Закон-важнейший нормативный правовой акт
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Закон-важнейший нормативный правовой акт»
по дисциплине: «Теория государства и права»
2021
45.00 BYN
Закон-важнейший нормативный правовой акт
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория государства и права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНКИ, ВИДЫ
1.1 Понятие и признаки нормативно-правового акта
1.2 Классификация и виды нормативно-правовых актов
ГЛАВА 2. ЗАКОН – ОСНОВНОЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
2.1 Понятие закона и его признаков
2.2 Виды законов
2.3 Законы, принятые народом и парламентом, и их соотношение
ГЛАВА 3. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И УСТРАНЕНИЕ ДЕФЕКТОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
3.1 Об опубликовании актов
3.2 Устранение и преодоление пробелов и дефектов в законодательстве и практике его применения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Закон – наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитии конституционных положений и принципов.
Норма права устанавливается государством в лице его компетентных органов путем принятия соответствующих документов – нормативно-правовых актов, одним из видов которых является закон.
На данный момент основной источник права – нормативный акт. Понимание ее теоретической сути позволяет правильно ориентироваться каждому гражданину на действующее законодательство. В настоящей работе рассматриваются теоретические точки зрения пределов действий нормативно-правовых актов в соответствии с реальностями Республики Беларусь.
Нормативные права создаются для урегулирования определенных общественных отношений, придания им устойчивости, организованности, системного характера, для их прогрессивного развития.
Для правильного выполнения нормативного правового акта необходимо установить границы его действий.
Установить пределы действия нормативного правового акта – значит определить:
– на какие общественные отношения положения акта распространяются (предметное действие);
– с какого времени акт вступает в юридическую силу и по какое время она сохраняется (действие во времени);
– на какую территорию он распространяется (действие в пространстве);
– каких категорий субъектов он касается (действие по кругу лиц).
Установление этих пределов важно для правильного применения правовых норм, выполнения законом обязательств, а также для правозащитной деятельности органов компетентности.
Обстоятельства, указанные в настоящее время, свидетельствуют о актуальности данной темы исследований.
Целью исследования является исследование закона как нормативного акта.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и признаки нормативного правового акта;
- определить классификацию и виды нормативно-правовых актов;
- изучить понятие, виды и структуру закона;
- проанализировать законы, принятые народом и парламентом;
- изучить опубликование актов, а также процесс утраты их юридической силы;
- выявить пробелы и дефекты в законодательстве.
ГЛАВА 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ
1.1 Понятие и признаки нормативно-правового акта
Нормативные акты являются важнейшим источником правового регулирования. В нем содержатся общепринятые правила поведения, созданные и охраняемые государством правила. В регулирующие законы входят Конституция, иные законы, а также административные решения правоохранительных органов. Нормативные акты более и более быстро отражают изменяющиеся потребности в развитии общества, обеспечивают устойчивое и эффективное регулирование правовых норм.
По сравнению с нормативными правовыми актами, источники правовых норм, например, правовые нормы, судебное и административное прецеденты не имеют общей нормативной значимости. Его задача — помочь в регулировании социальных отношений.
В нормативных актах содержатся нормы, учитывающие интересы всех меньшинств в целом и координирующие их по конкретным экономическим, социальным, национальным, международным отношениям в этой исторической эпохе.
1. Нормативные акты создаются в результате правовой деятельности органов государственной власти или в результате всенародного волеизъявления референдума.
2. В нормативных актах содержится только норма права, т.е. правила общей природы, имеющие государственную обязательность.
3. От нормативного акта в качестве источника прав следует отличаться от источников правового знания или источников нашего знаний о правах.
4. Нормативный акт оформляется как официальный государственный документ, имеющий обязательные реквизиты: наименование акта закона, указа, постановления; название органа, который принимал акт, парламент, Президент, Правительство, местное правительство.
5. Нормы права в нормативных документах группируются в соответствии с определенными структурными образованиями: разделами, главами, статьями, допустимыми в ГК: раздел обязательного права, глава обязательства, статья «досрочного исполнения обязательства».
Право уже давно появилось в разных вариантах внешнего фиксирования источников права или сфер регулирования права отрасли.
ГЛАВА 2 ЗАКОН – ОСНОВНОЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
2.1 Понятие закона и его признаков
Закон – это нормативный акт, который утверждается особым образом в лице законодательного органа или в результате референдума, выражающего волеизъявление народа. Он также обладает высшей юридической властью и регулирует важнейшие общественные отношения.
Становление верховенства закона связано с более сильной ролью закона в общественной и государственной жизни. Закон в концентрированной форме отражает общественные интересы и выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и других сферах и в то же время помогает стабилизировать стабильность социальной среды. Закон создает правовую основу для деятельности всех государственных и общественных институтов. Он занимает видное место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех других правовых актов [19, с. 524].
Закон является основным видом правового акта, а также основной категорией правовой системы страны.
Закон – это нормативный правовой акт максимальной юридической силы (по отношению к другим нормативным правовым актам), который издается специальным распоряжением законодательного органа или путем референдума, который выражает волю народа, регулирует важнейшие общественные отношения и (вместе с Конституцией Республики Беларусь) является важнейшим источником права.
Признаки закона:
1) принимается специально уполномоченными органами;
2) принимается при строгом соблюдении процессуального порядка;
3) регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения;
4) общеобязательная трактовка, их отмены, общественные отношения
5) стабилен;
6) обладает высшей юридической силой;
7) выражает волю и интересы народа [20, с. 342].
Все эти знаки закона существуют не изолированно, а в единстве. Тебя нельзя сломать. Они позволяют лучше понять природу и особенности права, важность законодательного процесса. Помогает избежать юридических ошибок. Содействовать правильному толкованию и применению закона.
«Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства» [4, с.293].
ГЛАВА 3 УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И УСТРАНЕНИЕ ДЕФЕКТОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
3.1 Об опубликовании актов
Нормативные правовые акты действуют бессрочно до их прекращения, если текст нормативных правовых актов не оговорен иным.
Важно очень точно определить с какой даты соответствующий нормативно-правовой акт приобретает юридическую силу, а до какой даты сохраняется эта сила.
Известны разные варианты определения времени вступления в силу актов, а срок вступления зависит от вида соответствующих актов.
Наиболее эффективным считается вариант, в котором установлен определенный срок, необходимый, чтобы заинтересованные субъекты ознакомились с содержанием данного акта, повышая эффективность надзора [20].
Декрет Президента публикуется и будет вступать в силу по тому же порядку. Ненормативное правовое действие решений Конституционного суда, постановлений Пленума Верховного суда вступает в силу с момента принятия решения, если эти акты не установлены иным сроком.
Приказы Президента РБ, Постановления Совета министров РБ и другие правовые акты, вступающие в силу с момента включения в НРС РБ, если эти акты не установлены иным сроком. Нормативные акты, связанные с правами, свободами и обязательствами граждан, принимаются в силу лишь после их официальной публикации. При этом акты, обычно, публикуются после того, как они внесены в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Некоторые нормативные акты являются важными для узких кругов участников. В этом случае их можно не публиковать, а отправлять непосредственно в соответствующие органы для использования. Также акты начинаются действовать, как правило, с момента их получения этим органом, если нет иного срока их введения в силу.
Также имеет большое значение определение времени потери нормативно-правового акта юридического характера. Правовой акт утратил юридический характер с прекращением его действий. Это возникает, когда наступают следующие обстоятельства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если подвести итог, мы можем заключить, что НПА – официальный документ уполномоченных государственных органов должностных лиц или референдумов, содержащий общепринятые правила поведения, направленные на неограниченное количество лиц и применяемые многократно.
Основные характеристики НПА – государственновластный, нормативно-правовой характер, процедурно-иерархический характер с соответствующим пределом действий.
Подводя общий разбор рассмотренных источников, следует делать вывод, что нормативный акт – один из наиболее совершенных источников правового регулирования. Он позволяет государству оперативно реагировать на изменения в характере общественных отношений, принять правовые нормы и обеспечить нормативные правовые акты эффективными государственными механизмами для осуществления их. Нормативные правовые акты регулируют подавляющую часть общественной жизни Республики Беларусь. Кроме того, нормативные правовые акты создают определенные возможности применения правовых норм, толкования их и широкий набор возможностей: учет и систематизация нормативных правового акта.
Нормативные правовые акты, образуя стройную систему, чрезвычайно разнообразны по своим видам.
Закон является нормативным актом высшей юридической силы в отношении иных нормативных актов, принятых в специальных порядках органом законодательного органа или референдума, выражением воли народа и регулированием наиболее важных общественных отношений и является вместе с Конституцией РБ основным Источником Права.
Законы, принятные народом, парламентом, можно проверить в Конституционном Суде. Впрочем, следует отметить, что КС не обладает правом на предварительный контроль. Кроме того, такая проверка всегда была запрещена. В соответствии с правом на последующие проверки допустимо проверить соответствие закону, принятому народом или парламентом, в смысле содержания, а также в процедуре.
В Белорусском законодательстве просматриваются какие-то недостатки, которые мы уже говорили. Чтобы усовершенствовать законодательство, целесообразно предложить:
Надо менять практику внесения отдельных статей в законы и другие законы ранее, чем весь нормативный акт. Такие практики парадоксальны! Следует использовать более приемлемые формулировки: ввести в соответствующий раздел не отдельные статей, а закон.
1. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права / А. Ф. Вишневский. – Мн. : Тесей, 2019. – 256 с.
2. Графский, В. Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Норма, 2017. – 752 с.
3. Марченко, М. Н. Теория государства и права: учеб.пособие, – М. : Зерцало, 2016. – 635 с.
4. Богатова, О. В. Нормативный правовой акт как источник права (теоретический аспект): автореф. дис. канд. юрид. наук / О. В. Богатова. – Москва, 2014. – 185 с.
5. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2018 г., № 130-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. – М. : Юристъ, 2018. – 414 с.
7. Абдулаев, М. И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. – М. : Финансовый контроль, 2014. – 410 с.
8. Радько, Т. Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : Проспект, 2016. – 568 с.
9. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства: учебник / В. В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2017. – 520 с.
10. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: учебник / В. С. Нерсесянц. – М. : ИНФРА_М, 2016. – 560 с.
11. Шевчук, Д. А. Теория государства и права: конспект лекций / Д. А. Шевчук. – М. : Эксмо, 2015. – 299 с.
12. Бочков, А. А. Общая теория права: учебник в 3 ч. / А. А. Бочков, В. В. Янч. – Ч. 3. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 150 с.
13. Иванов, А. А. Теория государства и права / А. А. Иванов, В. П. Иванов. – М. : Юриспруденция, 2017. – 303 с.
14. Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» / Г.А.Василевич. — Минск: Право и экономика, 2018. — 128 с.
15. Поляков, А. В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода / А. В. Поляков. - М. : Академия, 2014. – 863 с.
16. Широков, А. Т. Общая теория государства и права: курс лекций / А. Т. Широков. – Мн.: Акад. упр.при Президенте Респ. Беларусь, 2015. – 210 с.
17. Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) / Вступительная статья, Е. А. Суханов. – М. : Фирма «СПАРК», 1995. – 556 с.
18. Иванов, В. С. Основы права Республики Беларусь / В. С. Иванов. – Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ БГПА, 2018. – 536 с.
19. Теория государства и права. Учебник для юридических Вузов и факультетов. М., НОРМА-ИНФРА М, 2016. – 1002 с.
20. Морозова Л. А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М.: Юрист, 2015. – 780 с.
21. Теория государства и права. Учебник для юридических Вузов и факультетов. М., НОРМА-ИНФРА М, 2016. – 802 с.
22. Нерсесянц В.С. Право и закон: их различие и соотношение // Вопросы философии. – М.: Изд-во АН, 2018. – 572 с.
23. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
24. Избирательный кодекс республики Беларусь [электронный ресурс] : 11 февраля 2000 г., № 370-З : принят Палатой представителей 24 января 2000 г. : одобр. Советом Респ. 31 января 2000 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
25. О санитарно-эпидемическом благополучии населения [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. № 2583-ХП / ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
26. О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2006 году: Послание Конст. Суда Респ. Беларусь Президенту Респ. Беларусь Лукашенко А.Г., Палате представителей Нац. собрания Респ. Беларусь, Совету Респ. Национального собрания Респ. Беларусь. Утв. решением Конст. Суда Респ. Беларусь, 11 янв. 2007 г., № Р-198/2007 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 18. – 6/674.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты