ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций с психологической готовностью к материнству у женщин в молодом и зрелом возрасте
1.1 Ценностные ориентации женщин молодых и в зрелом возрасте
1.2 Готовность к материнству у женщин молодого и зрелого возраста
1.3 Особенности ценностных ориентаций и их взаимосвязи с психологической готовностью к материнству у женщин в молодом и зрелом возрасте
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций с психологической готовностью к материнству у женщин в молодом и зрелом возрасте
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что ценностные ориентации человека определяют его первичное и относительно стабильное отношение ко всем основным сферам жизни – к миру, к другим людям и к самому себе. Человек активен только тогда, когда речь идет о том, что представляет для него ценность. В связи с этим растет интерес к ценностям женщин, ожидающих ребенка.
Изучение ценностей не очень хорошо представлено ни в отечественной психологической теории, ни среди зарубежных ученых. Именно установленная на данный момент система ценностей определяет избирательную активность, действия, определяющие жизнь женщины и будущее развитие ребенка.
Психология материнства – одна из самых сложных и мало разработанных областей современной науки. Значимость исследования заключается в противоречии между остротой демографических проблем, связанных со снижением рождаемости, большим количеством распадающихся семей, лавиной сирот при живых родителях, ростом числа случаев жестокого обращения с детьми и неразвитостью программ социальной и психологической помощи семьям, особенно женщинам.
Материнство изучалось различными науками: историей, культурологией, медициной, физиологией, поведенческой биологией, социологией и психологией. Но изучение ценностей беременных женщин и психологической подготовки к материнству остается недостаточно разработанной областью, потому что, во-первых, нет единого подхода к понятию ценностей, а во-вторых, радикальные изменения в политической, экономической и духовной сферах нашего общества привели к радикальным изменениям в ценностях и действиях человека, которые в основном проецируются на психологическую подготовку к материнству.
Социальные и психологические исследования изучают структуру и динамику ценностных ориентаций женщин детородного возраста, роль ценностных ориентаций в механизмах, регулирующих социальное поведение, связь ценностных ориентаций женщин с типичными личностными и индивидуальными чертами, связь с профессиональными ориентациями и др.
Актуальность целостного психологического подхода к изучению материнства заключается также в том, что, несмотря на достижения современной медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, которые повысили научно-технический уровень акушерской и неонатальной практики, психологические проблемы материнства и детства не уменьшились. Актуальность ценностно-ориентированных исследований обусловлена появлением множества работ, посвященных различным аспектам этого вопроса [1, с.137].
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций с психологической готовностью к материнству у женщин в молодом и зрелом возрасте
1.1 Ценностные ориентации женщин молодых и в зрелом возрасте
Ценности – это духовные и материальные явления, которые имеют личное значение и являются мотивацией для деятельности. Ценности – это цель и основа воспитания. Ценностные ориентации – это отражение в сознании личности ценностей, которые она признает в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих норм [2, с.185]
Понятие ценностной ориентации было введено в послевоенную социальную психологию как философский аналог понятия ценности, однако четкого концептуального различия между этими понятиями не существует. Присвоение ценности объекту в окружающей среде выражается в его способности удовлетворять человеческие потребности, интересы и цели.
Ценностные ориентации – один из центральных аспектов трансформации личности, выражающий осознанное отношение человека к социальной реальности и определяющий широкие мотивы его поведения в этом качестве, что имеет важные последствия для всех аспектов реальности. Особенно важна взаимосвязь между ценностной ориентацией и направленностью развития личности. Система ценностных ориентаций определяет смысловую сторону развития личности, составляет основу ее взгляда на окружающий мир, на других людей и на себя, является фундаментом мировоззрения и лежит в основе мотивации и «философии жизни». Ценностные ориентации – это способ различения реальных объектов в соответствии с их значением (положительным или отрицательным) [3, с.58].
С.Л. Рубинштейн говорил, что ценности – это то, что имеет важное значение для человека, и что только принятые ценности могут выполнять самую важную функцию – функцию руководства к действию.
Традиционно, когда мы говорим «ценности», мы подразумеваем культурные ценности, которые сформировались у человека за всю историю его существования и поднялись на вершину современной культуры. Мы понимаем, что один человек включает в свои ценности еду, деньги, вещи и не рассматривает другие ценности, другой человек рассматривает еду, вещи, деньги как условия существования, но выбирает в качестве ценностей любовь, труд, красоту, природу, знания [24, с.128].
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций с психологической готовностью к материнству у женщин в молодом и зрелом возрасте
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: МГУ им. А.А. Кулешова. В исследовании приняли участие 40 женщин, которые были разделены на 2 группы испытуемых. В первую группу вошли 20 женщин в возрасте до 30 лет, а во вторую группу вошли 20 женщин в возрасте старше 30 лет.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить особенности взаимосвязи ценностных ориентаций у женщин молодого и зрелого возраста в рамках готовности к материнству.
Задачи эмпирического исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Проанализировать полученные данные и сделать выводы о взаимосвязи готовности к материнству и ценностных ориентаций у женщин молодого и зрелого возраста.
Методики исследования:
1. Опросник «Репродуктивные ролевые ориентации деторождения» (М.Н. Родштейн) (Приложение А)
Каждому респонденту предлагаются варианты ответов, которые он должен выбрать тот, который ему наиболее вероятен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ показал, что женщины молодого и зрелого возраста определяют значимые ценности, необходимые для самодостаточности, реализации и становлении себя в обществе. Однако важно заметить, что в группе женщин молодого возраста наибольшей ценностью обладает такое качество как самостоятельность действий, замыслов, и в наименьшей – следование традициям, в группе женщин зрелого возраста на первом месте обозначились стабильность и безопасность самого себя, отношений, общества, и в наименьшей степени – волнение, новизна (стимуляция). Помимо этого, женщинами зрелого возраста были выявлены достоинства связанные с внешним видом женщины, что не наблюдалось у молодых. В конце шкалы значимости ценностей в обеих группах был выявлен одни из основных недостатков – меркантильность, указывающий на то, что женщины видят в друг друге расчетливость и корысть.
Мы рассматриваем психологическую подготовку к материнству как специфическое личностное образование, ядром которого является субъект-объектная ориентация по отношению к еще не родившемуся ребенку. Мы утверждаем, что это отношение проецируется на реальное материнское поведение после рождения ребенка и определяет его эффективность. Психологическая готовность к материнству определяется различными физиологическими, психологическими и средовыми факторами, которые формируют определенное отношение матери к процессу беременности и ребенку в целом.
Существует определенная взаимосвязь между показателями развития ценностных ориентаций женщин и готовностью к материнству. Данное качество является сложным в процессе изучения психологической науки и формирует представление о трудном положении современной женщины.
С целью формирования представления о взаимосвязи между ценностными ориентациями и готовностью к материнству у женщин раннего и зрелого возраста, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик: «Опросник «репродуктивных ролевых ориентаций деторождения» (Родштейн М.Н.)», а также опросник ценностных ориентаций М. Рокича.
Данные, полученные нами в ходе исследования позволили определить, что готовность к деторождению выше у женщин раннего возраста по причине того, что женщины после 30 в большей степени ориентированы на завоевание определенного социального развития, а также первостепенное значение здоровья, на которое деторождение оказывает неблагоприятное воздействие. Таким образом, особенности взаимосвязи ценностных ориентаций и готовности к материнству у женщин раннего и зрелого возраста были подтверждены в процессе исследования.
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2014. – 237 с.
2. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 2011. – 258 с.
3. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В.С. Агеев. – М.: МГУ, 2010. – 240 с.
4. Ананьев, Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б.Г. Ананьев. – M: Наука, 2013. — 230 с.
5. Баженова, О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / Л.Л. Баз // Синапс. – 2013. –№4 – С.12-25
6. Баз, Л.Л. Исследование восприятия психологической поддержки беременными / О.В. Батуев. – 1994.– №12. – C.137-146.
7. Батуев, А.С. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать - дитя» / Л.В. Соколова //Вестник СПбГУ. – 1994. – Сер. 3. – Вып. 2 (№10). – С. 82- 102.
8. Безрукова, О.Н. Влияние социопсихологических факторов на социальное здоровье беременной женщины. Автореф. дис. канд. психол. н. / О.Н. Безрукова. – СПб.: Питер, 2008. – 247 с.
9. Брутман, В.И. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и родов. Вопросы психологии. / Г.Г. Филиппова. – 2002. – №1. – С.59 - 68.
10. Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. – 1997. – № 6. – С. 38-46.
11. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Е.И. Головаха – СПб, Питер, 2000. – С. 256-269.
12. Грицай, Л.А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспект // Журнал практической психологии и психоанализа. – М.: Институт практической психологии и психоанализа. – 2010. – № 3. – С.58
13. Забаев, И.В. Проблема мотивации деторождения и преемственность репродуктивного поведения (Обоснование гипотезы на материалах биографических интервью с россиянами репродуктивного возраста) // Демо-скоп Weekly. – 13-20 декабря 2010. –С.447-448
14. Захаров, А.И. Влияние эмоционального состояния матери на течение беременности и родов // Из материалов конф. «Перинатальная психология и родовспоможение». – СПб. – 2007. – С. 54.
15. Копыл, О. А. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для развития ребенка / О.В. Баженова //Синапс. – 2013 – №45 – С.15-28
16. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
17. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентации / Д.А. Леонтьев. – М.: Академия, 2012. – 17 с.
18. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д.А. Леонтьев. – М.: Академия, 2012. – 16 с.
19. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 446 с.
20. Матвеева, Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности / Е.В. Матвеева. – К.: ВГГУ, 2004. – 258 с.
21. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. – 2002. – №5. – С.18-27.
22. Мухина, B.C. Предисловие / В.С. Мухина // Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. – М.: MПИ, 2005. – С. 4-7
23. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: МГУ, 1982. – С. 35-38.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 2009. – 328 с.
25. Уразаев, А.М. Формирование социального и психологического портрета современных молодых женщин в период репродуктивной активности / А.М. Уразаев [и др.] / А.М. Уразаев// Вестник ТГПУ Серия Психология. – 2002. № 3(31). – С. 34-36.
26. Филиппова, Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 22- 37.
27. Филиппова, Г. Г. Материнство: сравнительно - психологический подход / Г.Г. Филиппова //Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – №5. – С.81-88.
28. Хорни, К. Психология женщины / К. Хорни. – М.: Академия, 2017. – 146 с.