактор формирования психологического здоровья детей / Н.С.Захарук (БГПУ, Минск) [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://surl.li/asxly.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. − М. : Гардарики, 2005. − 320 с.
12. Кодекс Республики Беларусь о Браке и Семье [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://kodeksy-by.com/kodeks_rb_o_brake_i_semje/63.htm.
13. Лупекина Е. А. Возможности изучения детско-родительских отношений при помощи проективной методики «Три дерева» / Е.А. Лупекина // Журн. Белорус. гос. ун-та. Философия. Психология. – 2017. № 3. – С. 116-123.
14. Мартынова, В. В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В. В. Мартынова, А. Н. Ходосок – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – 84 с
15. Нортова-Бочавер С.К. Ребенок в карусели развода / С.К. Нортова-Бочавер. – М.: Политиздат, 2014. – 292 с.
16. Павлов Б.С. Неполная семья как объект диффиринцированной социальной защиты / Б.С. Павлов. – Институт экономики УрР РАН, Ч. 2. – Екатеринбург, 2016. – 96 с.
17. Павлова Р.Е. Сущностная характеристика процесса социально-педагогического сопровождения семей «группы риска» / Р.Е. Павлова // «Студенческий научный форум». – С. 1-16.
18. Родионова Т.М. Корректировка воспитания и поведения детей и подростков в проблемных семьях / Т.М. Родионова // Работник социальной службы. – 2003. – №2. – С. 41-47.
19. Сидорова, М. В. Детско-родительское общение // Сацыяльна-педагагічная работа. Серыя «У дапамогу педагогу». – 2010. – № 3. – С. 15-20.
20. Слепкова, В.И. Психологическая диагностика семейных отношений/ В.И. Слепкова, Т.А. Заеко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 196 с.
21. Сороко Э.М. Управление развитием социально-экономических структур / под ред. А. А. Годунова. Минск : Наука и техника, 1985. – 144 с.
22. Спиваковская А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. – М. : Педагогика, 1986. – 157 с.
23. Тестов В.А. «Жесткие» и «мягкие» модели обучения / В.А. Тестов // Педагогика. – 2004. – №8. – С. 35-39.
24. Фромм Э. Гуманистический психоанализ / Э. Фромм. – СПб.: Питер, 2002. – 468 с.
25. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – Мозырь: Содействие, 2006 – 224 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сводная таблица результатов исследования по тесту-опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) (группа матерей в неполных семьях).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица результатов исследования по тесту-опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) (группа матерей в полных семьях).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица результатов исследования по тесту-опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) (группа матерей в полных семьях).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты