Психологические особенности супружеских конфликтов в семьях воспитывающих подростков
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности супружеских конфликтов в семьях воспитывающих подростков»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Психологические особенности супружеских конфликтов в семьях воспитывающих подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тест – опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тест на поведение в конфликтной ситуации К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
Введение
1 Теоретический анализ проблемы психологических особенностей супружеских конфликтов в семьях, воспитывающих подростков
1.1 Понятие и виды конфликтов
1.2 Особенности протекания и причины конфликтных ситуаций между супругами
1.3 Содержание деятельности психолога по профилактике семейных конфликтов
Выводы по главе 1
2 Эмпирическое исследование проблемы психологических особенностей супружеских конфликтов в семьях, воспитывающих подростков
2.1 Описание выборки, методов и процедуры исследования
2.2 Характеристика взаимодействия и реакции супругов в конфликтной ситуации
2.3 Описание программы психопрофилактики семейных конфликтов
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Институт взаимодействия между людьми называется семьей. Семья – это ближайший союз нескольких людей, которые обязаны друг другу моральным долгом. В таком союзе люди проводят как можно больше времени вместе, стремясь разделить друг с другом свои радости и удовольствия.
Семья является одним из важнейших средств социализации личности, исторического перевода культурных, этнических и моральных ценностей. Семейная жизнь – это самое важное для человека, и благополучие брака зависит от того, как он формируется, какую роль он играет и как решается для каждого из супругов.
Сегодня многие пары, которые только готовятся к свадьбе или уже связаны узами брака, не всегда правильно понимают, как строить свои отношения и практически не знают, как сделать эти отношения гармоничными и крепкими.
Как взрослые, так и дети страдают от разрушения стабильности их социального статуса и утраты безопасности в маленьком семейном мире. Иногда это может привести к асоциальным реакциям. Относительно небольшая помощь, оказываемая в такие моменты семье, не проявляющей признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность, но в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных.
Психологическая подготовка супругов к построению глубоких, осознанных, гармоничных брачных отношений, основанных на симпатиях и взаимной любви, является сегодня одной из важных задач гармонизации семейной жизни. Отсутствие симпатии и взаимной любви является одной из главных причин конфликтов в семье, которые приводят к ее разрушению.
Следует заметить, что семейные проблемы не зависят от социального статуса семьи, а присущи как состоятельным, так и малообеспеченным или малообразованным семьям. В настоящее время социальные работники в состоянии помочь таким семьям, главным образом, в кризисную фазу, в момент конфликта или распада, но большинство социальных институтов не в состоянии предотвратить семейные дисфункции и наладить семейные связи в докризисном состоянии.
Специалисты согласны с тем, что на психологическое состояние и здоровье семьи особое влияние оказывает способность супругов позитивно и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, понимать и принимать психофизиологические и социально-психологические различия между мужчиной и женщиной, создавать эмоциональное единство в семье.
1 Теоретический анализ проблемы психологических особенностей супружеских конфликтов в семьях, воспитывающих подростков
1.1 Понятие и виды конфликтов
В современной литературе существует более сотни определений понятия конфликт. Некоторые из них схожи, некоторые противоречивы. Такое множество определений данного понятия, по всей видимости, обусловлено наличие разных подходов к его изучению. Сам термин «конфликт» рассматривается разными дисциплинами, каждая из которых дает свою характеристику данному понятию.
Наиболее типичные определения понятия конфликта:
Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
Конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
По мнению В.И. Андреева, многие английские авторы подчеркивают в своих определениях противоречия целей или интересов, преследуемых сторонами, но не дают четкого определения понятия «конфликт» [4, c. 61]. Отсюда возникает вопрос о том, какие именно противоречия являются значимыми в определении понятия конфликта. Однако в зарубежной литературе четкого ответа на данный момент не существует.
В.А. Светлов рассматривает противоречие как речевое действие и называет несколько основных стадий развития борьбы интересов, которые приводят к конфликту: различия во мнениях, противоречия в дискуссиях и прямая борьба в виде конфликтов в действиях [20, c. 193].
М.Т. Авсиевич предлагает рассматривать конфликт в совокупности наиболее значимых его черт:
1. Конфликт, как социальное явление, порожденное самой природой общественной жизни, выражает ту или иную сторону социального бытия, место и роль человека в нем. Этот конфликт следует воспринимать как нормальное социальное явление, свойство социальных систем, процесса и способа взаимодействия людей.
2. Конфликт, как проявление объективных или субъективных разногласий, которые выражаются в противостоянии сторон, не является синонимом разногласий, но их нельзя и противопоставить. Разногласия, отличия, противоположности являются необходимыми, но недостаточными условиями конфликта. Противопоставления и разногласия превращаются в конфликт, когда силы, являющиеся их носителями, начинают взаимодействовать.
2 Эмпирическое исследование проблемы психологических особенностей супружеских конфликтов в семьях, воспитывающих подростков
2.1 Описание выборки, методов и процедуры исследования
Цель эмпирического исследования: исследовать проблемы психологических особенностей супружеских конфликтов в семьях, воспитывающих подростков.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки;
2) изучение социально-психологических факторов супружеских конфликтов у мужчин и женщин с помощью тестирования;
3) обработка данных с помощью методов математической статистики, количественный и качественный анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 15 супружеских пар. Из них 15 мужчин и 15 женщин в возрасте 35-51 года, воспитывающие подростков.
Методики исследования:
1. Тест – опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) [19].
Цель: выявление степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Испытуемому предлагается с помощью данных суждений выразить свое согласие или несогласие с соответствующими утверждениями. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
Критерии оценки уровня удовлетворенности браком:
17-22 балла – значительная неудовлетворенность;
23-26 баллов – скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность.
27-28 баллов – частичная удовлетворенность и частичная неудовлетворенность.
29-32 балла – скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность.
33-38 баллов – значительная удовлетворенность.
39-48 баллов – практически полная удовлетворенность.
Текст опросника представлен в Приложении 1.
2. Тест на поведение в конфликтной ситуации К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной [21].
Цель: изучение стилей поведения в конфликте.
Заключение
Конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Острота конфликтной ситуации зависит от личностных особенностей членов семьи, уровня взаимоотношений, от выбранной стратегии разрешения конфликта.
Основными причинами конфликтов в семьях являются несоблюдение этики супружеских отношений (предательство, ревность), наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного или обоих супругов, биологическая несовместимость, неправильные взаимоотношения одного или обоих супругов с окружающими людьми, родственниками, несовместимость интересов и потребностей. В психологии выделяют следующие наиболее частые причины семейных конфликтов: из-за ошибок в распределении семейного бюджета, что приводит к разногласиям; из-за неудовлетворенной потребности в ценности и важности своего «Я», посягательство на достоинство другого; из-за различных потребностей в отдыхе и досуге; из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях; сексуальная неудовлетворенность одного или обоих супругов; на основании пристрастия одного из супругов к алкоголю, наркотикам, азартным играм; из-за неудовлетворения потребностей супругов в пище, одежде, благоустройстве жилья, а также ценности личных потребностей одного из супругов.
Технологии коррекции и способы профилактики конфликтов, по мнению практикующих психологов, во многом зависят от уровня развития семьи, а именно от таких факторов, как: правила коммуникации между супругами и осознание необходимости решать и сглаживать конфликты. Профилактика семейных конфликтов представляет собой процесс взаимодействия с психологом, при этом данный процесс включает в себя сбор и анализ информации о конкретной семье, оценивание сложившейся конфликтной ситуации, поиск наиболее эффективных методик и техник для работы, разработка плана, исполнение плана. Особым видом психологической помощи считается использование доступных и понятных для обоих супругов психологических форм и методов преодоления семейных проблем в соответствии с необходимыми правилами семейной жизни.
В результате проведенного эмпирического исследования в работе, пришли к следующим выводам. Супруги, воспитывающие подростков, в конфликтной ситуации предпочитают выбирать различные стратегии поведения. Большая часть мужчин в конфликтной ситуации чаще всего выбирают стратегию соперничества и сотрудничества. Женщины в конфликтной ситуации выбирают преимущественно избегание и компромисс. На достоверном уровне мужчины в конфликтной ситуации более склонны стремиться к соперничеству, выбирая активную борьбу за свои интересы в ущерб интересам других. Женщины в конфликтной ситуации более склонны или избегать конфликт, или приспосабливаться к нему.
1. Абатурова, Л. Г. Семейные конфликты: пути их предупреждения и разрешения / Л. Г. Абатурова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 25. – С. 129-132.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2007. – 534 с.
3. Вагапова, А. Р. Социально-психологические характеристики конфликтного взаимодействия в супружеских парах / А. Р. Вагапова // Известия Саратовского университета. – 2014. – Вып. 1. – С. 77-85.
4. Гаврилова, Е. А. Гармоничный брак как проблема психологической науки и практики / Е. А. Гаврилова // Вестник ТГУ. – 2010. – № 4, Т. 84. – С. 174-177.
5. Главатских, М. М. Взаимосвязь представлений о конфликте с поведением в конфликте супругов / М.М. Главатских // Психология стресса и совладающего поведения : вызовы, ресурсы, благополучие. – Кострома, 2019. – С. 28-32.
6. Голод, С.И. Семья и брак : историко-социологический анализ / С. И. Голод. – СПб. : Петрополис, 1998. – 271 с.
7. Григорьева, М. А. Степень удовлетворенности браком в зависимости от стажа семейной жизни / М. А. Григорьева // Вестник психофизиологии. – 2013. – № 4. – С. 71-72.
8. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2001. – 504 с.
9. Дорошина, И. Г. Исследование конфликтного взаимодействия супругов в зрелой семье / И. Г. Дорошина // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 2. – С. 95-100.
10. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2004. – 320 с.
11. Коваль, Н. А. Конфликт как проявление дезадаптивности в семейных отношениях / Н. А. Коваль // Вестник Тамбовского университета. – 2007. – Вып. 3. – С. 133-142.
12. Коренева, Е. П. Психология семейного кризиса : подходы к семейному консультированию при ненормативных кризисах / Е. П. Коренева // Концепт. – 2019. – № 3. – С. 1-9.
13. Лобан, Н. А. Конфликт и конфликтное поведение / Н. А. Лобан. – Минск : Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
14. Мартынюк, О. Б. Типология супружеских отношений как разновидности семейных ношений / О. Б. Мартынюк // Психология. педагогика, образование : актуальные и приоритетные направления исследования. – Уфа, 2017. – С. 121-129.
15. Попова, И. С. Подходы к пониманию стабильности и удовлетворенности супружескими отношениями / И. С. Попова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 72-74
16. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
17. Сидоров, И. В. Супружеские отношения как часть семейных отношений, их типология / И. В. Сидоров // Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи. – 2016. – № 10. – С. 1-16.
18. Сопун, С. А. Психологическая совместимость супружеской пары и удовлетворенность браком / С. А. Сопун, А. Г. Лидерс // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 25. – С. 156-161.
19. Столин, В. В. Опросник удовлетворенности браком / В. В. Столин, Т.Л. Романова, Г. П. Бутенко // Вестник Московского университета. – 1984. – № 2. – С. 155-159.
20. Сысенко, В. А. Устойчивость брака : проблемы, факторы, условия / В. А. Сысенко. – М. : Смысл, 2001. – 541 с.
21. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) // Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. – М., 2001. – Т. 2. – С. 69–77.
22. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – М. : Владос, 2004. – 287 с.
23. Шейнов, В. П. Управление конфликтами / В. П. Шейнов. – СПб. : Питер, 2014. – 770 с.
24. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект, 2006. – 768 с.
25. Шуман, С. Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С. Г. Шуман, В. П. Шуман. – Минск : Университетское, 2003. – 80 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тест – опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тест на поведение в конфликтной ситуации К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты