Влияние компьютера психику подростка
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние компьютера психику подростка»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Влияние компьютера психику подростка
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты методики на компьютерную зависимость.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты методики «Тест агрессивности» (Опросник Л.Г. Почебут).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица по методике диагностики ситуативной и личностной тревожности.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения влияния компьютера на психику подростков
1.1 Характеристика положительного и отрицательного влияния компьютера на организм и развитие подростка
1.2 Особенности проявления и причины формирования компьютерной зависимости в подростковом возрасте
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния компьютера на психику подростка
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Результаты исследования влияния компьютера на психику подростка
2.3 Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у подростков
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Научно-технический прогресс способствовал активному развитию информационно-компьютерных технологий, ставших неотъемлемой частью жизни современного человека. Новые информационные технологии сегодня выступают не только в качестве средств передачи, обработки и хранения информации, но и играют культурообразующую роль, поскольку на их основе создается особая социокультурная среда со своим специфическим содержанием.
В настоящее время существует ряд исследований, доказывающих положительный компьютерных технологий. Компьютерные технологии выступают как средство активной эмоциональной разрядки; компенсации, речевых нарушений, развития навыков письменной речи, сенсомоторики и оперативной памяти; овладения новыми знаниями, логическими операциями, способами манипулирования с предметами и символами. Однако чрезмерная увлеченность компьютерными играми и другими видами деятельности, связанными с виртуальной реальностью, могут приводить и к негативным последствиям, затрагивающим все уровни психической структуры личности [5, с. 29].
В исследованиях [11; 14; 15] отмечается отрицательное влияние компьютеризации досуга на физическое здоровье подростка, на отношение, к школе и успеваемость, на поведение, при условии возникновения такой психологической зависимости, как компьютерная зависимость. Ряд исследователей [11; 18; 19] затрагивает проблему игр агрессивного характера, их влияния на психическое состояние играющего. Несмотря на то, что изучается главным образом негативное влияние компьютера на человека, некоторые авторы отмечают их положительные эффекты.
Проведенный теоретический анализ показал, что сегодня достаточно разработаны вопросы, связанные с предпосылками, механизмами, факторами развития зависимого поведения подростка; в то же время в недостаточной степени систематизированы исследования, посвященные проблеме влияния компьютера на психику подростка.
Объект исследования: психическое развитие подростка.
Предмет исследования: влияние компьютера на психику подростка.
Цель исследования: выявить влияние компьютера на психику подростка.
Задачи исследования:
1. Провести теоретические анализ проблемы положительного и отрицательного влияния компьютера на организм и развитие подростка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮЕРА НА ПСИХИКУ ПОДРОСТКОВ
1.1 Характеристика положительного и отрицательного влияния компьютера на организм и развитие подростка
Компьютеризация нашей жизни с каждым годом набирает все большие обороты. Нельзя не признать тот факт, что компьютер облегчает нашу жизнь и его достоинства - несомненны. Однако, как всякое новшество, это достижение породило массу проблем, главная из которых - воздействие на здоровье, особенно на детский организм. Процесс роста и развития у ребенка не завершен, особенно таких систем, как зрительная, нервная, костно-мышечная системы, организм очень чувствителен к факторам среды.
При современной возрастающей компьютеризации общества стала актуальной проблема игровой компьютерной зависимости от игр среди детей и подростков. Родители приобретают компьютеры домой для игрового досуга детей, начиная с самого раннего возраста. Ребенок взаимодействует с компьютером, видит в нем партнера, этот партнер является его «двойником», играя на компьютере, ребенок активно взаимодействует с искусственным миром, при этом он строит в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха. Такие игры обладают развивающим потенциалом, особенно для развития интеллекта. И в этом их положительное влияние на развитие подростков.
Развитие познавательных процессов и получение новых знаний. Данный аспект является наиболее дискуссионным в отношении положительного влияния компьютера на психику подростка. Однако можно констатировать, что некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные ролики, которые позволяют подростку получить новые знания об окружающем мире. Подвох в том, что качественных развивающих игр и роликов не так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте [20, с. 34].
Компьютерные продукты полезны, если их содержание оказывает на подростка развивающее и воспитательное влияние. То, что закладывается внутрь (игры, обучающие программы, книги), оказывает положительное влияние на развитие мышления подростка, развивает зрительную и образную память, слуховую память, эмоциональную сферу так же, как обычные книги и настольные игры.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА ПСИХИКУ ПОДРОСТКА
2.1 Процедура и методы исследования
Цель исследования: выявить влияние компьютера на психику подростка.
Задачи эмпирического исследования:
1. Выявить влияние компьютера на психику подростка.
2. Разработать рекомендации по предупреждению компьютерной зависимости у подростков.
Гипотеза исследования: чрезмерное увлечение компьютерными играми негативное влияет на психику подростка.
Описание выборочной совокупности: 30 подростков в возрасте 14-15 лет, учащиеся 9 класса.
Описание процедуры исследования:
– разработка программы и инструментария исследования;
– сбор эмпирического материала о степени проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте;
– выявление уровня агрессивности и тревожности у подростков;
– статистическая обработка и анализ собранного эмпирического материала в соответствии с целью и гипотезой исследования;
– определение влияния степени компьютерной зависимости на уровень агрессивного поведения и тревожности в подростковом возрасте.
Методы эмпирического исследования:
– тестирование и опрос.
– методы количественно-качественной обработки данных.
Психодиагностические методики:
1. Тест на компьютерное зависимое поведение для подростков (в модификации И.А. Коныгиной).
По данным методики выявляются следующие психологические особенности компьютерной зависимости:
– общая характеристика включенности подростков в компьютерную игровую деятельность и зависимость от сети «Интернет»;
– жанровые предпочтения подростков в области компьютерных игр и целевое использование сети «Интернет»;
– количество времени, которое занимают компьютерные игры и использование сети «Интернет»;
– мотивация обращения подростков к компьютерным играм и использованию сети «Интернет»;
– характеристика доминирующих эмоциональных состояний подростков во время компьютерной игры и использования сети «Интернет»;
– характеристика доминирующих эмоциональных состояний подростков при отсутствии возможности доступа к компьютеру;
– определение степени компьютерной зависимости подростка [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Положительные стороны влияния компьютера на организм и психическое развитие подростков: формирование у подростков способности к быстрому поиску и фильтрации информации, при выполнении заданий при помощи компьютера подросток учится быстрее обрабатывать полученную информацию; развитие способности выстраивать логические цепочки: для управления компьютером необходимо выстраивать алгоритм действий; содействие развитию самостоятельности подростков при необходимости получить информацию. Однако в научной литературе чаще встречаются сведения об отрицательном влиянии компьютера на организм и психическое развитие подростков. Наиболее негативное влияние компьютера на психику подростка оказывается в том случае, когда формируется компьютерная зависимость.
Под термином «компьютерная зависимость» понимается более широкое определение данного вида зависимости, в соответствии с которым она относится к виду девиантного аутодеструктивного поведения и определяется как пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности. В качестве признаков компьютерной зависимости у подростков можно выделить следующие: концентрация внимания и всех интересов подростка вокруг компьютера, попустительское отношение к собственному здоровью, гигиене, а также неспособность спланировать окончание сеанса игры. Компьютерная зависимость имеет ряд негативных последствий, затрагивающих когнитивную, эмоциональную, поведенческую, социальную и физиологическую сферы развития человека.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что компьютерная зависимость у подростков как психологическая форма зависимости, определяется положительным эмоциональным отношением к компьютерной игре и использованию сети «Интернет», низким самоконтролем в компьютерной игре и сети «Интернет», высокой целевой направленностью на компьютерную игру и сеть «Интернет» и предпочтением виртуального общения реальному.
В ходе исследования были выявлены доминирующие формы агрессии у подростков и общий уровень агрессивности. В ходе исследования было выявлено, что у подростков наиболее выражены следующие формы агрессии: предметная агрессия, самоагрессия, вербальная агрессия. У подростков менее выражены физическая агрессия и эмоциональная агрессия. В результате статистической обработки данных с помощью метода линейной корреляции Ч. Пирсона были установлены достоверно значимые корреляционные связи между показателем компьютерной зависимости и проявлением агрессии, а также личностной тревожностью у подростков. Чем выше степень компьютерной зависимости у подростка, тем выше у него уровень вербальной, физической, предметной формы агрессии и общего уровня агрессивности. Чем выше степень компьютерной зависимости у подростка, тем выше у него уровень личностной тревожности, то есть у учащегося отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным.
1. Аветисова, А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А.А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. – Т. 8, № 4. – С.35–58.
2. Бабаева, Ю.Д. Взаимодействие человека с компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 1998. – № 1. – С. 89-100.
3. Баева, Л.В. Аксиологический портрет поклонников компьютерных игр / Л.В. Баева // Информационное общество. – 2014. – №2. – С. 27–34.
4. Богачева, Н.В. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров / Н.В. Богачева // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – М.: Факультет психологии МГУ, 2014. – №4. – С. 120–130.
5. Богачева, Н.В. Компьютерные игры и креативность: позитивные аспекты и негативные тенденции / Н.В. Богачева, А.Е. Войскунский // Современная зарубежная психология. –2017. – №6. – С. 29–40.
6. Войскунский, А.Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. – М.: Прспект, 2002. – 320 с.
7. Выгонский, С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью / С.И. Выгонский. – М.: Феникс, 2010. – 320 с.
8. Гришина, А.В. Психологические факторы формирования игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте / А.В. Гришина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №8. – С. 36-44.
9. Друзин, В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков. Автореф. ... канд. пед.наук / В.Н. Друзин. – Ярославль, 2011. – 73с.
10. Захаров, Д.С. Психологические особенности Интернета / Д. С. Захаров // Акмеология. – 2006. – № 4. – С. 154-158.
11. Иванов, М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. Автореф. ... канд. пед.наук / М.С. Иванов. – М.: МГУ, 2009. – 65 с.
12. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Сост. и ред. А. Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. – 180 с.
13. Корниенко, П.А. Компьютерная игра как метод диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции / П. А. Корниенко // Психологическая наука и образование. – 2008. – С. 175- 181.
14. Малкова, Е.Е. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков / Е.Е. Малкова // Медицинская психология в России. – 2012. – № 4. – С. 44-52.
15. Омельченко, Н.В. Перспективы изучения личностных особенностей играющих в компьютерные игры / Н.В. Омельченко // Дружининские чтения: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. Сочи: СГУТиКД. – 2007. Т.2. – С. 184-186.
16. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 514 с.
17. Райгородский, Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011. – 672 с.
18. Светлова, Н.В. Исследование эмоционального состояния подростков, увлеченных компьютерными играми / Н. В. Светлова, И.А. Бокарева // Актуальные проблемы психологического знания. – 2009. – № 1. – С. 128–134.
19. Урсу, А.В. Сверхценное увлечение компьютерными играми детей и подростков. Распространенность и клинико-психопатологические проявления: автореф. дис. … канд. мед. наук: 19.00.04 / А. В. Урсу. – М., 2012. – 24 с.
20. Фомичева, Ю.В. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / Ю. В. Фомичева // Психологический журнал 2009. – №1. – С. 34-40.
21. Хилько, О.В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у подростков / О.В. Хилько // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – №13. – С. 56–60.
22. Чебыкина, Н.Н. Влияние компьютерных игр на человека / Н. Н. Чебыкина // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: сборник научных трудов. – Екатеринбург, 2007. – Вып. 9. – С. 193–194.
23. Шерстнева, О.Е. Негативное влияние компьютерных игр: личностные деформации дошкольника / О. Е. Шерстнева // Психология. Пермь. – 2008. – №6. – С. 40-44.
24. Юрков, А.А. Типологизация пользователей онлайн-игр и их мотивация / А. А. Юрков // Знание. Понимание. Умение. – М: МосГУ, 2012. – №3. – С.301–304.
25. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика : Монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. – Днепропетровск : Пороги, 2006. – 196 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты методики на компьютерную зависимость.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты методики «Тест агрессивности» (Опросник Л.Г. Почебут).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица по методике диагностики ситуативной и личностной тревожности.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты