Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологической помощи в подростковом возрасте
1.1. Психологические особенности личности подросткового возраста
1.2. Направления оказания психологической помощи личностям подросткового возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование оказания психологической помощи в подростковом возрасте
2.1. Диагностика психологического состояния личностей подросткового возраста
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Разработка направлений психологической помощи личностям подросткового возраста
Выводы по 2 главе
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы
Приложение 1
ВВЕДЕНИЕ
Важность изучения оказания психологической помощи личностям подросткового возраста связана с тем, что подростковый возраст является важнейшим этапом жизни, во многом определяющим дальнейшую судьбу человека. Важность подросткового возраста заключается в том, что именно в этом возрасте закладываются основы и устанавливаются общие направления формирования нравственных и социальных установок человека.
Подростковый возраст – это возраст от 10-11 до 15-16 лет. Этот возраст называется переходным, потому что в это время происходит своего рода переход от детства к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. Наиболее важными процессами переходного периода являются расширение круга общения индивида, групповой принадлежности и тип людей, на которых она направлена. Подростковый возраст традиционно считается одним из самых критических моментов в личном развитии. Это эпоха активной индивидуализации, время, когда быстро возникает потребность в самоутверждении.
Исследования в области прикладной психологии развития продолжаются как в нашей стране, так и за рубежом. Необходимость их выполнения вызвана потребностями современного общества в психологическом анализе различной повседневной жизни, реальной жизни детей и острой неудовлетворенностью западных психологов результатами лабораторных экспериментов предыдущего периода.
В настоящее время существует два основных показания к психологической помощи детям: возникновение кризисной ситуации (распад семьи, госпитализация, неуспеваемость и т.д.) и грубые или стойкие поведенческие расстройства (страх, слабость, воровство, ложь). Профилактические функции консультирования развиты гораздо меньше. В отечественной психологии необходимость систематического контроля хода интеллектуального развития детей осознавалась с первых лет их становления. Л.С. Выготский, Н.М. Щелованов и другие советские ученые обратили внимание на эту проблему.
Методология, теория и практика возрастно-психологического консультирования еще полностью не разработаны. Практические проблемы часто заставляют психологов обращаться к зарубежному опыту и методическим инструментам. Признавая безусловную ценность этого опыта, нельзя не видеть, что он не содержит в себе решения многих актуальных проблем. Представляется многообещающим разработать метод консультирования, который воплотит в себе достижения русской теоретической мысли и ликвидирует разрыв между теорией и практикой.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологические особенности личности подросткового возраста
Самая важная черта подросткового возраста – это фундаментальное изменение уверенности в себе, которое необходимо для дальнейшего развития и воспитания подростка как личности. Расстройства самооценки могут приводить к агрессии, тревоге, трудностям в общении, а иногда и к попыткам суицида [10, c. 31].
В подростковом возрасте молодые люди активно развивают уверенность в себе, вырабатывают собственную систему самооценивания и самоотношения, а также развивают свою способность проникновения в свой собственный мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость. В его голове происходит постепенный сдвиг от внешних (в основном родительских) оценок к внутренним.
Подросток созревает физиологически и психически, и в дополнение к новым чувствам и желаниям, у него появляются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. В процессе развития личности на ее внутреннюю сторону, с более или менее характерными чертами на характер в целом. Это включает в себя иногда преувеличенное осознание собственной идентичности. Самооценка – это центральное образование человека. Она во многом определяет социальную адаптацию человека, регулирует его поведение и действия [13, c. 76].
Самооценку подростка определяет формирование определенных качеств личности. Например, адекватный уровень способствует развитию у подростков уверенности в себе, самокритики, настойчивости или чрезмерной самоуверенности и некритичности.
Подростки со склонностью к завышению самооценки проявляют достаточное ограничение активности и больше внимания к общению.
Для агрессивных подростков характерны чрезмерная самооценка (как максимально положительная, так и максимально отрицательная), повышенные страхи, опасения обширных социальных контактов, эгоцентризм и неспособность найти выход из сложных ситуаций.
Развитие рефлексии не ограничивается внутренними изменениями в самой личности, в контексте которых становится возможным более глубокое понимание других людей. Становится возможным развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста, которое полностью зависит от содержания окружающей среды.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПОДРОСТКООМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностика психологического состояния личностей подросткового возраста
Целью данной работы является выявить направления оказания психологической помощи личностям подросткового возраста. В данной работе в связи с целью работы осуществлялось эмпирическое исследовании, в котором принимали участие подростки, поступающие в высшее учебное заведение.
Исследование проводилось поэтапно. На подготовительном этапе, был осуществлен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к нашему исследованию, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать задачи, подобрали методы исследования. На основном этапе во время исследовательской работы, в сочетании с анализом научных положений была проведена диагностика психологических сторон личностей подростков, поступающих в высшее учебное заведение. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительной этапе работы были проведены анализ и интерпретация результатов исследования, формулировались заключительные выводы.
Выборка: в исследовании принимали участие подростки в возрасте 17-19 лет, поступающие в высшее учебное заведение города – 17 человек.
В соответствии с целью и задачами исследования, нами были выбраны следующие методики:
– методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона;
– методика «Самооценка психологической адаптивности».
– самооценка психических состояний по Г. Айзенку.
Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона [12]: данный диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким. Феномен одиночества заключается в том, что чувство одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее.
Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Чувство одиночества побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой «болезни», ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное. В чувстве одиночества есть познавательный момент.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст – это возраст от 10-11 до 15-16 лет. Этот возраст называется переходным, потому что в это время происходит своего рода переход от детства к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. Наиболее важными процессами переходного периода являются расширение круга общения индивида, групповой принадлежности и тип людей, на которых она направлена. Подросток созревает физиологически и психически, и в дополнение к новым чувствам и желаниям, у него появляются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. В процессе развития личности на ее внутреннюю сторону, с более или менее характерными чертами на характер в целом. Это включает в себя иногда преувеличенное осознание собственной идентичности. Самооценка – это центральное образование человека. Она во многом определяет социальную адаптацию человека, регулирует его поведение и действия.
Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетенции людей, преодоление различных психологических проблем и формирование психологического здоровья человека. Целью оказания психологической помощи является преодоление различного рода психологических затруднений. В жизни каждому человеку довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Одним из самых важных видов психологической помощи, оказываемой личностям подросткового возраста, является психологическое консультирование. В других видах практической психологической работы с подростками, в отличие от консультирования, психотерапевтическая практика предполагает прямое личное общение, взаимодействие между подростком и психологом, и даже когда клиент решает свою проблему. Большую часть основной психокоррекционной работы, связанной с практикой психологического консультирования, подросток выполняет сам, в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним.
Целью данной работы являлось выявить направления оказания психологической помощи личностям подросткового возраста. В данной работе в связи с целью работы осуществлялось эмпирическое исследовании, в котором принимали участие подростки, поступающие в высшее учебное заведение. Было проведено исследование психологических особенностей личностей подросткового возраста во время адаптации в высшее учебное заведение. В результате проведенного эмпирического исследования психологических особенностей у подростков в процессе адаптации к новому учебному заведению выявлены некоторые негативные моменты: чувство страха, боязни; некоторая неуверенность в себе; присутствуют моменты агрессивного поведения подростков; возникновение конфликтных ситуаций.
1. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. – Издание второе, стереотипное. М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 368 с.
2. Азарнова, А. Н. Психологическое консультирование: базовые приемы и техники / А. Н. Азарнова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 317 с.
3. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – Изд. 2-е. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 208 с.
4. Арендачук, И. В. Особенности межличностных отношений подростков в зависимости от уровня принятия других людей / И. В. Арендачук. – Саратов, 2016. – 12 с.
5. Бажутина, С. Б. Практическая психология в вузе и школе / С. Б. Бажутина, Г. Г. Воронина, И. П. Булах. Луганск: Янтарь, 2000. 113 с.
6. Бодалев, А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 32 с.
7. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. – М.: Государственный университет. – Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2012. – 120 c.
8. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. (Учеб. пособие для студентов ст. курсов психол. фак. и отд-ний ун-тов) / А. Ф. Бондаренко. – К.: Укртехпресс, 2007. – 216 с.
9. Волков, Б. С. Психология подростка / Б.С. Волков. – М.: Говорящая книга, 2012. – 123 c.
10. Гамезо, В. М. Возрастная и педагогическая психология / В. М. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 265 с.
11. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций) / С. Д. Забрамная. – М.: В. Секачёв. 2007. 128 с.
12. Касаткина, Н. В. Особенности общения подростков со сверстниками противоположного пола / Н. В. Касаткина // Научное мнение. –2015. – № 2. – С. 160-162.
13. Королева, А. Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А. Ф. Королева // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 76-78.
14. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования. Пер. с лит. / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2009. 240 с.
15. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия Р. Кочюнас. – Москва: Академический проект; Трикста, 2004. – 464 с.
16. Лысенко, Е. М. Групповое психологическое консультирование: крат. курс лекций / Е. М. Лысенко, Т. А. Молодиченко. – Москва: Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2006. – 159 с.
17. Олифирович, Н. И. Индивидуальное психологическое консультирование: теория и практика. М.: Тесей, 2005. 264 с.
18. Психологический словарь Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008 856с.
19. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
20. Хломов, К. Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития / К. Д. Хломов // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 1-9.