Теоретические аспекты изучения личностных особенностей младших школьников, занимающихся музыкой
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Теоретические аспекты изучения личностных особенностей младших школьников, занимающихся музыкой»
по дисциплине: «Психология»
2022
23.00 BYN
Теоретические аспекты изучения личностных особенностей младших школьников, занимающихся музыкой
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МУЗЫКОЙ
1.1 Мотивационная сфера личности
1.2 Роль музыки как вида искусства в формировании личности человека
1.3 Особенности личности детей занимающихся музыкой
1.4 Психологические особенности восприятия музыки младшими школьниками
Выводы по первой главе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Процесс воспитания ребёнка всегда был и остаётся очень сложной и ответственной обязанностью родителей, воспитателей, учителей. Очень важно воспитать в ребёнке личность, сформировать в нём определённые важные качества, которые ему пригодятся во взрослой жизни.
Школа является важнейшим институтом социализации ребёнка, особенно в младших классах, когда многие личностные качества ребёнка ещё не сформированы. Именно на этом этапе, помимо всего прочего, важно и музыкальное воспитание ребёнка. Музыка выступает ключевой задачей в формировании личности ребёнка, обучающегося в начальной школе. Это вид искусства, который затрагивает эмоции ребёнка, а также воздействует на его подсознание, тем самым способствует развитию личности. Для того чтобы сформировать духовно-нравственную, патриотическую, эстетическую личность учителю важно воспитывать музыкальные способности обучающегося, его эмоциональные представления, а также способствовать развитию музыкального кругозора во время урока. Младший школьный возраст благоприятен для развития духовной культуры обучающегося. Ведь это важно не упустить время для полного формирования личностных качеств школьника младших классов.
Одной из центральных проблем наук о человеке считается вопрос о выявлении движущих сил поведения человека. В психологии же данная проблема рассматривается в разрезе анализа мотивации поведения человека.
По сей день нет единого общепринятого определения термина «мотивация», что проявляется большим числом различных, часто противоречивых концепций мотивации. В наиболее широком смысле, мотивация понимается как некое общее побуждение к активности в определенном направлении.
В последние десятилетие значительно усилилось внимание со стороны педагогов и психологов к проблеме положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. На сегодняшний день, проблема мотивации обучения является одной из ведущих в педагогике, а также педагогической психологии.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МУЗЫКОЙ
1.1 Мотивационная сфера личности
В настоящее время не существует общепринятого определения понятия «мотивационная сфера личности». По определению Е. П. Ильина, мотивационная сфера личности – это совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, установок и интересов, а также поведенческих паттернов [13, с. 118].
В работах Л. И. Божович, В. М. Мерлина, П. М. Якобсона мотивационная сфера личности рассматривалась в качестве сложного структурного образования в виде иерархии побуждений, ядра личности. Ключевым компонентом мотивационной сферы, которая обусловливает вектор активности личности, психологи называли направленность личности.
Под направленностью личности понимается сложное мотивационное образование, которое находит свое проявление в целях и мотивах поведения, потребностях, установках, убеждениях и интересах, пронизывая весь жизненный путь индивида [28, с. 59]. Согласно Б. Г. Ананьеву, мотивационная сфера личности является системой взаимосвязанных и взаимодействующих мотивов, которые имеют различную степень значимости, что определяет соподчиненность мотивов. Мотивационная сфера личности выстраивается на основе принципа иерархии, согласно которому низшие мотивы подчинены высшим мотивам [9, с. 112].
Мотивационная сфера личности включает совокупность мотивов, которые находятся в различных отношениях. Это могут быть отношения иерархии, взаимного дополнения, конкуренции, выстраивания во временной перспективе. Д. А. Леонтьевым введено понятие динамической смысловой системы как относительно устойчивой и автономной иерархически организованной системы, содержащей в себе ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующую как единое целое [5, с. 58].
С позиций Д. А. Леонтьева, личность образуется как результат нескольких динамических смысловых систем. Мотивационная сфера личности характеризуется «многовершинностью», борьбой между собой различных систем жизненных отношений. Борьба мотивов зачастую способствует или бездействию, или неупорядоченности действий [17, с. 64].
1.2 Роль музыки как вида искусства в формировании личности человека
Музыка – вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определенной высоты). Выражая мысли и эмоции человека в слышимой форме, музыка служит средством общения людей и воздействия на их психику [10].
А.Л. Готсдинер считает, что музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру и красоте. Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, его надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и сделать это помогает музыка Данный вид искусства, являясь неповторимым, неподражаемым действом, затрагивает все клеточки живого существа и сопровождает человека всю жизнь, влияя на формирование его личности [10, с. 32].
Личность – системное качество, приобретенное индивидом в процессе социализации и оказывающееся высшей, интегрирующей имитацией всей его психической жизни. Формирование личности – это сложный многоплановый процесс. Он возможен только при наличии комплексного подхода к образовательному процессу, включающему в себя патриотическое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание [24, с. 218].
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Е.О. Назайкинский подчеркивал, что музыкальное восприятие помогает осмыслить и приобрести жизненные ценности, содействует расширению интересов, выработке вкусов, побуждает к информационному обмену. В процессе общения человека с музыкальным произведением возрастает его духовность [21, с. 78].
Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. По словам известного психолога-музыковеда Б.М. Теплова, музыка является особым видом познания – эмоциональным познанием, она превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться [32, c. 73].
1.3 Особенности личности детей занимающихся музыкой
Обучение музыке в нашей стране всегда было модным направлением, хотя в последние несколько лет эта тенденция стала меняться в сторону снижения интереса к музыкальным школам. Это можно понять: требует много времени, как со стороны взрослых, так и детей, ведь это полноценная вторая школа.
С точки зрения психологии – музыкальное образование – это мощный инструмент психологического развития личности, которое дает огромное количество преимуществ ребенку в его будущей взрослой жизни [1, c. 99].
1. Развитие речи и структурирование информации.
Занятия на музыкальных инструментах напрямую связаны с мелкой моторикой, которая влияет на развитие речи, рисования, письменных навыков. При игре на музыкальных
инструментах правая и левая рука одновременно совершают разные движения. Это развивает мелкую моторику пальцев, улучшает координацию движений и влияет на развитие речи, рисования и письменных навыков. У детей, которые занимаются музыкой, лучше развита память, так как они постоянно тренируются запоминать последовательность нот. Им также хорошо дается изучение иностранных языков.
Занятия музыкой позволяют быстро понять существование прямой зависимости между действиями и конечным результатом, прививают умение структурировать и систематизировать любую информацию, так как все музыкальные произведения имеют чёткую структуру и последовательность (начало, развитие, завершение).
Концертные выступления, которые начинаются в музыкальной школе уже с первых месяцев обучения, реакция педагогов и публики дают ребенку незамедлительную обратную связь. Это дает ребенку возможность сразу увидеть результаты своего труда [32].
2.Развитие и совершенствование навыков общения.
Занятия музыкой учат ребенка понимать и оценивать свое эмоциональное состояние, понимать других людей. Музыкальные занятия — это всегда коллективный труд. Ребенок постоянно взаимодействует с преподавателями и другими детьми во время индивидуальных, теоретических занятий, упражнений в хоре или оркестре [5, c. 163].
1.4 Психологические особенности восприятия музыки младшими школьниками
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте. Если оно начинается с 6-летнего возраста, как это и происходит сейчас в большинстве случаев, то возрастные психологические границы обычно смещаются назад, т. е. охватывают возраст от 6 до примерно 10 лет; если учение начинается с семилетнего возраста, то, соответственно, границы данного психологического возраста перемещаются приблизительно на один год вперед, занимая диапазон от 7 до 11 лет. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его. Вместе с тем в целом некоторая вариативность границ этого возраста не особенно сказывается на последующих успехах ребенка [24].
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению.
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе [2, с. 57].
У ребенка 6-7 лет происходит расширение музыкальных впечатлений, он более устойчиво проявляет интерес к музыке. В этом возрасте у ребенка формируется способность
Выводы по первой главе
Мотивационная сфера личности рассматривается как сложное структурное образование, совокупность мотивационных образований, находящихся в различных отношениях, построенных по принципу иерархии, побуждающих к деятельности. Мотивационная сфера личности осуществляет функцию регуляции и смысловой детерминации развития личности, определение выбора целей и средств их достижения. В компонентах мотивационной сферы личности выделяются потребности, мотивы, интересы, стремления, желания. Специфика мотивационной сферы личности заключается в своеобразии совокупности мотивов каждой личности, уникальности ее широты, гибкости и иерархизированности, неповторимом сочетании ее структурных компонентов – потребностей, мотивов, направленности, интересов, ценностей, убеждений.
Музыка – вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определенной высоты). Выражая мысли и эмоции человека в слышимой форме, музыка служит средством общения людей и воздействия на их психику. Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребенка, как метод освоения содержания других предметов, как «почву», на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребенка.
С точки зрения психологии – музыкальное образование – это мощный инструмент психологического развития личности, которое дает огромное количество преимуществ ребенку: развитие речи и структурирование информации, развитие и совершенствование навыков общения, воспитание трудолюбия, силы воли, терпения, воспитание вкуса и гармоничное развитие личности, развитие лидерских качеств
Музыка играет важную роль в формировании личности младшего школьника. У ребенка 6-7 лет происходит расширение музыкальных впечатлений, он более устойчиво проявляет интерес к музыке. В этом возрасте у ребенка формируется способность понимать поставленную перед ним задачу, самостоятельно выполнять указания, которые направляют и определяют способ действия. Происходят существенные сдвиги и в области мышления. Ребенок хочет знать, о чем рассказывает музыка, что обозначает то или иное слово в песне, как двигаться под различную музыку. Дети анализируют и обобщают, делают простейшие умозаключения, планируют свои действия, словесно выражают свои замыслы. Дети способны освоить элементарные сведения о первичных жанрах музыки и некоторых сложных жанрах, об элементах музыкального языка, о деятельности композитора, слушателя, исполнителя. Важно, чтобы воздействие музыкального искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Ведь некоторые дети могут почувствовать музыку гораздо тоньше, чем взрослые. Этот вид искусства затрагивает эмоциональность и чувственность, воздействует на подсознание человека, тем самым способствует развитию личности.
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2004. – 327 с.
2. Анохина, Г. В. Музыкальное воспитание во внеурочной деятельности / Г.В. Анохина // Начальная школа. – 2014. – №11. - 96 с.
3. Анцыпирович, О.Н. В мире музыки: учеб. нагляд. пособ. для педаг. учрежд. дошк. образ. / О.Н. Анцыперович, О.Н. Зыль. – Минск : Вышэйшая школа, 2005. – 40 с.
4. Белобородова, В.К. Музыкальное восприятие школьников / В.К. Белобородова, Г.С. Ригина, Ю.Б. Алиев // Науч.-исслед. ин-т худож. воспитания. – Москва: Педагогика, 2015. – 160 с.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2008. – 415 c.
6. Выготский Л.С. Психология искусства : Анализ эстетической реакции / Л.С. Выготский. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 480 с.
7. Горина, Л. В. Теория и методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студентов / Л. В. Горина, А. И. Чернышов. – Саратов.: СГУ им. Чернышевского, 2011. – 66 с.
8. Горская, Н. Е. Теоретические подходы к исследованию структуры мотивации личности // Вестник Иркутского гос. технического ун-та. – 2015. –№ 1. – С. 217-221.
9. Горчакова, Е. Б. Исследование мотивационной сферы личности с позиций системного подхода // Труды Дальневосточного гос. техн. ун-та. – 2003. – № 135. – С. 111-114.
10. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: NB Магистр, 2003. – 193 с.
11. Зобнина, Л. Я. Исследование мотивации достижения // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 2. – С. 117-122.
12. Ильин, В. А. Психология лидерства / В. А. Ильин. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 311 с.
13. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
14. Карпец, Л. А. Эмоциональная потребность // Научный альманах. – 2016. – № 2. – С. 166-170.
15. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. – М.: Таланты-XXI век, 2014. – 124 с.
16. Ковалев, В. И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений // Психологический журнал. – 1984. – № 4. – С. 3-13.
17. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 456 с.
18. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
19. Мирсаетова, А. А. Мотивация достижения успеха личности: психологический аспект // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 5. – С. 56-59.
20. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. – М.: Музыка, 2010. – С. 35-49.
21. Назайкинский, Е.О. Психология музыкального восприятия / Е.О. Назайкинский. – М.: Музыка, 2008. – 384 с.
22. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности / С.И. Науменко // Вопросы психологии. – 2012. – № 5. – c. 83-89.
23. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 394 с.
24. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осеннева, Л. А. Безбородова. – М.: Академия, 2011. – 362 с.
25. Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / В.Д. Остроменский. – Киев: Музична Украïна, 2005. – 286 с.
26. Петрушин, В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника / В.И. Петрушин // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – 102-104 с.
27. Сметанова, А. А. История развития музыкального просвещения [Текст]: учеб. пособие / А. А. Сметанова. – Павлодар, 2006. – 155 с.
28. Соловьева, В. А. Мотивационная сфера в исследованиях личности // Вестник Костромского гос. ун-та. – 2008. – № 2. – С. 59-63.
29. Степанова, Ю. А. Мотивация педагогической деятельности // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2016. – № 1. – С. 147-148.
30. Строкун, С. А. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. – 2014. – № 1. – С. 157-162.
31. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. – М.: Педагогика, 2008. – 173 с.
32. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 2007. – 355 с.
33. Фокина, Т.И. Развитие у детей восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальных занятиях / Т.И. Фокина // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 11. – С. 91-93.
34. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М.: Смысл, 2003. – 860 с.
35. Хэлворсон, Х. Г., Хиггинс, Т. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания / Х. Г. Хэлворсон, Т. Хиггинс. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 272 с.
36. Яфальян, А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / А. Ф. Яфальян. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 380 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты