Наглядное обеспечение учебных занятий по трудовому обучению по разделу Работа с бумагой
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Наглядное обеспечение учебных занятий по трудовому обучению по разделу Работа с бумагой»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Наглядное обеспечение учебных занятий по трудовому обучению по разделу Работа с бумагой
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
Глава 1. Особенности трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1 Задачи и содержание трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
1.2 Диагностика учебных достижений как основа для конкретной программы трудового обучения в I – V классах
1.3 Особенности методики обучения работе с отдельными видами поделочных материалов
Глава 2. Особенности обучения работе с бумагой и картоном учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения
2.1 Анализ программы трудового обучения (1-5 класс)
2.2 Методика обучения работе с бумагой и картоном учащимися с интеллектуальной недостаточностью
2.3 Комплект наглядных материалов на уроках трудового обучения в 4 классе вспомогательной школы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. В системе образования особое место занимает начальная ступень образования, которая закладывает фундамент для будущих знаний. Переход к рыночным отношениям, вызвавший радикальные изменения в обществе, требует нового подхода к образовательным функциям вспомогательной школы и, естественно, совершенствования образовательного процесса.
«Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования определяются не только ее преемственностью с другими звеньями образования, но и, прежде всего, устойчивой, уникальной ценностью этого уровня в формировании и развитии личности ребенка. В этой связи основной функцией начального уровня является формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой коммуникативной готовности учащихся к активному взаимодействию с окружающим миром.
Большинство технологических занятий в начальной школе посвящено работе с бумагой и картоном. Бумага и картон сами по себе – кладовые фантазии и фантастические игры. А если совместить это с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь» [3, с. 43].
Изготовление игрушек из бумаги и картона – кропотливый труд, увлекательный и очень приятный. Важность использования бумаги в деятельности ребенка привлекла внимание А.С. Макаренко. Он отметил, что материалы (бумага, глина, дерево и т.д.) наиболее близки к обычной человеческой деятельности: из материалов человека создаются ценности и культура.
Изготовление изделий из бумаги и картона требует от ребенка ловких действий, постепенно рука становится уверенной, аккуратной, пальцы становятся гибкими, это очень важно.
«Ручной труд способствует развитию чувственной моторики – координации глаз и рук, улучшению координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. При работе с бумагой и картоном большое внимание уделяется умственному развитию учащихся, развитию их мышления и внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только плановой функции речи, но и речевой регуляции поведения.
Работа по изготовлению бумажных и картонных изделий способствует личностному развитию учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей развиваются такие качества, как решительность, настойчивость, умение довести начатое дело до конца» [1, с. 46].
Глава 1. Особенности трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1 Задачи и содержание трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Опыт работы классов и групп, созданных в специальных учреждениях образования для детей с интеллектуальной недостаточностью свидетельствует о возможности их обучения простейшим простым производственным заданиям и технологическим операциям в рамках сервисных и сельскохозяйственных работ, тиснения металла, бисероплетения, переплетения картона, работы с тканью, деревом и некоторых других видов работ.
Для обеспечения эффективности трудовой подготовки этой группы детей необходима предварительная подготовка, которая традиционно проводится на уроках практической работы. Целью данного курса является исправление недостатков в развитии детского восприятия, зрительной и двигательной координации, пространственных понятий, зрительного мышления, внимания, речи в процессе предметной деятельности, дидактических игр, действий с игрушками, работы с мозаикой, элементарного дизайна, ручного труда.
Таким образом, содержание подготовительного (начального) периода трудовой подготовки не ограничивается определенными видами ручного труда. Этот подход отражен в различных учебных программах [9-10; 12] и может быть оценен как общий [2, с. 33].
Опыт показывает, что систематическая трудовая подготовка, направленная на подготовку учащихся к производственным работам (даже если в лечебно-трудовых мастерских, т.е. в защищенных условиях), может быть перенесена только по истечении значительного подготовительного периода. Рассмотрим его задачи и особенности реализации.
Формирование мотивационной готовности детей к трудовой подготовке. Известно, что в связи с низкой психической активностью детей с умеренной и еще более выраженной задержкой психического развития их деятельность нуждается в постоянной стимуляции. Без стимула со стороны взрослого они не могут проявлять интерес не только к определенному виду деятельности, но и к самому объекту труда. Поэтому для практической работы на занятиях по моделированию, с бумагой и картоном, с нитями, натуральными и другими материалами для ручного труда рекомендуется подбирать продукты, которые знакомы детям заранее или легко привлекают их внимание в игровой или развлекательной ситуации. Этой рекомендации важно следовать как на уроках, так и на индивидуальных уроках, независимо от условий их проведения (школа, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, на дому).
Глава 2. Особенности обучения работе с бумагой и картоном учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения
2.1 Анализ программы трудового обучения (1-5 класс)
«Основным нормативным документом, определяющим содержание трудовой подготовки во вспомогательной школе, а также требования к знаниям, навыкам и способностям учащихся с интеллектуальными проблемами, является государственная программа специального образования. Учебный материал в программе распространяется по годам обучения с учетом психофизических и возрастных особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Трудовое обучение было и остается важнейшим средством социальной компенсации недостатков психофизического развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Однако коррекционно-развивающий и воспитательный эффект обеспечивает не сам факт выполнения этими учащимися определенных заданий, а специально организованное трудовое обучение, содержание и методика которого учитывают особенности их учебно-трудовой деятельности.
Пояснительная записка к программе определяет задачи, которые должны решаться на уроках трудового воспитания в первых классах специальной школы:
- воспитание положительных качеств личности учащегося (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, уважение к людям труда);
- передача начальных знаний по видам работ, развитие самостоятельности, формирование интереса к труду и организационных навыков (своевременное поступление на занятия, работа только на своем рабочем месте, правильная утилизация материалов и инструментов и т.д.)» [11].
Трудовое обучение должно способствовать выработке у учащихся интереса к труду и миру профессий, что также будет содействовать повышению уровня мотивации учебно-трудовой деятельности, воспитанию уважительного отношения к труду и его результатам, становлению и укреплению положительных качеств личности (аккуратности, бережливости, дисциплинированности и др.).
Решение указанных задач, которые условно можно отнести к коррекционно-воспитательным, взаимосвязано с работой по реализации задач формирования у учащихся представлений, знаний, умений, навыков в соответствии с учебной программой по трудовому обучению. У учащихся формируются представления и знания об организации рабочего места, правилах безопасной работы и санитарно-гигиенических требованиях на занятиях с различными материалами; об их свойствах, видах, производстве, применении в поделках и в быту, хранении и правилах обработки; устройстве и назначении инструментов; изучаемых видах работ и правилах их выполнения; народном декоративно-прикладном искусстве, некоторых профессиях. В основном эти представления и знания непосредственно используются в процессе учебно-трудовой деятельности, в том числе при овладении приемами труда.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что трудовое обучение детей на уровне младших классов вспомогательной школы способствует развитию их личностных и образовательных качеств. Мы определили основные направления трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Дети с легкой степенью интеллектуальной недостаточности могут быть подготовлены к работе на занятиях трудового обучения при помощи подготовительных упражнений с использованием различных материалов для детского труда. Их разнообразие является одной из предпосылок в подготовке к овладению умениями и навыками на уроках трудового обучения.
Нами были проанализированы и выделены особенности программы трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (1-5 классы), а также основные направления программы и ожидаемые результаты от ее реализации. Программа направлена на развитие личности, которая может формировать основополагающие навыки и принципы работы, направленные на развитие трудовых навыков учащихся.
Мы выделили основные направления и формы методики обучения детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью работе с бумагой и картоном, основные направления и технологии, которые способствуют активизации и обучению детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью обучению работе с бумагой и картоном. Нами были рассмотрены основные способы работы с бумагой и картоном, а также методические особенности данной работы.
Нами были подобраны наглядные материалы, которые обязательно должны способствовать развитию творческой и трудовой активности детей 4 класса в рамках вспомогательной школы.
Разработанный нами комплект наглядных материалов может быть полезен специалистам, которые строят свою деятельность на основе формирования представления о применении наглядных средств для трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
1. Амоков, В.Б. Искусство аппликации: Книга для занятий с детьми младшего и среднего возраста. – М.: Школьная Пресса, 2002. – С. 45–86.
2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги / З.А. Богатеева. – М.: 2003. – 23 с.
3. Бондарева, Н.Д. Начальная школа / Р.М. Миначева. // Трудовое обучение –№4. – 2000. – С. 17–86.
4. Быстрицкая, А. Бумажная филигрань / А. Быстрицкая. – М.: Академия, 2003. – 36 с.
5. Выгонов, В.В. Практикум по трудовому обучению / В.В. Выгонов. – М.: 1999. – 135 с.
6. Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги / Б.Г. Гагарин. – Ташкент. 1998. – 26 с.
7. Гусакова, A.M. Методика трудового обучения / Е. И. Мишерева. – М.: Академия, 1990. – 289 с.
8. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. – М.: Просвещение, 1969. – 258 с.
9. Конышева, Н.М. Наш рукотворный мир / Н.М. Конышева. – М.: Академия, 2006. – 245 с.
10. Конышев, Н.М. Чудесная мастерская / Н.М. Конышева. – М.: 2005. – 27 с.
11. Конышева, Н.М. Секреты мастеров / Н.М. Конышева. – Смоленск.: 2002. – 214 с.
12. Конышева, Н.М. Умелые руки / Н.М. Конышева. – Смоленск.: 2002. – 344 с.
13. Пинский, Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985. –128 с.
14. Рожнев, Я.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских / Я.М. Рожнев. – М.: Академия, 2001. – 219 с.
15. Огерчук, Л.Ю. Технология труда в начальной школе. Работа с клеем и ножницами / Л.Ю. Огерчук. – М.: Школа–Пресс, 2004. – 214 с.
16. Организация учебных занятий в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования : учеб.-метод. пособие для студентов учреждений высш. образования, обучающихся по специальности профиля А - Педагогика / В. А. Шинкаренко [и др.] ; Белорус. гос. пед. ун-т. – Минск : БГПУ, 2021. – 80 с.
17. Трудовое обучение [Электронный ресурс] : учеб. программа для I−V кл. 1 отд-ния вспом. шк. с рус. яз. обучения // Asabliva.by. – Режим доступа: http://www.asabliva.by/sm_full.aspx?guid=84813.
18. Федотов, Г.Я. Дарите людям красоту / Г.Я. Федотов. – М.: Академия, 2005. – 68 с.
19. Цирулик, Н.А. Умелые руки / Н.А. Цирюлик. – Самара.: Академия, 2003. – 43 с.
20. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги / Д. Чиотти. – М.: Академия, 2005. – 68 с.
21. Шинкаренко, В. А. Трудовое обучение : учеб. пособие для 4 кл. 1 отд-ния вспом. шк. с рус. яз. обучения : для работы в классе / В. А. Шинкаренко. – Минск : Нар. асвета, 2016. – 100 с.
22. Шинкаренко, В. А. Методика трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений образования с белорус. и рус. яз. обучения / В. А. Шинкаренко. – Минск : Белорус. гос. ун-т, 2013. – 104 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты