Особенности ценностных ориентаций подростков из разных семей
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности ценностных ориентаций подростков из разных семей»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности ценностных ориентаций подростков из разных семей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: СШ №5, ГУО (г. Пружаны)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты подростков по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты исследования особенностей ценностных ориентаций подростков из разных семей
1.1 Сущность ценностных ориентаций в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте
1.3 Характеристика влияния семейного воспитания на формирование ценностных ориентаций подростков
2 Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций подростков из разных семей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Система ценностных ориентаций, как психологическая характеристика зрелой личности, одно из центральных личностных образований, выражает осмысленное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к выполнению определенной деятельности для удовлетворения потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную структуру ценностных ориентаций, которая отражает самобытность культуры. Поскольку именно общество «транслирует» набор ценностей, усваиваемых индивидом в процессе социализации, изучение системы ценностных ориентаций старшеклассников является особенно актуальной проблемой, поскольку, во-первых, нет единого подхода к интерпретации понятия ценностных ориентаций, вернее, можно отметить многоаспектность таких интерпретаций; во-вторых, радикальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поведении.
За последнее десятилетие в структуре жизненных приоритетов подростков произошел сдвиг от ориентации на самоутверждение и альтруистические ценности к ориентации на деловую активность и прагматические ценности.
Актуальность изучения влияния семейного воспитания на особенности ценностных ориентаций молодых людей из полных и неполных семей обусловлена появлением ряда работ, посвященных различным аспектам данной проблемы. Социально-психологические и психолого-педагогические исследования изучают структуру и динамику ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязь ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью, но структура и формирование ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и не полных семей изучены недостаточно.
Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие.
Подростковый возраст – это период интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, что влияет на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе предпосылок, необходимых для формирования ценностных ориентаций: овладение понятийным мышлением, накопление достаточного нравственного опыта, изменение социального статуса.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Сущность ценностных ориентаций в психолого-педагогической литературе
Ценностно-смысловые ориентации являются одним из компонентов структуры личности, потому что именно в них накапливается весь жизненный опыт личности в процессе ее развития. Усваиваемые в ходе формирования личности ценности служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение.
Понятие «ценность» применяется для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным приоритетам определенного этапа развития культуры [11, с. 21].
Анализ подходов различных авторов к определению понятия «ценностные ориентации» позволяет выделить два основных подхода к определению данной дефиниции. Согласно первому подходу, ценностные ориентации понимаются как представления о целях, которыми люди руководствуются в своей жизни [18, с. 97]. В данном случае ценностям отводится одно из центральных мест в структуре мотивации деятельности человека, роль регуляторов поведения.
Второй подход к определению понятия «ценностные ориентации» более традиционен. Под ценностными ориентациями понимается значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям личности. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности [3, с. 213].
В зарубежной психологической науке наибольшее распространение получило определение ценностных ориентаций, предложенное М. Рокичем, согласно которому ценностные ориентации личности – это устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования [17, с. 77].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ СЕМЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы является проанализировать особенности ценностных ориентаций подростков из разных семей. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций подростков из разных семей, которое осуществлялось в несколько этапов.
Организация исследования:
первый этап – поисково-теоретический. На основе анализа литературных источников изучены различные аспекты проблемы и выявлены специфические особенности ценностных ориентаций подростков из разных семей, определены объект, предмет, задачи, методология и методы исследования, разработана модель проведения исследования;
второй этап – проведение эмпирического исследования. На этом этапе предполагается проведение эмпирического исследования ценностных ориентаций подростков из разных семей;
третий этап – итоговый. На данном этапе подведены итоги исследования, сформулированы выводы относительно особенностей ценностных ориентаций подростков из разных семей.
База исследования: ГУО «Средняя школа № 5 г. Пружаны».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 45 учащихся старшего подросткового возраста. Возраст испытуемых 15-17 лет. Испытуемых для проведения исследования были разделены на две группы:
первая группа – 24 человека (семьи где один ребенок);
вторая группа – 21 человека (многодетные семьи).
Исследование было проведено с использованием следующих психодиагностических методик.
1. Методика «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич).
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках.
В списках испытуемых присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценностные ориентации – это ядро структуры личности, определяющие ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. Основное содержание ценностных ориентаций – убеждения человека, глубокие и постоянные принципы поведения. Являясь субъективными, индивидуализированным отражением в сознании человека ценностей окружающей действительности, пережитые в процессе жизненного опыта, ценностные ориентации ранжируют объекты социальной действительности по их значимости и отличаются не только индивидуальным набором и иерархией ценностей, но и различаются по степени их принятия и освоения. Система принятых и осознанных ценностей динамична и находится в постоянном развитии. Ценности могут различаться по значимости для человека, по потребности человека, по месту в иерархии ценностного сознания, по степени реальности их существования, по содержанию, по цели и средствам их достижения.
В подростковом возрасте происходит активное развитие личности и нравственной сферы, формируются ценностные ориентации и выбираются способы их достижения, которыми подростки начинаются руководствоваться в поведении. В этот период изменяется система ценностей, которая является еще недостаточно иерархизированной. При субъектной позиции у подростков формируется ценностное отношение к себе, другим, миру, развиты субъектные свойства личности, способность к сознательному выбору. Подростки «группы риска» характеризуются безответственностью, стремлением к гедонизму, утратой достойных морально-нравственных ориентиров. Современные подростков имеют характеризуются прагматическим характером, расхождением в ценностях, существующих в данном обществе; деформацией ценностных ориентаций, что проявляется в бессмысленном провождении своего времени.
Воспитание в семье играет важную роль на ценностные ориентации личности. Становление ценностных ориентаций личности подростка предусматривает процесс развития его ценностного сознания, основными категориями которого являются нравственный идеал, глубокие убеждения, основы мировоззрения, этические ценности и нормы, моральная мотивация и т.д. Важнейшая задача воспитательной работы с подростками состоит в последовательном расширении и углублении представлении о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества. Решению этой задачи способствует использование в комплексе психолого-педагогических принципов. Семья закладывает в каждого из нас базу норм, правил и ценностей. Для правильного восприятия мира подростком необходимо создать личный пример для подражания.
1. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2010. – 456 с.
2. Буслаева, Е. Н. Особенности развития личности современных подростков / Е. Н. Буслаева, Ю. Г. Астахова // Европейские исследования. –2015. – № 10. – С. 107–112.
3. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2011. – 460 с.
4. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Пер. с англ. – М. : Флинта, 2016. – 342 с.
5. Рапацкий, Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б. И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
6. Мирюгина, С. В. Психологические особенности общения подростков / С. В. Мирюгина // Новая наука : Стратегии и векторы развития. – 2017. – № 2. – С. 58-62.
7. Новгородцева, А. П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А. П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2016. – № 3. – С. 38-50.
8. Щербина, О. А. Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков / О. А. Щербина // Вестник Оренбургского гос. университета. – 2018. – № 3. – С. 108-112.
9. Белоусова, Е. Л. Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования / Е. Л. Белоусова, Н.А. Ложникова // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 2. – С. 270–277.
10. Гизатуллина, Э. Р. Индикаторы нравственного развития личности в подростковом возрасте / Э. Р. Гизатуллина // Стратегии и тенденции современного образования. – 2014. – № 1. – С. 29-33.
11. Далгатов, М. М. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях / М. М. Далгатов, А. Г. Джамалудинова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 18-22.
12. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. – 2016. – № 4. – С. 36–42.
13. Петрова, Э. Ценностные ориентации студентов / Э. Петрова, В. Д. Господинов // Молодежь и наука : актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2016. – № 1. – С. 143-146.
14. Евдокимова, Т. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций / Т. Евдокимова // Вестник РГГУ. – 2018. – № 1. – С. 65-75.
15. Толкач, И. Ф. Ценностные ориентации современных студентов / И. Ф. Толкач // Переработка и управление качеством сельскохозяйственной продукции : сборник статей научно-практической конференции. – Минск: БГАТУ, 2017. – С. 476-478.
16 Хлудеева, И. В. Влияние ценностных ориентаций на развитие личности / И. В. Хлудеева // Вестник Кемеровского гос. ун-а. – 2012. – № 20. – С. 178-182.
17. Нагоева, Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л. Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76-79.
18. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2016. – № 1. – С. 95 – 99.
19. Церковникова, Н. Г. Деформация морально-нравственного самосознания как одна из причин девиантного поведения подростков / Н. Г. Церковникова // Образование и наука. – 2014. – № 5. – С. 61–65.
20. Овчарова, Р. В. Развитие нравственной сферы личности подростка: монография / Р. В. Овчарова, Э. Р. Гизатуллина. – Курган : Изд-во Курганского государственного университета, 2011. – 147 с.
21. Полкознина, Л. Г. Ценностные ориентации подростков «группы риска» школьной и социальной дезадаптации : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л. Г. Полкознина. – СПб., 2019. – 18 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты подростков по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты