Взаимосвязь профессиональной мотивации и построение профессиональной трудовой карьеры у руководителей среднего звена
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь профессиональной мотивации и построение профессиональной трудовой карьеры у руководителей среднего звена»
по дисциплине: «Социально-психологическая деятельность»
2022
45.00 BYN
Взаимосвязь профессиональной мотивации и построение профессиональной трудовой карьеры у руководителей среднего звена
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-психологическая деятельность
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К.Замфира. в модификации А.А. Реана.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результат.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результат.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ДЕЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
1.1 Профессиональная мотивация: понятие, характеристика структурных компонентов
1.2 Деловая направленность личности как фактор построения профессиональной карьеры
1.3 Особенности руководства трудовым коллективом
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ДЕЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
2.1 Описание методов исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования по опросникам «Мотивация профессиональной деятельности» и «Опросник деловой направленности личности»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Система мотивационной деятельности связана с ценностями персонала, что непосредственно влияет на эффективность работников организаций. Развитие гибкой системы мотивации «человеческого капитала» необходимо рассматривать, как стратегический ресурс для конкретной коммерческой организации и сферы ее деятельности. Комплексный подход к изучению, развитию и управлению мотивацией трудовой деятельности подразумевает рассматривать ее, как единое целое, как анализ теоретических основ мотивации труда, представления методологии мотивационной деятельности, анализа особенностей мотивации персонала, формирования внешней и внутренней мотивации персонала организации.
Трудовая деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает наиболее полную самореализацию личности и актуализацию всех ее возможностей. Эффективность профессиональной деятельности в большей степени связана с мотивацией специалиста, с её внешней и внутренней составляющей. В науке и практике значимость мотивации актуализирует задачу системного, междисциплинарного исследования. Развиваясь на стыке менеджмента, экономики и психологии мотивация труда персонала в организации является одним из главных направлений не только системы управления персоналом, но и всей системы управления предприятием, независимо от его специфики и величины. Проблема профессионального развития личности не теряет своей актуальности в современных социокультурных условиях, что обусловлено, в том числе, государственным заказом на конкурентоспособную личность, динамикой и спецификой рынка труда.
Цель исследования: выявить взаимосвязь профессиональной мотивации и деловой направленности у руководителей среднего звена.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть научные подходы к изучению профессиональной мотивации.
2. Определить роль деловой направленности личности как фактора построения профессиональной карьеры.
3. Проанализировать особенности профессиональной деятельности руководителей.
4. Эмпирически выявить взаимосвязь профессиональной мотивации и деловой направленности личности у руководителей среднего звена.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ДЕЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
1.1 Профессиональная мотивация: понятие, характеристика структурных компонентов
Профессиональная пригодность для той или иной работы определяется не только уровнем сформированности навыков, но и другими индивидуальными данными, но главным является тип сферы мотивации – содержание мотивов, их направленность и инициативность.
Мотивация в психологии подразумевает набор условий, которые также ориентируют действия человека. Это направляющий процесс, который может запускаться как внутренними (психологическими, физическими), так и внешними (социальными, финансовыми, экологическими) стимулами. Мотивационные процессы сочетаются с элементами, стабилизирующими психическую функцию, придающими ей внутреннюю, индивидуальную окраску. Эти движения в совокупности с формированием и реализацией вопросов (желаний, операций по удовлетворению потребности или осмысленной внутренней мотивации воздействия), а также придают побудительные функции.
Личная эффективность также явно зависит от мотивации. Таким образом, многочисленные недостатки в уровне образованности некоторых вполне значимых характеристик также могут быть компенсированы в процессе производства, но низкий уровень мотивации вряд ли может быть компенсирован.
Степень мотивации труда зависит от типа мотивации субъекта. В этом случае мотивацией для человека является реализация проблем работника и активизация области его потребностей. Согласно Е. П. Ильину, нравственный контроль может представлять собой свойство мотиваторов – эмоциональные условия; стремления, круг интересов, склонности; внешняя среда; их способности; результаты собственных операций [33, с. 22-32].
Тип мотивации (конкретные аргументы, а также цели, направленность, насыщенность) определяется спецификой этапов профподготовки по специальности – выбор специальности, выполнение работы, качественная переориентация и переподготовка.
В современной психологии влияние мотивации на степень профпригодности рассматривается с двух сторон: во-первых, с точки зрения измерения влияния тех или иных мотивов на необходимые качественные результаты, а во-вторых, с точки зрения стабилизирующей функции.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ДЕЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
2.1 Описание методов исследования
Вторая глава курсовой работы включает в себя результаты исследования, проведенного на базе аптечной сети среди руководителей среднего звена.
Цель исследования: определить взаимосвязь профессиональной мотивации и деловой направленности личности у руководителей среднего звена.
В качестве основных задач исследования были выделены следующие:
1. Изучить уровень мотивации профессиональной деятельности и определить деловую направленность личности у руководителей среднего звена.
2. Провести статистическую обработку и анализ полученных данных.
3. Сформулировать выводы на основе полученных результатов исследования.
Объект исследования: профессиональная мотивация и деловая направленность личности.
Предмет исследования: взаимосвязь профессиональной мотивации и деловой направленности у руководителей среднего звена.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь профессиональной мотивации и деловой направленности у руководителей среднего звена.
Выборка: в исследовании приняли участие руководители среднего звена коммерческих организаций (20 человек).
Психодиагностический комплекс исследования состоял из 2 стандартизированных методик, отбор которых проводился в соответствии с задачами:
1) Опросник деловой направленности личности (ОДН) (В. Тараненко).
2) Опросник: мотивация профессиональной деятельности. Автор К. Замфир (в модификации А. Реана).
Краткое описание методик исследования.
1. Опросник деловой направленности личности (ОДН) (В. Тараненко).
Цель методики: Опросник позволяет определить направленность личности по трем шкалам. Методика разработана на основе ориентационной анкеты В. Басса и состоит из 27 суждений, по каждому из которых представлены три варианта ответов. Шкалы методики:
1. Шкала "Я" – направленность на себя: ориентация личности на прямое вознаграждение и удовлетворение, индивидуализм, властность, склонность к соперничеству, агрессивность в достижении статуса, раздражительность, тревожность, интровертированность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивация в психологии понимается совокупность факторов, организующих и направляющих поведение человека. Это процесс детерминации поведения, деятельности, которая может быть обусловлена внутренними (психическими, физиологическими) и внешними (профессиональными, социальными, экономическими, экологическими) раздражителями. Характер мотивации (конкретные мотивы и цели, направленность, широта и интенсивность) обуславливается особенностями этапов профессионального становления субъекта – выбора профессии, реализации деятельности, профессиональной переориентации и переподготовки.
Изучение научной литературы, разработанных мотивационных программ на предприятиях, рассматривающих проблемы внутренней мотивации и деловой направленности личности к построению карьеры, подбор методического материала и проведение исследования по данной проблеме позволили решить поставленные в курсовой работе задачи.
На основании теоретического анализа социальной, психологической, экономической литературы и проведенного нами исследования можно подвести итог и сделать следующие выводы:
1. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией; профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профориентации.
2. Деловая направленность личности в построении карьеры – поступательное продвижение личности, связанное с ростом профессиональных навыков, статуса, социальной роли и размера вознаграждения. Деловая карьера начинается с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом. Иначе говоря, карьера – это индивидуально осознанная позиция и поведение индивида, связанные с трудовым опытом и деятельность на протяжении рабочей жизни человека. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры. Самое главное – правильно сформулировать цели и задачи в области планирования карьеры и умело использовать имеющиеся ресурсы.
1. Адлер, Ю.П. Мотивация в системах качества / Ю.П. Адлер // Стандарты и качество. – 2001. – № 4. – с. 27-34
2. Андронов, А.М. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. для вузов / А.М. Андронов, Е.А. Копытов, Л.Я. Гринглаз. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 461 с.
3. Афанасьев, В.В. Инновационные процессы в образовании : учеб.- метод. пособие / В.В. Афанасьев. – Москва : МГУ, 2012. – С.23
4. Бодров, В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / В.А. Бодров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала : сб. науч. тр. / Ин-т психологии РАН. – Москва, 2001. – С. 3- 26.
5. Брагина, В.Д. Представления о профессии и самооценке профессионально значимых качеств у учащейся молодежи / В.Д. Брагина // Вопросы психологии. – 1976. – № 2. – с. 146.
6. Бухалков, М.И. Управление персоналом : учеб. для вузов / М.И. Бухалков. – Москва : Инфра-М, 2007. – 138 с.
7. Быкова, Е.А. Инновационная деятельность в представлении студентов педагогического вуза / Е.А. Быкова // Мир науки, культуры и образования. – 2017. – № 2. – С. 288-291.
8. Ваганова, Е.В. Языковое сознание студентов технических и гуманитарных специальностей как представителей различных корпоративных культур : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Е. В. Ваганова. – Челябинск, 2008. – 22 с.
9. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала : пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. – Москва : Юрист, 2003. – 49 с.
10. Всеобщее управление качеством : учеб. пособие / под ред. О.Г. Глудкина. – Москва : Дело и сервис, 2000. – 215 с.
11. Гаспарович, Е.О. Технологии управления развитием персонала : учеб.-метод. пособие / Е.О. Гаспарович. – Екатеринбург : УрФУ, 2014. – 208 с.
12. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда : учеб. для студентов вузов / Б.М. Генкин. – 8-е изд., испр. и доп. – Москва : Норма, 2009. – 462 с.
13. Герчиков В.И. Мотивация персонала : метод. пособие / В.И. Герчиков, Н.Н. Опарина. – Москва, 2005. – 95 с.
14. Глухенькая, Н.М. Исследование систем управления : учеб.-метод. пособие / Н.М. Глухенькая. – Екатеринбург, УрФУ, 2012. – 83 с.
15. Глухенькая, Н.М. Исследование систем управления персоналом организации : монография / Н.М. Глухенькая. – Прага : Sociosféra-CZ, 2014. – 96 с.
16. Глухенькая, Н.М. Исследование системы управления персоналом на предприятии / Н.М. Глухенькая // Вопросы. Гипотезы. Ответы: наука XXI века : коллектив. моногр. – Краснодар, 2013. – С. 74-91.
17. Глухенькая, Н.М. Классификация методов исследования систем управления персоналом на примере дипломных работ / Н.М. Глухенькая // Научное мнение. – 2013. – № 8. – с. 216.
18. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие для вузов. / В.Е. Гмурман. – 4-е изд., доп. – Москва : Высш. шк., 1972. – 368 с.
19. Гордеева, Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Т.О. Гордеева // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. – Москва : Смысл, 2002. – С. 47-102.
20. Гордиенко, Ю.Ф. Управление персоналом : учеб. пособие / Ю.Ф. Гордиенко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 345 с.
21. Егоршин, А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учеб. пособие / А.П. Егоршин. – Москва : ИНФРА-М, 2013. – 376 с.
22. Егоршин, А.П. Основы управления персоналом : учеб. пособие для вузов / А.П. Егоршин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2008. – 352 с.
23. Завалова, Н.Д. Психические состояния человека в особых условиях деятельности / Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко // Психологический журнал. – 1983. – № 6. – с. 92.
24. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2007. 240 с.
25. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 512 с.
26. Каверин, С.Б. Мотивация труда / С.Б. Каверин. – Москва : Ин-т психологии РАН, 1998. – 223 с.
27. Калигин, Н.А. Принципы организационного управления / Н.А. Калигин. – Москва : Финансы и статистика, 2003. – 272 с.
28. Карташова, Л.В. Управление человеческими ресурсами: учебник / Л.В. Карташова. – Москва: Инфра-М, 2019. – 235 с.
29. Карьерные ориентации / Л.Л. Рыбцова // Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений: сб. ст. : в 2 ч. – Екатеринбург, 1999. – Ч. 1. – с. 243.
30. Кибанов, А.Я. Служба управления персоналом : учеб. пособие / А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалова, М.В. Ушакова ; под ред. А.Я. Кибанова. – Москва: КНОРУС, 2010. – 416 с
31. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях : учеб. пособие / Е.А. Климов. – Москва: Изд-во МГУ, 1995. – 222 с.
32. Клиническая психология : учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 960 с.
33. Кокурина, И.Г. Методика изучения трудовой мотивации / И.Г. Кокурина. – Москва : Изд-во МГУ, 1990. – 55 с.
34. Комаров, Е.И. Стимулирование и мотивация: основные теории, способы совершенствования / Е.И. Комаров // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2005. – № 3. – С. 22- 32.
35. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1971. – 38 с.
36. Лютенс, Ф. Организационное поведение : учеб. для студентов вузов / Ф. Лютенс. – Москва : ИНФРА-М, 1999. – 692 с.
37. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие / В.П. Пугачев [и др.], под ред. В.П. Пугачева. – Москва : ИНФРА-М, 2011. – 392 с.
38. Потеряхин, А. Удовлетворенность работой и профессиональная мотивация персонала / А. Потеряхин // Справочник кадровика. – 2007. – 3 дек. – Режим доступа: https://htlab.ru/knowledge/articles/udovletvorennost-rabotoy-i-professionalnayamotivatsiya-personala/
39. Пряжников, Н.С. Психология труда : учеб. пособие для студентов вузов / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – 5-е изд., стер. – Москва : Академия, 2009. – 477 с.
40. Толстая А. Н. Управление карьерой в организациях. Психология управления: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Федотова. Л., 1991. – 280 c.
41. Соколова, А. С. Профессиональная карьера и подходы к ее исследованию отечественными и зарубежными авторами / А. С. Соколова // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013. — № 3. — С. 99–103.
42. Управление человеческими ресурсами : учеб. пособие / А.М. Руденко [и др.] ; под ред. А.М. Руденко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 350 с
43. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн. – 3-е инд. – СПб.: Питер, 2008. – 336с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К.Замфира. в модификации А.А. Реана.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результат.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результат.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты