Роль интеллектуальных операций в осуществлении речевой деятельности на иностранном языке
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль интеллектуальных операций в осуществлении речевой деятельности на иностранном языке»
по дисциплине: «Английский язык»
2021
45.00 BYN
Роль интеллектуальных операций в осуществлении речевой деятельности на иностранном языке
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Английский язык
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Игра Where is the spoon.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Fun Brain.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Fun Brain.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Определение понятия «речевая деятельность»
1.2 Психологические механизмы речевой деятельности
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Значение процесса обучения иностранному языку для развития психологических механизмов речевой деятельности
2.2 Упражнения на уроках иностранного языка, развивающие психологические механизмы речевой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Новые науки, такие как психолингвистика и когнитивная лингвистика, возникают на стыке наук, занимающихся этой проблемой, которые возникли на стыке психологии и лингвистики, социолингвистики на стыке лингвистики и социологии или лингвогенетики, а также других наук. Каждая новая наука рассматривает речевую деятельность с новой, ранее неизвестной стороны
Получая новые знания о таком понятии, как речевая деятельность, мы можем получить более полное представление о ней, чтобы затем углубиться в более узкие аспекты этого понятия, поэтому проблема этого исследования заключается в том, что психологические механизмы речевой деятельности редко рассматриваются в контексте обучения иностранным языкам. Данной проблемой занимались многие лингвисты: Л. С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.П. Глухов, И. А. Зимняя, Ноам Хомский, Жан Пиаже и др. Однако и сегодня остается много вопросов касающихся речевой деятельности.
Актуальность данного исследования заключается во взаимосвязи психологических механизмов речевой деятельности с приобретением языковых знаний и умений в учебной деятельности учащихся эти знания помогут учителю иностранного языка грамотно организовать учебный процесс с целью повышения интеллектуального развития их личности.
Цель исследования изучить роль интеллектуальных операций в осуществлении речевой деятельности на иностранном языке.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие «речевая деятельность».
2. Изучить психологические механизмы речевой деятельности.
3. Описать значение процесса обучения иностранному языку для развития психологических механизмов речевой деятельности.
4. Проанализировать упражнения на уроках иностранного языка, развивающие психологические механизмы речевой деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Определение понятия «речевая деятельность»
Первые упоминания о речевой деятельности приводятся в трудах Л.С. Выготского, характеризуя ее как структуру, предметное содержание и сложный механизм. А.А. Леонтьев описывает речевую деятельность как языковой процесс [10, c. c. 55].
В 60-х годах речевая деятельность стала глубоко изучаться отечественной психологической наукой. Сформировались основные научные позиции теории речевой деятельности – основоположником был А. А. Леонтьев.
А.Н. Леонтьев утверждал, что речь не обязательно называть деятельностью, речь вплетена в ткань всей деятельности. А.А. Леонтьев говорил, что у него своя структура, свое отношение и что она является отдельной деятельностью.
Речевая деятельность – это процесс активного, целенаправленного взаимодействия людей в процессе общения. Речевая деятельность связана с другими видами человеческой деятельности:
- с мыслительной деятельностью;
- с мнестической деятельностью (памятью);
- с нейромоторной деятельностью [10, c. 65].
Речевая деятельность по двум каналам связана с другими видами деятельности человека:
1. Речевая деятельность является частью психической жизни человека, поэтому она будет связана с аналогичными видами психической деятельности (познавательной, интеллектуальной, мнестической, сенсорной, перцептивной, коммуникативной, моторной).
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Значение процесса обучения иностранному языку для развития психологических механизмов речевой деятельности
Рассмотрим взаимосвязь психологических механизмов речевой деятельности: восприятие, память и мышление, с преподаванием иностранного языка учащимся. Эти психологические механизмы речевой деятельности определяются в психологии так же, как психические когнитивные процессы. Этот термин будет в дальнейшем использоваться в этой статье для удобства изложения. Мы также рассмотрим такие мыслительные когнитивные процессы, как внимание и воображение, потому что они тесно связаны с интересующими нас психическими процессами, а также играют важную роль в обучении учащихся начальной школы иностранному языку [9, c. 52-53].
Как известно, каждый возрастной период имеет свой тип ведущей деятельности. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, развитие которой определяет изменение психических процессов и психологических особенностей личности ребенка на данном этапе. Ведущие занятия готовят ребенка к переходу на новый, более высокий уровень развития.
В школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Она определяет развитие всех мыслительных процессов школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. При этом дети не теряют интереса к игре, и, по мнению А.Н. Леонтьева, успех решения поставленных целей достигается раньше, если разнообразие видов деятельности пересекается друг с другом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речевая деятельность – это процесс активного, целенаправленного взаимодействия людей в процессе общения. Речевая деятельность связана с другими видами человеческой деятельности:
- с мыслительной деятельностью;
- с мнестической деятельностью (памятью);
- с нейромоторной деятельностью.
Ученые выделяют следующие виды ревой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Отдельным видом выделяется думание, но не все ученые согласны с тем, что думание – это вид речевой деятельности, некоторые утверждают, что это всего лишь часть вышеназванных видов деятельности. Существуют школа, которая изучает механизмы РД, ее представители Жинкин Н.И., Зимняя И.А., согласно концепции И.А. Зимней можно выделить следующие механизмы деятельности:
- механизм осмысления,
- мнемическая организации РД (прежде всего — механизм речевой памяти),
механизм упреждающего анализа и синтеза речи (механизм речевого прогнозирования или прогнозирования речи).
Основными составляющими иноязычных способностей, которые могут развиваться у детей в процессе овладения иностранным языком, являются память, внимание, мышление, воображение и восприятие. Успешность формирования навыков и умений иностранного языка общения, легкость и скорость их усвоения зависят от того, насколько развиты эти психические процессы у ребенка, при обучении общению используются разные методы:
- наглядность (картинки, видео, аудио и т.д.);
- игры (имитация норм поведения в реальных ситуациях);
- постановка сказок (попытка персонифицировать персонажей).
1. Баранов, Р.Е.. Пособие по русскому языку с основами языкознания/ Р.Е. Баранов. — М.: МПГУ,2015. — 149 с.
2. Богачев, Ю.П. Лексические основы речи коррекционного педагога/ Ю.П. Богачев, И.Н. Сосинская. - М., 2010. – 250 с.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь/ Л. С. Выготский. — М.: Издательство "Лабиринт", 1999. — 352 с.
4. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов/В.П.Глухов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351
5. Гончарук, Н. П. Развитие интеллектуальных компетенций в процессе обучения иностранным языкам / Н. П. Гончарук, Е. И. Хромова, // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17. – 228-335 с.
6. Жинкин, Н.И. Механизмы речи/ Н.И. Жинкин. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958.- 181 с.
7. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – Москва: 'МОДЭК', 2001. – 432 с.
8. Игры для подготовки [Электронный ресурс]. – https://logiclike.com/podgotovka-k-shkole/razvivayushchie-igry/.
9. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку. Учеб. пособие / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева – М.: Академия, 2000. – 264 с.
10. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – С. 65
11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубенштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
12. Ситдикова, Г. Г. Активные методы обучения в урочной и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку: материалы VI Междунар. науч. конф / Г. Г. Ситдикова.— Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — 50-51 с.
13. Сосинская, И.Н. Лингвистический анализ различных единиц языка и речи/ Сосинская И.Н., Михалькова О.В.. М., 2010. – 356 с.
14. Шадриков, В. Д. Интеллектуальные операции: Монография/В.Д.Шадриков. – М.: Логос, 2006. – 108 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Игра Where is the spoon.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Fun Brain.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Fun Brain.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты