Психологическое благополучие студентов-психологов с разной профессиональной направленностью
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологическое благополучие студентов-психологов с разной профессиональной направленностью»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Психологическое благополучие студентов-психологов с разной профессиональной направленностью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: БГПУ им. Танка
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тестовый материал к методике диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тестовый материал к шкале психологического благополучия К. Рифф.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологического благополучия студентов-психологов с разной профессиональной направленностью
1.1 Психологическое благополучие как предмет социально-психологического исследования
1.2 Факторы, обуславливающие психологическое благополучие
1.3 Основные особенности психологического благополучия студентов-психологов с разной профессиональной направленностью
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование психологического благополучия у студентов-психологов с разной профессиональной направленностью
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Введение
Актуальность исследования обусловлено тем фактом, что на современном этапе обучения студентов в системе развития высшего образования происходит формирование высокого уровня профессиональной компетенции, а также определение особенностей личностной готовности к процессу школьного обучения. На основе данных положений происходит формирование основных образований, которые направлены на определение особенностей выбора той или иной профессии.
На современном этапе обучения студентов большое внимание уделяется процессам личностного развития студентов и формирования у них чувства психологической безопасности. Данные особенности указывают влияние на формирование подготовки специалистов, которые способны выдерживать определенные психологические нагрузки в процессе обучения и стабилизировать собственное эмоциональное состояние.
Наличие проблем становления психологического благополучия является важной в рамках формирования особенностей развития психологии и данный феномен во многом рассматривается как противопоставление психологическому неблагополучию. В рамках 20-21 века данная проблема изучается на основе связи с различными сторонами современного человека.
Для современной психологической науки во многом характерным является наличие определенных аспектов взаимосвязи между различными сторонами развития личности, такими как стратегии жизненного пути, наличие самостоятельности в процессе развития психологического пространства и формированием определенных социальных характеристик, формируется представление о факторах, влияющих на развитие психологического благополучия личности (М. Аргайл, К. Рифф, Н.К. Бахарева, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко и др.)
Имеются исследования о влиянии разных жизненных условий на благополучие личности (Н.С. Арутюнова, Н.М. Воронин, Н.М. Дементьева, В.И. Покровский, И.С. Семенова и др.), об их особой роли в мобилизации личностных ресурсов, необходимых для личностного роста и психологического благополучия (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Ясперс; А.Г. Асмолов, А.В. Петровский, В.В. Столин, В.Э. Чудновский).
Исследованиями в области изучения особенностей психологического благополучия у студентов с различной профессиональной направленностью занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как М. Аргайл, Т.В. Башкирева, Л.Ф. Бурлачук, Н.Е. Водопьянова, Л.А. Головей, А.Д. Демина и т.д.
Данные исследователи указывают на то, что процесс обучения студентов в высшем учебном заведении представляет собой сложный и целенаправленный процесс, который указывает на необходимость сохранения психологического и эмоционального состояния студентов, что оказывает определенный уровень влияния на процессы обучения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологического благополучия студентов-психологов с разной профессиональной направленностью
1.1 Психологическое благополучие как предмет социально-психологического исследования
Благополучие личности по своей природе является субъективным, а субъективное благополучие – это относительно устойчивое и обобщенное переживание, имеющее для личности особую значимость. П.П. Фесенко указывает, что субъективное благополучие человека (и неблагополучие) складывается из оценок разных сторон его жизни [1, с. 132].
По мнению Р.М. Шаминова, благополучие личности определяется в рамках выполнения определенных функций:
– регулятивная функция определяет особенности и возможности регуляции собственного самочувствия, что указывает на определение взаимоотношений с миром;
– поведенческая функция – определяется определенная направленность личности и определения стратегий поведения;
– функция развития – направленная на формирование определенного творческого движения в рамках удовлетворения потребностей;
– функция управления когнитивными процессами заключается в определении интеграции и адаптации личности к обществу [24, с. 68].
Л.В. Куликов [12] выделил несколько видов благополучия личности: духовное, физическое, социальное, материальное и психологическое.
И.А. Стрелков отмечал: «духовное благополучие – это ощущение причастности личности к духовной культуре общества, это осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолить духовный голод); переживание и осознание смысла своей жизни; наличие веры – в себя или в Бога, в счастливую удачу на жизненном пути или в судьбу (предопределенность), в успех своего собственного дела и т.д.» [21, с.78]
Наличие высокого уровня развития физического благополучия основан на формировании высокого уровня самочувствия, формирования определенного уровня развития телесного комфорта, наличие определенного уровня физического тонуса.
Наличие высокого уровня социального благополучия, что выражается в рамках формирования определенного состояния общества, к которому принадлежит индивид. Для формирования особенностей социального развития необходимо иметь в виду наличие удовлетворенности определенным статусом в рамках определенного микросоциального окружения и формирования определенных межличностных связей между предметами.
Глава 2. Эмпирическое исследование психологического благополучия у студентов-психологов с разной профессиональной направленностью
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: БГПУ им. Танка. В исследовании приняли участие 30 студентов в возрасте 18-22 года. 15 студентов специальности «Практическая психология», 15 студентов по специальности «Социально-психологическая деятельность». Выборка составила 18 девушек и 12 юношей. В связи с преобладающим количеством в выборке девушек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Цель исследования: выявить особенности психологического благополучия у студентов-психологов с разной профессиональной направленностью.
Для реализации данной цели нами были определены следующие практические задачи:
1. Провести исследование по выбранным методикам.
2. Сделать выводы в рамках проведенного исследования.
3. Сравнить полученные данные по двум выборками испытуемых.
В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко [16].
Цель: диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды.
С помощью методики можно выявить 3 типа реакции:
– эйфорическую, когда эмоциональная система в целом настроена на позитивные стимулы;
– рефрактерную, когда эмоциональная система восприятия пасует перед разными влияниями – положительными, отрицательными и амбивалентными. В окружающей действительности она выбирает преимущественно амбивалентные стимулы. При этом они «застревают» в личности, остаются в виде переживаний неприятного осадка, размышлений, грусти, злобы;
– дисфорическую, когда эмоциональная система в целом настроена на негативные стимулы (Приложение 1).
2. Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной) [11].
Цель: изучение характеристик и уровня психологического благополучия.
Опросник позволяет измерить субъективную и объективную сторону психологического благополучия. Методика разработана К. Рифф на основе более ранних исследований М. Ягоды, адаптирована Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что психологическое благополучие представляет собой важное социальное и психологическое образование, которое включает оценку отношения человека к собственной личности. Для данного понятия характерными являются такие компоненты как познавательный, эмоциональный, поведенческий и формирование субъективности и позитивности в процессе собственного отношения к миру. Для исследований многих специалистов, таких как психологи, социологи и философы, формировались определенные особенности формирования чувства субъективного благополучия. Данные исследователи определяли наличие определенных потребностей, ценностей, осознание особенностей собственного поведения и формирования результатов деятельности, которые вызывают определенный уровень удовлетворенности.
Существует множество факторов определения психологического благополучия, что основано на формирование представления о уровне объективной успешности. Сюда могут быть включены такие факторы как социальные, психологические, формирование чувства переживания счастья и определение чувства удовлетворенности собственной деятельностью и жизнью в целом. При этих фактах уровень психологического благополучия формирует определенные субъективные и объективные факторы, направленные на изучение особенностей формирования значимости личности в социуме.
В современной науке большое внимание уделяется процессам сохранения психологического здоровья и благополучия студентов-психологов. Мы можем определить, что состояние психологического благополучия студентов-психологов во многом нестабильно и на этот процесс большое влияние оказывает выбор определенной специализации, которая выявляет недостатки академической подготовки и оказывает влияние на состояние психологического благополучия или неблагополучия.
С целью формирования представления об уровне развития психологического благополучия у студентов-психологов с различной направленностью обучения, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи следующих методик: «Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко», Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной).
1. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 303 с.
2. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.
3. Бенко, Е.В. Обзор зарубежных публикаций, посвященных исследованию психологического благополучия / Е.В. Бенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – № 2. – Том 8. – Челябинск, 2015. – С. 5-13.
4. Бессонова, Ю.В. О структуре психологического благополучия / Ю.В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2013. – С. 30-35.
5. Бехтерев, В.М. Личность и условия ее развития и здоровья / В.М. Бехтерев // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 146-151.
6. Большой психологический словарь / Состав: Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.
7. Бочарова, Е.Е. К вопросу о внутренних детерминантах субъективного благополучия личности / Е.Е. Бочарова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2008. – № 10. – С. 226-231.
8. Весна, Е.Б. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности / Е.Б. Весна, О.С. Ширяева. – Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. – 246 с.
9. Жуковская, Л.В. Шкала психологического благополучия К. Рифф / Л.В. Жуковская, Е.Г. Трошихина // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32, № 2. – С. 82-93.
10. Идобаева, О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты / О.А. Идобаева // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №351. – С.128-133.
11. Кузнецова, С.С. Представления о счастливой и осмысленной жизни: связаны ли они с психологическим благополучием? / С.С. Кузнецова, Е.Н. Осин // Парадигма: философско-культурологический альманах / Отв. ред.: Н.Х. Орлова. – Вып. 19. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2012. – С. 179-188.
12. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика / Ред. В.Ю. Большаков. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. – С. 476-510.
13. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
14. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2001. – C. 184-192.
15. Орлов, Ф.В. Психология в работе врача / Ф.В. Орлов и др. – Чебоксары, 2009. – 243 с.
16. Павлоцкая, Я.И. Социально-психологический анализ уровней и типов благополучия личности / Я.И. Павлоцкая // Современные проблемы науки и образования, 2015, № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-analiz-urovney-i-tipovblagopoluchiya-lichnosti
17. Психология эмоций / А.Л. Дьяконов, Л.А. Пузырёва. – Ярославль, ЯГМА, 2014. – 79 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.
19. Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия / А.Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 105-115.
20. Соколова, M.В. Шкала субъективного благополучия / М.В. Соколова. –Ярославль, 1996. – 87 с.
21. Стрелков, И.А. О проблеме психологического благополучия / И.А. Стрелков // Неблагополучия в современной психологии // Московский Государственный Университет им. МВ. Ломоносова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: conf2001.dem.ru/strelkov.html
22. Фесенко, П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? / П.П. Фесенко // Психология: журнал Высшей школы экономики. – 2005. – Т. 2. – № 4. – С. 132-138.
23. Фомина, О.О. Благополучие личности: проблемы и подходы к исследованию в отечественной психологии / О.О. Фомина // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/53PSMN616.pdf
24. Шамионов, Р.М. Этнокультурные факторы субъективного благополучия личности / Р.М. Шамионов // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 4. – С. 68-81.
25. Шевеленкова, Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методик исследования) / Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95-129.
26. Шостак, В.И. Профессиональное здоровье / В.И. Шостак // Психология профессионального здоровья. – СПБ.: Речь, 2006. – 71 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тестовый материал к методике диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тестовый материал к шкале психологического благополучия К. Рифф.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты