ВВЕДЕНИЕ
Фестивализация стала своеобразным символом современной социально-культурной ситуации в мире. Данная тенденция свойственна и культурной жизни Беларуси: в стране реализуется множество международных культурных проектов, в том числе международных джазовых музыкальных фестивалей. Обладая огромным культуротворческим потенциалом, фестиваль представляет собой образец разноуровневой коммуникации, удовлетворяет потребности людей в смене видов деятельности, общественной оценке своей работы, эстетическом творчестве, самовыражении, приобщении к социально значимым целям.
Произведения белорусских композиторов, мировой классической и эстрадной музыки звучат в исполнении как профессиональных, так и самодеятельных музыкантов. Вместе с тем современное музыкальное искусство Беларуси стремится сохранить национальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления, среди которых заявленный в теме джаз.
В связи с чем, актуальность темы определяется необходимостью изучения особенностей международных проектов в области джазовой музыки в целом и международных джазовых фестивалей в частности как популярной формы международных культурных связей на современном этапе.
Объект исследования – международные проекты в области джазовой музыки как форма международного культурного сотрудничества.
Предмет исследования – особенности международных джазовых фестивалей как актуальных практик в международном культурном сотрудничестве.
Цель исследования – выявить особенности международных джазовых фестивалей как актуальных практик в международном культурном сотрудничестве.
Поставленная цель будет достигаться решением ряда взаимообусловленных и взаимосвязанных задач:
– охарактеризовать развитие международных культурных связей в Республике Беларусь с учетом особенностей данного процесса;
– выявить специфику музыкальных фестивалей как актуальных международных практик в их историко-культурной динамике;
– провести аналитический обзор наиболее известных и масштабных джазовых музыкальных фестивалей дальнего зарубежья;
– рассмотреть наиболее известные и масштабные проекты в области джазовой музыки в Республике Беларусь и странах ближнего зарубежья.
Теоритическая основа исследования сформирована на основании анализа научных трудов (диссертаций, монографий, научно-методический изданий, статей) по культурологии, социологии, социологии искусства и социокультурной деятельности, а также иных публикаций, размещенных в электронных библиотеках открытого доступа.
ГЛАВА 1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Музыкальные фестивали в контексте международных культурных связей: общая характеристика и социокультурный потенциал
Международные отношения – это система межгосударственных взаимодействий, субъектами которых являются: государства, государствоподобные образования; нации и народы; международные организации; индивиды. Субъекты международных отношений – это определенные образования, которые согласно с договоренностями между государствами и международным правом имеют международную правосубъектность в данной системе [15, с. 12].
В Уставе ООН в 1970 году были прописаны правила поведения государств: «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств». Международная организация ООН также является субъектом международного права. ООН играет значительную роль во всей системе международных отношений с 1945 года. Организация стала первым в истории механизмом разностороннего взаимодействия разных государств в целях поддержания безопасности и мира, содействуя социальному и экономическому прогрессу [22, с. 54].
Правовая база международного культурного сотрудничества Беларуси получила законодательное оформление в Законе «О культуре в Белорусской ССР», принятом 4 июня 1991 года. В нем декларировалось стремление отказаться от классовых установок, начать переустройство культурной сферы на основе общечеловеческих ценностей, использовать подходы и нормы, соответствующие взятым международным обязательствам [47]. В 1990-е годы были предприняты усилия по налаживанию двустороннего культурного сотрудничества с зарубежными странами, прежде всего Центральной и Западной Европы. К концу 1999 года Республика Беларусь подписала 25 двусторонних международно-правовых актов, регулирующих отношения в области образования, культуры, искусства, средств массовой информации, спорта и туризма, в том числе с Болгарией, Германией, Индией, Италией, Кипром, КНР, Польшей, Российской Федерацией, Румынией, Словакией, Словенией, Узбекистаном, Югославией [52, с. 201-202].
Главными организаторами международного культурного взаимодействия стали Министерство культуры и Министерство иностранных дел Республики Беларусь. Министерство культуры выступало координатором культурного обмена, инициатором разработки программ сотрудничества, как с отдельными зарубежными странами, так и с международными организациями [47].
ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ В ОБЛАСТИ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ФЕСТИВАЛЕЙ
2.1 Международные джазовые фестивали дальнего зарубежья
По мнению Н. Е. Рябовой, «фестивальное движение, располагающее огромным числом форм и методов, реализуется в культуротворческих, культуроохранных, рекреативных, образовательных и коммуникативных технологиях социально-культурной» [43, с.146].
Главными задачами музыкальных фестивалей, в глобальном смысле, заключаются в том, что они способствуют активизации международных контактов, т.к. музыкальные связи могут развиваться даже в условиях межгосударственных противоречий, так же они способствуют обогащению национальных культур, сохранению культурного разнообразия в мире. Таким образом, фестивали можно назвать одним из наиболее интересных явлений международных культурных связей на рубеже веков. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности, расширение географии связано не только с формированием новых коммуникативных процессов и обновлением видов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями [33].
В конце XX века постепенно формируется и утверждается в международной политической практике концепция единого мирового культурного пространства, где каждая страна, сохраняя сложившиеся политические институты, национальную и культурную самобытность, является частью общего культурного пространства. Интегрирующая роль в этом процессе играют международные фестивали, число которых год от года растет [33]. Обратившись к изучению проектов музыкальных фестивалей, можно убедиться, что в их концепции отражается актуальная интенция современной культуры – стремление к глобализации символических связей, «многоязычию» исторических, национальных, авторских и прочих элементов, «всемирному» диалогу [55, с. 36].
Международные музыкальные фестивали сегодня – это уникальная форма артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур, государственного престижа, а также возможность формирования новой «планетарной» культуры третьего тысячелетия. Кроме того, фестивали играют значительную гуманитарную роль, содействия взаимному познанию и пониманию, в качестве основы для достижения более высокого уровня уважения и доверия между народами [33].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всей работе, нацеленной на выявление особенностей международных джазовых фестивалей как актуальных практик в международном культурном сотрудничестве, приведем основные полученные теоретические выводы.
1. Среди важнейших задач международного культурного сотрудничества выделим формирование гражданской идентичности, развитие представлений об общественных ценностях и приоритетах, а также способствование усвоению демократических и гуманистических ценностных ориентаций. В данном случае фестиваль становится реальной основой для коммуникации между представителями различных культур, обеспечивающей социально-культурные условия для эффективной межкультурной коммуникации (обмен творческим, социальным и духовным опытом, создание новых продуктов совместного творчества, достижение новых результатов личностного становления).
Тематическая направленность фестивалей позволяет наполнить каждый из них выставочными мероприятиями, семинарами, конференциями, мастер-классами, творческими лабораториями, что способствует решению целого ряда задач: укреплению и расширению культурных связей между народами, странами, регионами, городами; проведению продуманной национальной культурной политики, ибо фестивальные программы, представляющие ту или иную страну, способствуют формированию многогранного позитивного образа ее культуры.
2. В ходе изучения истории фестивального движения, было установлено, что первыми международными фестивалями стали фестивали музыкальные. На современном этапе, как и музыкальные конкурсы, они могут быть ориентированы как на классический, так на эстрадный и фольклорный репертуар, иметь национальный и международный статус.
Как видно по приведенной выше информации, число международных фестивалей неуклонно растет, а их география расширяется. Сегодня можно говорить о фестивалях как о мировом явлении. Их количество столь велико, а программы столь разнообразны, что на первый взгляд это явление с трудом поддается анализу и описанию. Однако мы попробуем рассмотреть наиболее яркие и известные фестивали в рамках следующего раздела.
3. Международные музыкальные фестивали являются одним из оригинальных направлений межкультурной коммуникации, обладающих своей спецификой. Музыкального искусство как вид творчества обладает исключительной эмоциональной силой, способной вовлекать в общение обширную аудиторию и объединять людей разных наций, религиозной принадлежности и культурных традиций.
1. Азизян, И. А. Поиски синтеза искусств / И. А. Азизян // Диалог искусств Серебряного века. – М. : Прогресс-традиция, 2001. – С. 245–306.
2. Артановский, С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций / С. Н. Артановский. – СПб. : СПбГАК, 1994. – 224 с.
3. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – 2-е изд. – М. : Художественная литература, 1990. – 543 с.
4. Белоблоцкий, Н. В. Маркетинг музыкальных фестивалей [Электронный ресурс] / Н. В. Белобоцкий // Арт-менеджер. – 2003. – № 2(5). – Режим доступа: http://www.artmanager.ru/articles/tourism/182-014.html.
5. Белорусская культура [Электронный ресурс] // Официальный сайт Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture.
6. Боголюбова, Н. М. Культурный обмен в системе международных отношений / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. – СПб. : СПбГУ, 2003. – 192 с.
7. Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. – СПб. : СПбКО, 2009. – 415 с.
8. Бориснев, C. B. Социология коммуникации / С. В. Бориснев. – М. : Юнити-Дана, 2003. – 270 с.
9. В Солигорск съехались лучшие джазовые музыканты страны [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минского городского исполнительного комитета. – Режим доступа: http://www.minsk-region.gov.by/novosti/novosti-oblasti/pianino-dlya-pobeditelya-i-orkestrovyy-batl-v-soligorsk-sekhalis-luchshie-dzhazovye-muzykanty-strany/.
10. Гайдук, Т. А. Организация праздничных мероприятий / Т. А. Гайдук. – М. : ОРИГО, 2007. – 155 с.
11. Галицкий, А. Р. Музыкальный язык джазового творчества Дейва Брубека: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / А. Р. Галицкий. – Санкт-Петербург, 1999. – 23 с.
12. Гарустович, H. B. Продюсерская деятельность в современной социокультурной сфере республики Беларусь: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Н. В. Гарустович. – Минск : БГУКИ, 2003. – 20 с.
13. Джазовые вечера в Минске [Электронный ресурс] // Официальный сайт Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belarus.by/ru/press-center/photo/dzhazavyja-vechary--mnsku_i_3671.html?page=1.
14. Джазовый фестиваль в Монтрё [Электронный ресурс] // Туристический портал «MySwitzerland». – Режим доступа: https://www.myswitzerland.com/ru/experiences/events/montreux-jazz-festival/.
15. Дугин, А. Г. Международные отношения. Парадигмы, теории, социология / А. Г. Дугин. – М. : Академический проект, 2014. – 431 c.
16. Ерасов, Б. М. Социальная культурология / Б. М. Ерасов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : АспектПресс, 2000. – 591 с.
17. Жиделева, К. А. Фестиваль искусств как фактор диалога культур / К. А. Жиделева, Н. Б. Кириллова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VII МНПК. – Новосибирск: СибАК, 2012. – С. 54–56.
18. Запесоцкая, Н. А. Проектная культура как основа профессионального мастерства менеджера социально-культурной сферы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Н. А. Запесоцкая. – СПб. : СПбГУКИ, 2007. – 20 с.
19. Коваленко, A. B. Культура и массовая коммуникация / А. В. Коваленко. – М. : Наука, 1986. – 303 с.
20. Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры [Электронный ресурс] / Кодекс Республики Беларусь // Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН-ONLINE». – Режим доступа: http://etalonline.by/document/?regnum=Hk1600413.
21. Конен, В. Д. Пути американской музыки / В. Д. Конен. – M. : Сов. композитор, 1977. – 446 c.
22. Кувалдин, В. Б. Глобальный мир: экономика, политика, международные отношения / В. Б. Кувалдин. – М. : Магистр, 2009. – 207 c.
23. Куличкина, Г. В. Фестиваль как форма межкультурной коммуникации в условиях полиэтничного региона / Г. В. Куличкина, Н. С. Мельникова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2015. – № 3 (43). – С. 127–133.
24. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн ; пер. с англ. – M. : Кучково поле, 2007. – 464 с.
25. Международные музыкальные и театральные фестивали [Электронный ресурс] // Архив учебных материалов для студентов «Studme.org». – Режим доступа: https://clck.ru/QoSUr.
26. Международный джазовый проект «Jazz Stories» [Электронный ресурс] // Гродненский портал о приграничье «Prigranice.by». – Режим доступа: http://prigranice.by/news/kultura/3547-den-jazz-v-grodno-8-avgusta.
27. Международный фестиваль ««JAZZ PROVINCE» [Электронный ресурс] // Информационно-новостной портал «JazzMap». – Режим доступа: https://www.jazzmap.ru/festival/djazovaya-provinciya.php.
28. Международный фестиваль «Koktebel Jazz Party» [Электронный ресурс] // Информационно-новостной портал «JazzMap». – Режим доступа: https://www.jazzmap.ru/festivals/Koktebel-festival-Nash-Dzhaz.php.
29. Международный фестиваль «Rigas Ritmi Festival» [Электронный ресурс] // Информационно-новостной портал «JazzMap». – Режим доступа: https://www.jazzmap.ru/festival/rigas-ritmi-festival.php.
30. Международный фестиваль «Кофе&Jazz» [Электронный ресурс] // Информационно-новостной портал «JazzMap». – Режим доступа: https://www.jazzmap.ru/festival/vi-mejdunarodnyi-festival-kofe-jazz.php.
31. Международный фестиваль джаза в Барселоне [Электронный ресурс] // Информационно-новостной портал «Calend.ru». – Режим доступа: https://www.calend.ru/holidays/0/0/2767/.
32. Международный фестиваль-конкурс эстрадной и джазовой музыки в Барановичах собрал более 600 участников из 7 стран [Электронный ресурс] // Барановичская объединенная газета «Наш край». – Режим доступа: https://nashkraj.by/news/kultura/i_mezhdunarodnyy_festival_konkurs_estradnoy_i_dzhazovoy_muzyki_v_baranovichakh_sobral_bolee_600_ucha/.
33. Мельник, М. А. Международные музыкальные фестивали как форма межкультурной коммуникации [Электронный ресурс] / М. А. Мельник // Сайт ТамбГУ им. Г. Р. Державина. – Режим доступа: https://clck.ru/QoQsR.
34. Мельник, М. А. Социально-культурные условия развития межкультурных коммуникаций участников военно-музыкальных фестивалей: автореф. дис. … канд. педагог. наук: 13.00.05 / М. А. Мельник. – Москва, 2017. – 25 с.
35. Меньшиков, A. M. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / А. М. Меншиков. – М. : РАТИ (ГИТИС), 2004. – 20 с.
36. Музыкальный фестиваль «Boomtown» [Электронный ресурс] // Официальный сайт фестиваля. – Режим доступа: https://www.boomtownfair.co.uk/.
37. О фестивале «Триумф Джаза» [Электронный ресурс] // Сайт Международного фестиваля Игоря Бутмана «Триумф Джаза». – Режим доступа: https://www.jazztriumph.ru/about/.
38. Периль, Б. В. Фестивальная практика: опыт case-study / Б. В. Периль // Экология культуры. – 2002. – № 3 (28). – С. 24–73.
39. Петров, Л. В. Коммуникации в культуре: процессы и явления / Л. В. Петров. – СПб. : Нестор, 2005. – 197 с.
40. Положение VIІІ международного фестиваля-конкурса джазовой и эстрадной музыки «JAZZ-TIME» [Электронный ресурс] // Официальный сайт фестиваля-конкурса. – Режим доступа: https://jazz-time.by/ru/2013-11-12-11-54-48/2013-11-12-11-55-28.html.
41. Рыбакова, Е. Л. Международный летний семинар в области менеджмента культуры и искусств в Консорциуме университетов Пори / Е. Л. Рыбакова // Вестник ОГУ. – 2011. – № 5 – С. 251–253.
42. Рыбакова, Е. Л. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы исследования / Е. Л. Рыбакова. – СПб. : СПбГУКИ, 2006. – 280 c.
43. Рябова, Н. Е. Актуализация ценностных смыслов гражданственности в условиях фестиваля самодеятельного художественного творчества детей и подростков / Н. Е. Рябова // Вестник МГУКИ. – 2009. – №6. – С. 146–150.
44. Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация / А. П. Садохин. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 288 с.
45. Саликов, А. Э. Белорусская национальная культура в условиях глобализации: сохранение самобытности и развитие (теоретико-культурологический аспект): автореф. дис. канд. культурологии : 24.00.01 / А. Э. Саликов ; БГУ культуры и искусств. – Минск, 2010. – 312 с.
46. Сиамашвили, Э. Имидж – все! Фестиваль как способ продвижения бренда [Электронный ресурс] // Информационно-новостной портал «Еvent.ru». – Режим доступа: https://event.ru/trips/imidzh-vse-festival-kak-sposob-prodvizheniya-brenda/.
47. Снапковский, В. Е. Международное культурное сотрудничество Республики Беларусь (1991-2011 гг.) [Электронный ресурс] / В. Е. Снапковский, О. И. Лазоркина // Репозиторий БГУ. – Режим доступа: https://clck.ru/QH6Du.
48. Терновая, Л. О. Геопоэтика: международные отношения и искусство / Л. О. Терновая. – М. : Альфа-М, 2013. – 592 c.
49. Топ-10 музыкальных фестивалей [Электронный ресурс] // Интернет-портал журнала «EURASIA plus» (раздел «Искусство и культура Евразии»). – Режим доступа: http://www.eurasia.press/magazine/art_history_eurasia/top10_fest.phtml.
50. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры / Г. Л. Тульчинский. – СПб. : Лань, 2001. – 384 с.
51. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга ; общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. – М. : Прогресс, 1992. – 464 с.
52. Шадурский, В. Г. Культурные связи Беларуси со странами Центральной и Западной Европы: 1945–1990-е годы / В. Г. Шадурский. – Минск : БГУ, 2000. – 285 с.
53. Шарков, Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации / Ф. И. Шарков. – М. : Дашков и К°, 2010. – 592 с.
54. Широкова, Е. А. Музыкальный фестиваль в диалоге культур: дис. … канд. культурологии: 24.00.01 / Е. А. Широкова. – СПб. : СПбГУКИ, 2013. – 171 с.
55. Ярошенко, Н. Н. Социокультурная деятельность: парадигмы, методология, методика : монография / Н. Н. Ярошенко. – М. : МГУКИ, 2000. – 204 с.
56. JAZZ-TIME – фестиваль в ритме джаза [Электронный ресурс] // Официальный сайт фестиваля-конкурса. – Режим доступа: https://jazz-time.by/jazz-time-pressa-o-nas/4-jazz-time-festival.html.
57. Mawazine [Электронный ресурс] // Официальный сайт фестиваля. – Режим доступа: http://www.festivalmawazine.ma/fr/.
58. New Orleans Jazz & Heritage Festival [Электронный ресурс] // Официальный сайт фестиваля. – Режим доступа: https://www.nojazzfest.com/.
59. Portland Jazz Festival [Электронный ресурс] // Официальный сайт некоммерческой организации «PDX Jazz». – Режим доступа: https://pdxjazz.org/festival/.
60. Umbria Jazz Festival [Электронный ресурс] // Официальный сайт фестиваля. – Режим доступа: https://www.umbriajazz.it/en/.