Эмоциональное воспитание подростков в обучении иностранному языку
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Эмоциональное воспитание подростков в обучении иностранному языку»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2021
45.00 BYN
Эмоциональное воспитание подростков в обучении иностранному языку
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика и психология
Организация: Средняя школа № 9, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Complete the crossword.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основания эмоционального воспитания подростков в образовательном процессе
1.1 Сущность и содержание эмоционального воспитания школьников
1.2 Особенности эмоционального воспитания подростков в образовательном процессе
Глава 2 Возможности эмоционального воспитания подростков в обучении иностранному языку
2.1 Пути и средства эмоционального воспитания подростков на уроках иностранного языка и во внеклассной работе по предмету
2.2 Эмоциональное воспитание подростков во внеклассной работе по иностранному языку
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая курсовая работа посвящена проблеме эмоционального воспитания подростков в обучении иностранному языку.
Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с быстрыми изменениями в экономической, политической, культурной жизни общества, что приводит к социальному напряжению и, как следствие, повышает требования к адаптационным механизмам личности. В силу психофизиологических преобразований в растущем организме дети и подростки наиболее уязвимы в стрессовых ситуациях, что приводит к эмоциональным расстройствам [27], которые могут оказывать негативное влияние на академическую успеваемость и психологическое самочувствие в школе. Таким образом, эмоциональное воспитание современной молодежи становится важной педагогической задачей.
Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь (2015) [18], назначение воспитания в системе образования состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, а одной из его основных составляющих выступает воспитание психологической культуры, направленное на развитие эмоционально-ценностной сферы, творческого потенциала и ресурсных возможностей личности; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности благодаря эмоциональной устойчивости.
Идея соединения эмоционального и рационального в воспитании человека зародилась в рамках религиозных и философских (Сократ, Платон, Аристотель) учений. При этом идеалом представлялся «полный контроль просвещённого разума над разрушительным влиянием эмоций» [2, с. 13].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Сущность и содержание эмоционального воспитания школьников
Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова, термин «эмоция» (от франц. émotion) означает душевное переживание, волнение, чувство [31, с. 1421].
Обращение к «Большому психологическому словарю» [7] показывает, что под эмоциями понимается особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Авторы [7] утверждают, что эмоции сопровождают практически любые проявления активности субъекта и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Таким образом, эмоции имеют ярко выраженную субъективную окраску и позволяют человеку выразить свое отношение к окружающим его явлениям и ситуациям, определить их значимость для своей жизнедеятельности и либо проявлять активность для удовлетворения своих потребностей, либо отказаться от нее. Тем самым эмоции выполняют регулятивную функцию.
Анализ литературы показывает, что в психологии известны различные теории, объясняющие сущность и механизмы возникновения эмоций. К примеру, в книге Е.П. Ильина [13] представлены 11 таких теорий, построенные на различных методологических основаниях.
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Пути и средства эмоционального воспитания подростков на уроках иностранного языка и во внеклассной работе по предмету
Иностранный язык как учебный предмет в средней общеобразовательной школе имеет свои особенности, которые благоприятно сказываются на эмоциональном воспитании подростков. Это обусловлено тем, что согласно концепции учебного предмета [17], обучение иностранному языку обеспечивает развитие ценностных ориентаций учащихся, формирование гуманистической позиции личности через создание условий для обогащения конструктивного опыта эмоционально-чувственных отношений как важнейшего фактора положительного восприятия «иного», уважительного отношения к нему, признания многообразия культур.
Анализ учебных программ по иностранному языку для подростковых классов учреждений общего среднего образования Республики Беларусь показывает, что предметно-тематическое содержание обучения тесно связано с интересами подростков, так как затрагивает все сферы их жизнедеятельности: социально–бытовую (внешность и характер, покупки, друзья, жизнь в городе и деревне); учебно-трудовую (урок иностранного языка, школьные традиции), социально-культурную (каникулы, праздники, спорт, литература, кино, музыка); социально-познавательную (путешествие по разным странам, обычаи и традиции разных народов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе выявлены теоретические основания и практические возможности эмоционального воспитания подростков в процессе обучения иностранному языку.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Эмоции играют значительную роль в жизни человека и определяют отношение человека к чему-либо значимому в рамках окружающего мира.
Разнообразие эмоциональной жизни обеспечивает определенную амплитуду между отрицательно окрашенными и положительно окрашенными переживаниями. Поэтому эмоциональное воспитание личности – взаимодействие педагога с учащимися по развитию их эмоционального интеллекта как интегративного качества личности, включающего способность к пониманию эмоций и управлению ими, а также знания, умения и навыки интеллектуальной деятельности по обработке и преобразованию эмоциональной информации.
Под эмоциональным воспитанием школьников понимается взаимодействие учителей и учащихся по развитию их эмоционального интеллекта как интегрированного качества личности, которое включает в себя способность понимать и управлять эмоциями, знания, навыки и интеллектуальную деятельность по обработке и преобразованию эмоциональной информации.
Эмоциональное воспитание школьников направлено на формирование индивидуального опыта гуманистических, эмоционально-эстетических и эмоционально-этических суждений воспитуемых, формирование понимающего отношения к людям и природе.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 352 с.
2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
3. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 288 с.
4. Андреева, И.Н. Эмоциональная креативность: понятие, структура, гендерные различия / И.Н. Андреева // Женщина. Общество. Образование: материалы 9-й междунар. междисципл. науч.-практ. конф., Минск, 15 – 16 дек. 2006 г. / ЖИ «ЭНВИЛА»; редкол.: Л.А. Черепанова [и др.]. – Минск, 2007. – С. 345 – 347.
5. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
6. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 470 с.
7. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М., 2009. – 811 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/26.php.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
9. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М.: АСТ МОСКВА, 2013. – 478 с.
10. Давлетшина, Р.М. Эмоциональная культура как фактор активизации здоровьесберегающего потенциала личности / Р.М. Давлетшина, А.Г. Маджуга // Alma Mater. – 2012. – № 7. – С. 85–92. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://onto.ru/public/publications/meneghetti_2012/davletshina/.
11. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
12. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
13. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001. – 752 с.
14. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов / С.С. Кашлев. – Минск: Университетское, 2000. – 95 с.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
16. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
17. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / Н.П. Баранова [и др.] // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2015. – № 4. – С. 8–16.
18. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Республики Беларусь: утверждена постановлением Министерства образования РБ от 15 июля 2015 г. № 82 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/wp-content/uploads/2015/umodos/koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc.
19. Лук, А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лук. – М.: Знание, 1982. – 176 с.
20. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
21. Ларионова, И.А. Ситуация успеха как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель – ученик» / И.А. Ларионова, С.О. Ларионова // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. – 2014. – №6. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16371.
22. Мантрова, М.С. Ситуация успеха как фактор развития позитивного образа я современного подростка / М.С. Мантрова // Психология [Электронный ресурс]. – 2013. – №2 (151). – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16371.
23. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова [и др.]. – М.: Б.и., 1994. – 112 с.
24. Осмоловская, И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: учеб. пособие / И.М. Осмоловская. – МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК». – М., 2004. – 176 с.
25. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
26. Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни / А.М. Прихожан, А.В. Толстых. – М.: Знание, 2000. – 97 с.
27. Психическое здоровье подростков: Информационный бюллетень ВОЗ от 23.10.2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health.
28. Рожина, Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: пособие для учителей и практ. психологов / Л.Н. Рожина. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 272 с.
29. Рекомендации по результатам изучения личностного развития учащихся (2020/2021 учебный год) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://monitoring.adu.by/attachments/article/48/Lichnostnoe_razvitie_2021_1.pdf.
30. Сергеева, О.А. Система педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников: автореф. дис. …докт. пед. наук: 13.00.01/ О.А. Сергеева; Моск. гор. пед. ун-т. – М., 2013. – 49 с.
31. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова – М.: Гос. ин-т “Сов. энцикл.”; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935–1940. (4 т.)
32. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. – М.-Л., 1950. – Т. 10. – 669 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/ushinsky_sobranie_sochineny_tom10_1950_text.pdf.
33. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.calameo.com/books/0045343054a2280cdea5f.
34. Хрущёв, В.А. Особенности эмоционального развития подростков / В.А. Хрущев, Н.Г. Смышляева // Вестник Северо-Казахстанского госуниверситета им. М. Козыбаева. – 2015. – № 3 (28) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://articlekz.com/article/34239.
35. Якобсон, П.М. Изучение чувств детей и подростков ⁄ Психология чувств. Часть 2. – М.: Издательство Академии пед. наук, 1961. –214 с.
36. Якобсон, П.М. Почему надо воспитывать чувства детей / П.М. Якобсон. – М.: Просвещение, 1964. – 75 с.
37. Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание / П.М. Якобсон. –М.: Знание, 1976. – 64 c.
38. Goleman, D. Emotional intelligence / D. Goleman. – N.Y.: Bantam Books, 1995.
39. Mayer, J.D. Emotional intelligence meet traditional standard for an intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey, D. Caruso // Intelligence. – 1999. – № 27. – P. 267 – 298.
40. Лапицкая Л. М., Калишевич А. И., Севрюкова Т. Ю., Седунова Н. М. Учебник «Английский язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchebniki.by/rus/skachat/id01978s.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Complete the crossword.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты