Педагогические системы Ф. Фребеля
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Педагогические системы Ф. Фребеля»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2021
45.00 BYN
Педагогические системы Ф. Фребеля
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Детский сад №12, ДОУ (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Вербальная фантазия».
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения педагогической системы Ф. Фребеля
1.1 Основания и педагогические принципы системы Ф. Фребеля
1.2 Значение системы воспитания Ф. Фребеля в развитии дошкольной педагогики
1.3 Критический анализ трудов Ф. Фребеля в русской педагогике
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния педагогической системы Ф. Фребеля на творческую направленность детей дошкольного возраста
2.1 Особенности творческой направленности детей на констатирующем этапе исследования
2.2 Формирующая работа в рамках темы исследования
2.3 Динамика развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что идея отделения дошкольной педагогики от основной науки принадлежит немецкому педагогу и исследователю Фридриху Фребелю. Данный исследователь является создателем современных детских садов, которые основывались исключительно на наблюдении, но не на воспитании. Он был первым, кто обратил внимание на то, что есть острая необходимость в том, чтобы проводить педагогическую работу с детьми до 7 лет. Ф. Фребель указывал на формирование специфического отношения к ребенку как к цветку, который нужно оберегать и ухаживать за ним.
Данный исследователь был также разработчиком особой воспитательной системы, которая позволила заложить базовые принципы педагогики на основе немецкой философии. Во многом данный исследователь определяется как первооткрыватель в русле современной дошкольной педагогики. Он рассматривал игру как основной и специфический инструмент воспитания детей дошкольного возраста. Признавая то, что игра является основополагающим средством развития личности ребенка Ф. Фребель внес существенные изменения в процесс игровой деятельности, которые в первую очередь касались материала для игр в процессе их разработки. До появления системы обучения и образования Ф. Фребеля, исследователи считали, что работа с детьми данной категории заключается в основном в развитии познавательной деятельности, расширению знаний в рамках академической направленности и разработке полезных навыков.
Именно данный исследователь, впервые после Песталоцци стал определять особенности целостного и гармоничного развития ребенка, что является актуальным вопросом развития современной педагогики и на современном этапе. Ф. Фребель стал «разработчиком» системы обучения и воспитания детей и в то же время его теория не единожды подвергалась критике и были выявлены определенные недостатки.
Исследователями в области изучения особенностей педагогических теорий воспитания Ф. Фребеля занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как В.Ф. Егоров, Л.Н. Литвина, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова, Е.О. Смирнова и т.д.
Данные исследователи выделяли основополагающие характеристики теории Ф. Фребеля, особенности принятия данной теории в педагогических кругах и определяли основные достоинства и недостатки предложенных теорий.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения педагогической системы Ф. Фребеля
1.1 Основания и педагогические принципы системы Ф. Фребеля
В современной дошкольной педагогике большое внимание уделяется процессам изучения базовых теорий и направлений в рамках развития личности ребенка. Система дошкольного воспитания Ф. Фребеля представляет собой важную основу развития дошкольной педагогики на основе духовных и моральных устоев, характерных для немецкой классической философии [1, с.155].
Ф. Фребель в своих трудах опирался на особенности развития философской системы Гегеля, который определял особенности внутренней связи между различными вещами, которые выражают особенности развития абсолютного духа. Каждая вещь, окружающая ребенка способствует ознакомлению ребенка с законами мира, которые определяются как универсальные в рамках взаимоотношения с миром. Фребель в рамках своих трудов опирался на особенности развития человека в природе на протяжении всей жизни. Основным периодом в рамках развития личности ребенка Ф. Фребель считал именно дошкольное детство.
Ф. Фребель в своих трудах определял основополагающие характеристики позитивного развития и гармоничной личности каждого отдельно взятого ребенка. Он считает, что ребенок по своей природе является добрым, открытым и благородным. Ребенку от рождения характерными являются такие особенности как наличие светлых и чистых мыслей ребенка, а также именно дурное воспитание оказывает негативное влияние на процесс развития личности ребенка. Основной задачей педагогов в рамках дошкольного образования он считает не испортить врожденную позитивную природу детей [2, с.14].
Поэтому воспитание должно быть: «пассивным, следящим, просто предостерегающим и охраняющим, но отнюдь не предписывающим и не насильственным» [23, с.43] Это может быть основано на формировании уютной обстановки, которая формирует определенные особенности общения с воспитателем посредством игры и формирование определенных запросов в развитии детей.
По мнению исследователя, основной обязанностью воспитателя является: «А первым стремление воспитателя, педагога или родителя, первой обязанность воспитывающего должно быть следующее. Каждый, кто признает истинным изложенные основы воспитания и образования, должен начать применение и выполнение их прежде всего на себе самом, а затеи и на своих питомцах. Особенно необходимо привлечь к этому делу всех воспитателей, в особенности женский пол – жен и матерей, а также более или менее взрослых их дочерей – помощниц в деле воспитания….
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния педагогической системы Ф. Фребеля на творческую направленность детей дошкольного возраста
2.1 Особенности творческой направленности детей на констатирующем этапе исследования
Нами было проведено экспериментальное исследование на базе ДОУ «Детский сад №12» г. Минска. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Выборка составила 20 мальчиков и 20 девочек.
Цель констатирующего исследования: выявить уровень развития творческих способностей старших дошкольников.
Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы диагностики:
1. Методика «Вербальная фантазия» (вербальное воображение)
Назначение: выявление уровня вербального воображения.
Испытуемым предлагается придумать рассказ о динозаврах и изложить его устно в течение 5 минут.
В ходе рассказа фантазия школьника оценивается по следующим параметрам:
– скорость процессов воображения;
– необычность, оригинальность образов воображения;
– богатство фантазии;
– глубина и проработанность (детализированность) образов;
– впечатлительность, эмоциональность образов.
По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов. Итак, 0 баллов – данный признак в рассказе практически отсутствует; 1 балл – данный признак имеется, но выражается слабо; 2 балла – признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Заключение
Фридрих Фребель - немецкий педагог, последователь Песталоцци, разработавший оригинальную систему дошкольного воспитания и ставший основателем детского сада. На философском основании своих взглядов он говорил о двух целях педагогики - национальной и общечеловеческой. Она преследует две основные цели: развитие духовных сил народа и одновременно познание человеком Бога, природы и самого себя.
Согласно фрёбелевской системе, главная задача воспитания – вырастить всесторонне развитого и гармоничного человека и сохранить в нем позитивную врожденную природу. По его мнению, образование также должно быть сдержанным, мягким и ненавязчивым, уважающим принцип действия и принцип целостности человека. А практическая деятельность должна сочетаться с сенсорным опытом
Анализ литературных источников показал, что основной задачей дошкольного воспитания является формирование и развитие гармоничной личности. Воспитание по мнению исследователя должно быть щадящим и направлено на развитие всех сторон личности человека. Мы видим, что по мнению Ф. Фребеля игра является наиболее высокой формой развития активности ребенка. Мы можем определить, что вся теория основана на развитие самостоятельности и деятельности у воспитанников.
Система воспитания Ф. Фребеля является основополагающей в процессе работы с детьми дошкольного возраста. Основой теории воспитания данного исследователя является работа с определенным дидактическим материалом (на самостоятельной основе). Он определил особенности взаимодействия детей в рамках игровой и учебной деятельности.
Отношение к системе обучения Ф. Фребеля в рамках русского образования было двояким, и многие исследователи указывали на несовершенство данной системы. На современном этапе специфическая система обучения по Ф. Фребелю превратилась во многом в формальные упражнения, которые «натаскивают детей» на выполнение тех или иных навыков.
С целью формирования творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики: «Вербальные фантазии». Полученные данные указывают на недостаточность развития творческой направленности у данной категории детей.
Исходя из результатов диагностического исследования, нами была проведена формирующая работа с детьми старшего дошкольного возраста на основе педагогической системы Ф. Фребеля при усвоении его «даров».
1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 2015. – 258 с.
2. Арапова. Н. Детская садовница// «Учительская газета». – № 06 (10243) – 2009. – С.14-25
3. Букин, А. П. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада /Под ред. Т.И. Ботяковой. – М.: Академия, 2015. – 236 с.
4. Васильева, Н. Л. Детский психоанализ / Н.Л. Васильева. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. – 256 с.
5. Волобуева, Л.М. Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей / Л.М. Волобуева. // Педагогика детства. – М. – 2011. – №12. – С.15-28
6. Данилина, Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Т.А. Данилина. – М.: АРКТИ, 2010. – 258 с.
7. «Детский сад Фридриха Фребеля». // Журнал «Дошкольное воспитание» – №3. – 2013. – С.11-22
8. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие / А.Н. Джуринский. – М.: Академия, 2011. – 258 с.
9. Егоров, В.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
10. Зарубина, Ю. Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ / И.С. Константинова. – М.: Теревинф, 2009. – 56 с.
11. Захарова, М.А. Проектная деятельность в детском саду. Родители и дети / Е.В. Костина. – М.: Шк. Пресса, 2010. – 257 с.
12. История дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / ред. Л.Н. Литвина.– 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2009. – 352 с.
13. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие / Сост. С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под. ред. С.Ф. Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 440 с.
14. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: «Академия», 2001. – 258 с.
15. История дошкольной педагогики / Под ред. Л.Н. Литвина. – М.: Просвещение, 2009. – 247 с.
16. Князев, Е. К 145-летию создания первых дошкольных организаций в России: Фрёбелевское общество / Е. Князев // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 12. – С.14-22
17. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли / Г.М. Коджаспирова. – М.: Академия, 2013. – 245 с.
18. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду / И.А. Лыкова. – М.: Из-во «Карапуз-дидактика», 2007. – 256 с.
19. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/Отв. Ред. И сост. П.В. Алексеев: С.И. Гессен — Москва, Школа-Пресс, 2015 – 448 с.
20. Симонович, А. К. История детского сада / А. К. Симонович // Дошкольное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/article. php?ID=200500204
21. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. Образование» / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 119 с.
22. Ушинский, К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Избранные сочинения. – М.: Юрайт, 2017. – 359 с.
23. Фребель, Ф. Детский сад. / М. Тимофеева. – М.: Академия, 2013. – 123 с.
24. Фребель, Ф. Будем жить для своих детей / Ф. Фребель. – М. : Карапуз, 2010. – 262 с.
25. Ятефанова, Н.Н. Классические системы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов средн. спец.учеб. заведений. / Н.Н. Ятефанова – М.: АСТ; СПБ.: Сова 2008. – 126 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Вербальная фантазия».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты