Теоретические аспекты изучения личностных особенностей младших школьников, занимающихся музыкой
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Теоретические аспекты изучения личностных особенностей младших школьников, занимающихся музыкой»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Теоретические аспекты изучения личностных особенностей младших школьников, занимающихся музыкой
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МУЗЫКОЙ
1.1 Роль музыки как вида искусства в формировании личности человека
1.2 Особенности личности детей занимающихся музыкой
1.3 Психологические особенности восприятия музыки младшими школьниками
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МУЗЫКОЙ
2.1 Организация и методы, применяемые в ходе психолого-педагогического обследования детей
2.2 Методики изучения личностных особенностей младших школьников, занимающихся музыкой
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Процесс воспитания ребёнка всегда был и остаётся очень сложной и ответственной обязанностью родителей, воспитателей, учителей. Очень важно воспитать в ребёнке личность, сформировать в нём определённые важные качества, которые ему пригодятся во взрослой жизни.
Школа является важнейшим институтом социализации ребёнка, особенно в младших классах, когда многие личностные качества ребёнка ещё не сформированы. Именно на этом этапе, помимо всего прочего, важно и музыкальное воспитание ребёнка. Музыка выступает ключевой задачей в формировании личности ребёнка, обучающегося в начальной школе. Это вид искусства, который затрагивает эмоции ребёнка, а также воздействует на его подсознание, тем самым способствует развитию личности. Для того чтобы сформировать духовно-нравственную, патриотическую, эстетическую личность учителю важно воспитывать музыкальные способности обучающегося, его эмоциональные представления, а также способствовать развитию музыкального кругозора во время урока. Младший школьный возраст благоприятен для развития духовной культуры обучающегося. Ведь это важно не упустить время для полного формирования личностных качеств школьника младших классов.
Целью данной работы является теоретическое изучение личностных особенностей младших школьников, занимающихся музыкой.
Объект курсовой работы – младшие школьники, занимающиеся музыкой.
Предмет курсовой работы – личностные особенности младших школьников, занимающихся музыкой.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль музыки как вида искусства в формировании личности человека.
2. Описать особенности личности детей занимающихся музыкой.
3. Рассмотреть психологические особенности восприятия музыки младшими школьниками.
4. Подобрать методы и методики для изучения личностных особенностей младших школьников, занимающихся музыкой
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, обобщение, систематизация.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух теоретических глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МУЗЫКОЙ
1.1 Роль музыки как вида искусства в формировании личности человека
Музыка – вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определенной высоты). Выражая мысли и эмоции человека в слышимой форме, музыка служит средством общения людей и воздействия на их психику [8].
А.Л. Готсдинер считает, что музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру и красоте. Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, его надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и сделать это помогает музыка Данный вид искусства, являясь неповторимым, неподражаемым действом, затрагивает все клеточки живого существа и сопровождает человека всю жизнь, влияя на формирование его личности [8, с. 32].
Личность – системное качество, приобретенное индивидом в процессе социализации и оказывающееся высшей, интегрирующей имитацией всей его психической жизни. Формирование личности – это сложный многоплановый процесс. Он возможен только при наличии комплексного подхода к образовательному процессу, включающему в себя патриотическое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание [13, с. 218].
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Е.О. Назайкинский подчеркивал, что музыкальное восприятие помогает осмыслить и приобрести жизненные ценности, содействует расширению интересов, выработке вкусов, побуждает к информационному обмену. В процессе общения человека с музыкальным произведением возрастает его духовность [11, с. 78].
Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. По словам известного психолога-музыковеда Б.М. Теплова, музыка является особым видом познания – эмоциональным познанием, она превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться [19, c. 73].
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МУЗЫКОЙ
2.1 Организация и методы, применяемые в ходе психолого-педагогического обследования детей
Вторая глава курсовой работы включает в себя методы и методики изучения личностных особенностей младших школьников, занимающихся музыкой
Целью данной работы является теоретическое изучение личностных особенностей младших школьников, занимающихся музыкой.
Объект курсовой работы – младшие школьники, занимающиеся музыкой.
Предмет курсовой работы – личностные особенности младших школьников, занимающихся музыкой.
На первом этапе исследования была сформирована выборка исследования. Выборка состоит 35 младших школьников.
На втором этапе были рассмотрены методы, применяемые в ходе психолого-педагогического обследования детей.
На третьем этапе подобраны методики, позволяющие в полном объеме раскрыть тему исследования. В результате были выбраны методика «Выявление личностных особенностей младших школьников Р. Б. Кеттела и Р. В. Коана», методика «Определение уровня самооценки» по А. М. Липкиной «Три оценки», методика «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лусканова
Рассмотрим методы, применяемые в ходе психолого-педагогического обследования детей.
Выбор метода определяется задачами исследования. В процессе изучения ребенка специалист может ставить перед собой следующие задачи (в зависимости от этапа диагностики). При помощи основных методов исследования можно получить психологические факты, количественные и качественные данные о особенностях развития ребенка.
Эксперимент – это специально организованная форма изучения какой-то стороны психического развития. В эксперименте исследователь сам создает необходимые условия для возникновения изучаемого психического явления. Имея такую возможность, экспериментатор может варьировать и видоизменять условия, тем самым выявлять значение меняющихся условий для установления закономерных связей, определяющих изучаемый процесс. Многократное повторение опытов (серия) и достаточное количество испытуемых позволяют проверить закономерности между явлениями посредством математической статистики [12, с. 67].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыка – вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определенной высоты). Выражая мысли и эмоции человека в слышимой форме, музыка служит средством общения людей и воздействия на их психику. Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребенка, как метод освоения содержания других предметов, как «почву», на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребенка.
С точки зрения психологии – музыкальное образование – это мощный инструмент психологического развития личности, которое дает огромное количество преимуществ ребенку: развитие речи и структурирование информации, развитие и совершенствование навыков общения, воспитание трудолюбия, силы воли, терпения, воспитание вкуса и гармоничное развитие личности, развитие лидерских качеств
Музыка играет важную роль в формировании личности младшего школьника. У ребенка 6-7 лет происходит расширение музыкальных впечатлений, он более устойчиво проявляет интерес к музыке. В этом возрасте у ребенка формируется способность понимать поставленную перед ним задачу, самостоятельно выполнять указания, которые направляют и определяют способ действия. Происходят существенные сдвиги и в области мышления. Ребенок хочет знать, о чем рассказывает музыка, что обозначает то или иное слово в песне, как двигаться под различную музыку. Дети анализируют и обобщают, делают простейшие умозаключения, планируют свои действия, словесно выражают свои замыслы. Дети способны освоить элементарные сведения о первичных жанрах музыки и некоторых сложных жанрах, об элементах музыкального языка, о деятельности композитора, слушателя, исполнителя. Важно, чтобы воздействие музыкального искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Ведь некоторые дети могут почувствовать музыку гораздо тоньше, чем взрослые. Этот вид искусства затрагивает эмоциональность и чувственность, воздействует на подсознание человека, тем самым способствует развитию личности.
Вторая глава курсовой работы включает в себя методы и методики изучения личностных особенностей младших школьников, занимающихся музыкой. Целью данной работы является теоретическое изучение личностных особенностей младших школьников, занимающихся музыкой.
На первом этапе исследования была сформирована выборка исследования. Выборка состоит 35 младших школьников.
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2004. – 327 с.
2. Анохина, Г. В. Музыкальное воспитание во внеурочной деятельности / Г.В. Анохина // Начальная школа. – 2014. – №11. - 96 с.
3. Анцыпирович, О.Н. В мире музыки: учеб. нагляд. пособ. для педаг. учрежд. дошк. образ. / О.Н. Анцыперович, О.Н. Зыль. – Минск : Вышэйшая школа, 2005. – 40 с.
4. Белобородова, В.К. Музыкальное восприятие школьников / В.К. Белобородова, Г.С. Ригина, Ю.Б. Алиев // Науч.-исслед. ин-т худож. воспитания. – Москва: Педагогика, 2015. – 160 с.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2008. – 415 c.
6. Выготский Л.С. Психология искусства : Анализ эстетической реакции / Л.С. Выготский. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 480 с.
7. Горина, Л. В. Теория и методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студентов / Л. В. Горина, А. И. Чернышов. – Саратов.: СГУ им. Чернышевского, 2011. – 66 с.
8. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: NB Магистр, 2003. – 193 с.
9. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. – М.: Таланты-XXI век, 2014. – 124 с.
10. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. – М.: Музыка, 2010. – С. 35-49.
11. Назайкинский, Е.О. Психология музыкального восприятия / Е.О. Назайкинский. – М.: Музыка, 2008. – 384 с.
12. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности / С.И. Науменко // Вопросы психологии. – 2012. – № 5. – c. 83-89.
13. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
14. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осеннева, Л. А. Безбородова. – М.: Академия, 2011. – 362 с.
15. Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / В.Д. Остроменский. – Киев: Музична Украïна, 2005. – 286 с.
16. Петрушин, В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника / В.И. Петрушин // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – 102-104 с.
17. Сметанова, А. А. История развития музыкального просвещения [Текст]: учеб. пособие / А. А. Сметанова. – Павлодар, 2006. – 155 с.
18. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. – М.: Педагогика, 2008. – 173 с.
19. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 2007. – 355 с.
20. Фокина, Т.И. Развитие у детей восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальных занятиях / Т.И. Фокина // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 11. – С. 91-93.
21. Яфальян, А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / А. Ф. Яфальян. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 380 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты