Связь эмоционального выгорания и копинг-стратегий медицинских работников среднего звена
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Связь эмоционального выгорания и копинг-стратегий медицинских работников среднего звена»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Связь эмоционального выгорания и копинг-стратегий медицинских работников среднего звена
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблицы первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Эмоциональное выгорание личности
1.2 Факторы профессиональной деформации медицинских работников
1.3 Проблема копинг-стратегий в отечественной и зарубежной психологии
Выводы по главе 1
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Значение профессиональной деятельности в жизни человека на протяжении филогенетического развития все более повышается. Продолжительная профессиональная деятельность накладывает психологический отпечаток на личность человека, изменяя ее. Эти изменения в зависимости от складывающейся социальной производственной ситуации приводят либо к формированию личности профессионала высокого класса, либо к развитию профессиональных деструкций [25].
Одним из наиболее ранних проявлений профессиональных деструкций личности является феномен эмоционального выгорания, который является результатом постепенно накопившихся изменений в ранее сложившейся структуре деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками производственного процесса, а также на развитии самой личности [25].
Эмоциональное выгорание широко распространено в среде медицинских работников, особенно женщин. Его негативное влияние сказывается на качестве профессиональной деятельности врачей, что делает эту проблему важной как с психологической, так и с социальной стороны. Это обусловлено тем, что данная профессия обладает огромной социальной значимостью для государства и общества в целом [25].
В психологии проблема совладания личности со стрессовыми ситуациями имеет большое прикладное значение. Суть совладания заключается в том, чтобы человек либо полностью смог преодолеть негативные жизненные трудности, либо уменьшил их отрицательное воздействие на организм. Эффективность совладания как взаимодействия личности и ситуации обусловлено и объективной логикой ситуации, и ее субъективной значимостью для личности, и ее индивидуальными особенностями. Выделение стратегий, которые приводят человека к успешному преодолению трудностей, весьма важно для оказания действенной психологической поддержки [32].
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Эмоциональное выгорание личности
Значительную часть жизненно-тeмпорального пространства человека занимает его профессиональная сфера деятельности. Учеными изучаются различные изменения и явления, происходящие в психике человека вследствие взаимодействия личности и профессии: утомление, мoнотония, эмоциональное выгорание, тpудоголизм, профессиональная деформация личности [18].
Первое использование термина «профессиональная деформация» («professional deformation») встречается в 1915 г. В статье Х. Лангерока. Исследователь пишет: «Продолжительное занятие определенной профессиональной деятельностью создает в человеке деформацию процессов мышления и здоровой оценки важности его деятельности в общей работе той группы, к которой он принадлежит» [29].
В русскоязычной литературе термин «профессиональная деформация» в 1921 г. Упомянул П.А. Сорокин, обозначив негативное влияние профессиональной деятельности на человека. Ученый указал на «общие начала, лежащие в основе дeтерминирования человеческого поведения в профессиональной деятельности, подчеркивая факт рикошетного влияния многократно выполняемых актов или поступков на физическую и нервно-мозговую структуру человека, с одной стороны, с другой – рикошетное влияние на само поведение». Профессиональные действия накладывают свою печать и штамп на человека, деформируют его всесторонне тем сильнее, чем он дольше выполняет эти специфичные профессиональные акты, и чем больших усилий и приспособления от профессионала требуют эти действия для успешного их выполнения [29].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
2.1 Организация и методики исследования
С целью изучения связи эмоционального выгорания и копинг-стратегий медицинских работников среднего звена было проведено эмпирическое исследование.
Для реализации цели были поставлены следующие практические задачи:
1. Исследовать уровень эмоционального выгорания у медицинских работников среднего звена.
2. Определить преобладающие копинг-стратегии у медицинских работников среднего звена.
3. Изучить эмоциональное выгорание и копинг-стратегии в зависимости от стажа медицинских работников среднего звена.
4. Выявить характер связи эмоционального выгорания и копинг-стратегий медицинских работников среднего звена.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует связь между эмоциональным выгоранием и копинг-стратегиями медицинских работников среднего звена.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование (методика диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексона, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазарус, С. Фолкмана, в адаптации Т.Л. Крюковой, методы математико-статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни, критерий ранговой корреляции Ч. Спирмена).
База исследования: в исследовании приняли участие 87 медицинских работников среднего звена в возрасте 25-46 лет со стажем работы от 2 до 23 лет. Из них 30 медработников поликлиники, 30 медработников больницы и 27 фельдшеров скорой помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Феномен эмоционального выгорания рассматривается как частный случай профессиональной деформации личности специалиста. Профессиональная деформация – это субъектно-личностный дезадаптационный синдром, который проявляется в нарушении оптимального функционирования личности как субъекта деятельности. Эмоциональное выгорание представляет собой ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, которая включает в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция персональных достижений. Эмоциональное выгорание проявляется чувстве безразличия, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативном cамовocприятии в профессиональном плане.
Под влиянием выполнения профессиональной деятельности медицинский работник сталкивается с эмоциональной нагрузкой. Медицинские работники взаимодействуют с человеком, находящимся в измененном состоянии (болезни), и при этом на них лежит ответственность за его жизнь и здоровье. Это приводит к появлению защитной реакции - синдрома эмоционального выгорания. В современной науке используется три основные группы проявлений данного состояния: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимают чувство эмоциональной опустошенности и усталости, обусловленное профессиональной деятельностью. Под деперсонализацией понимается не классическое психиатрическое понятие данного термина, а скорее понижение личностного компонента - дегуманизация отношений к объектам своей деятельности (пациентам клиентам): холодность, формализация контактов, черствость, цинизм. Редукция личных профессиональных достижений проявляется в занижении профессиональных успехов и возникновении чувства собственной некомпетентности в своей профессиональной сфере.
1. Антипина, О.В. Профилактика профессиональной деформации. // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 23 октября, 2016 г.) / О.В. Антипина. - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 - С. 36-41
2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 3-18.
3. Асланбекова, Н.В. Взаимосвязи качества жизни и психического здоровья у врачей стационарного профиля (региональный, клинико-психологический и превентивный аспекты): автореф. дис. … канд. мед. наук / Н.В. Асланбекова. – Томск, 2008. – 25 с.
4. Бабанов, С.А. Профессиональные факторы и стресс : синдром эмоционального выгорания / С. А. Бабанов // Трудный пациент. – 2009. – № 1. – С. 42–46.
5. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносова. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
6. Безносов, С.П. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность / С.П. Безносов. - СПб.: Народное образование, 2010. - 156с.
7. Бердяева, И.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей / И.А. Бердяева // Дальневосточный медицинский журнал. – 2012. – № 2. – С. 117–120.
8. Битюцкая, Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е. В. Битюцкая // Вестник Московского университета. – 2011. – № 1. – С. 100–110.
9. Бодагова, Е.А. Психическое здоровье врачей разного профиля / Е.А. Бадагова // Социальная и клиническая психиатрия. – 2013. – Т. 23. – № 1. – С. 21–26.
10. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 1999. – С. 99–105.
11. Бондарев, А.А. Профессиональное правосознание государственных и муниципальных служащих: дисс. ... к.ю.н. / А.А. Бондарев. - Москва, 2000. – 236 с.
12. Борисова, Н. М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н. М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216–218.
13. Водопьянова Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда: дис. … док. психол. наук: 19.00.03/ Н.Е. Водопьянова Санкт-Петербургский гос. университет, Санкт-Петербург 2014. – 460 с.
14. Водопьянова, Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В. М. Снеткова, - СПб., 2001. – С. 158-163.
15. Воинкова Н.А. Профессиональная деформация как актуальная проблема деятельности сотрудников исправительных учреждений / Н.А. Воинкова. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. — С. 278-290.
16. Грановская, Г. М. Психологическая защита у детей / Г. М. Грановская, И. М. Никольская. – СПб. : Речь, 2006. – 342 с.
17. Дружилов, С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития как необходимое условие становления профессионализма человека / С.А. Дружилов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 5. - С. 145-148
18. Исаева, Е.Р. Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг-поведение у медицинских работников / Е.Р. Исаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 6(64). – С. 26–30.
19. Исупов, П.В. Личностно-ориентированный подход к развитию эмоциональной регуляции у будущих медицинских работников / П.В. Исупов // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2021. – №1(53). – С. 95– 101.
20. Костакова, И.В. Взаимосвязь факторов эмоционального поведения личности и риска возникновения эмоционального выгорания у медицинских работников / И.В. Костакова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2016, № 4(27). – С. 44–47.
21. Кузнецова, О.А. Психологические особенности развития и коррекции синдрома профессионального выгорания у врачей анестезиологов- реаниматологов автореф. дис... к.псих. н. / О.А. Кузнецлва. - Санкт-Петербург, 2015. – 203 с.
22. Кустова В. В. Феномен эмоционального выгорания педагогов / В. В. Кустова. – Иркутск: ИрГУПС, 2016 – 168с.
23. Лысенко Е.М. Профилактика профессиональных деформаций у дефектологов: психолого-педагогический аспект / Е.М. Лысенко [Электронный ресурс]. -2008. – режим доступа: https://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30300_full.shtm
24. Милакова, В. В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа : автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.В. Милакова. - Астрахань, 2007. – 215 с.
25. Молчанова, С.В., Котова, С.А. Эффективность арт-терапии профессиональной деформации медицинских работников // Медицинская психология в России. – 2018. – т.10, №4. – С.7.
26. Муздыбаев, К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1, № 2. – С. 125-128.
27. Останина, Н. В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н. В. Останина // Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127–130.
28. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Мн. : Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
29. Сапего, Е.И. Психологические интердетерминанты профессиональной деформации личности педагогов: дисс… на соиск.уч. ст.
канд. психол. наук / Е.И. Сапего. - Минск, 2017. – 176 с
30. Смирнова, В.В. Профессиональные деформации менеджеров - социально-психологический аспект исследования. Социальная работа в регионе: итоги и перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции / В.В. Смирнова // Тюмень: Нефтегазовый университет. – 2006. -С. 39 - 43
31. Старченкова, Е. С. Психологические факторы профессионального выгорания (на примере деятельности торгового агента): автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.С. Старченкова. – СПб., 2002. – 26 с.
32. Трущенко, М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе / М. Н. Трущенко [Электронный ресурс] — 2012. — режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1643/
33. Хазова, С. А. Копинг-ресурсы субъекта : основные направления и перспективы исследования / С. А. Хазова // Вестник КГУ. – 2013. – № 5, Т. 19. – С. 188–191.
34. Хачатурова, М. Р. Совладающий репертуар личности / М. Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
35. Черкасова, М. А. Психологический мониторинг профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы России: дисс... канд. психол. наук: 19.00.06 / М.А. Черкасова. - Вологда, 2014. – 228 с.
36. Юрьева, Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция / Л.Н. Юрьева. – Киев: Сфера, 2014. – 271 с.
37. Яркина, О.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей в контексте личностно-профессионального развития: симптомы и предпосылки / О.С. Яркина // Вестник ТГУ. – 2008. – Вып. 3(59). – С. 307–311.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблицы первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты