Формирование социально-психологической готовности детей к обучению в школе
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование социально-психологической готовности детей к обучению в школе»
по дисциплине: «Детская психология»
2022
45.00 BYN
Формирование социально-психологической готовности детей к обучению в школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Детская психология
Организация: Ясли сад №25, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам до проведения программы
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Содержание программы
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по методикам после проведения программы
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Понятие «готовность к школьному обучению»
1.2 Характеристика психологической готовности детей к школе
1.3 Социально – психологическая готовность ребенка к школе как значимый компонент общепсихологической готовности
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ
2.1 Диагностика уровня социально-психологической готовности детей к обучению в школе
2.2 Программа формирования социально-психологической готовности детей к обучению в школе
2.3 Результаты контрольного этапа исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе является важным фактором, который определяет дальнейшее развитие личности ребенка, успешность обучения, взаимоотношения со сверстниками, старшими школьниками и педагогам. Опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, во многом определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития.
Социально-психологическая готовность к школе к школе является одним из главных аспектов готовности к школе в целом. Для того, чтобы ребенок успешно начал осваивать школьную программу, важно обладать готовностью к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Для современных детей групповое обучение создает дополнительные трудности: сложно сосредоточивать внимание, отстаивать свою точку зрения, чувствовать себя худшим или лучшим в чем-то, говорить перед большим количеством людей и многое другое. Ребенку необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество. Следовательно, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Старший дошкольный возраст является чувствительным периодом для формирования социально-психологической готовности ребенка к обучению в школе. В старшем дошкольном возрасте у ребенка активно формируется потребность в уважении и признании со стороны взрослого. Ребенок начинает осознавать, какое положение он занимает в обществе, свои желания и реальные возможности. Дети в старшем дошкольном возрасте способны без помощи взрослых разрешать разногласия, доказывать свою точку зрения и соотносить ее с точкой зрения сверстников.
К феномену готовности детей к обучению в школе обращались такие ученые, как: Е.С. Балабекян, С.Д. Гулина, Л.Е. Захарова, И.А. Киселева, Е.Е. Кравцова, С.В. Малютина, Т.Д. Молодцова, Т.Г. Петрова, Е.С. Рождественская, Е. А. Сорокоумова, А В. Тузлаева и др.
Большое внимание социально-психологическому компоненту готовности к школе уделяли: Д.И. Гусева, А.А. Муковникова, С.М. Хапачева, С.С. Хртонова, Я.Э. Цаболова и др.
Цель исследования: разработать и апробировать программу формирования социально-психологической готовности детей к обучению в школе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Понятие «готовность к школьному обучению»
Представители зарубежной психологической школы (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел, Ф. Л. Илг, А. Керн, Л. Б. Эймс) рассматривали проблему готовности к школьному обучению в аспекте школьной зрелости. Особенность их исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов школьной зрелости [5, с. 34].
В зарубежной психологии готовность к школьному обучению рассматривается как приобретение необходимых умений и навыков, знаний, аттитюдов, мотиваций и других целесообразных черт поведения, которые дают возможность ученику извлекать максимальную пользу из обучения в школе (А. Анастази), навыки вхождения, необходимые ребенку для преодоления ситуации обучения (Дж. МакВ. Хант, Г.Э. Кирк), достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении (И. Шванцар), эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка (А. Керн), определенный уровень развития социального опыта (Р. Заззо) [7, с. 9].
К проблеме готовности к школьному обучению общались такие ученые, как: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер и др.
В работах Л.С. Выготского впервые был выдвинута мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений. По словам психолога, «быть готовым к школьному обучению означает уметь обозначать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира, умение оперировать ими» [цит. по: 20, с. 3].
А.Л. Венгер отмечал, что «психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» [цит. по: 29, с. 157].
Л.И. Божович считает, что «готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника» [цит. по: 20, с. 4].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ
2.1 Диагностика уровня социально-психологической готовности детей к обучению в школе
С целью формирования социально-психологической готовности детей к обучению в школе была проведена опытно-экспериментальная работа.
Этапы эксперимента:
1) констатирующий – проведение диагностики уровня социально-психологической готовности детей к обучению в школе;
2) формирующий – разработка и реализация программы формирования социально-психологической готовности детей к обучению в школе;
3) контрольный- проведение вторичной диагностики уровня социально-психологической готовности детей к обучению в школе с целью оценки эффективности программы, сравнение результатов первого и второго среза.
База исследования: исследование осуществлялось на базе ГУО «Ясли сад №25 г. Минска.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 детей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень социально-психологической готовности детей к обучению в школе.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Диагностические задания из методики диагностика социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников О. В. Дыбиной.
Использовались 2 задания:
«Интервью»
Цель: выявить уровень сформированности умения получать необходимую информацию в общении, вести диалог со взрослыми и сверстниками.
Ход. Выбирается один ребенок, который будет корреспондентом. Ему необходимо взять интервью у жителей (других детей и воспитателя) города «Детсадия». Необходимо выяснить, как им живется в городке, что им нравится и что не нравится, какие достопримечательности есть и что они могут о них рассказать.
Критерии оценки:
3 балла – при выполнении задания ребенок проявляет активность и заинтересованность, самостоятельно формулирует 3-5 развернутых вопросов, задает их последовательно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что в современной литературе под понятием готовности к школе охватываются различные аспекты развития ребенка в возрасте 5-7 лет. Готовность к школе как необходимый уровень развития совокупности всех элементов психического и физиологического развития ребёнка для начала освоения школьной программы в условиях группового обучения со сверстниками.
Психологическая готовность к школе – это сложное образование, состоящее из достаточного уровня психического развития для освоения школьной программы, а также таких компонентов, как: личностный (принятие позиции ученика, сформированность самооценки), мотивационный (желание учиться, положительное отношение к школе), эмоционально-волевой (произвольность поведения, саморегуляция и самоконтроль, умение подчиняться правилам), социально-психологический (умения, необходимые для общении со взрослыми и сверстниками.
Социально – психологическая готовность ребенка к школе является важнейшим компонентом общепсихологической готовности. Благодаря развитию навыков общения в рамках игровой деятельности происходит адекватное восприятие социальной реальности в рамках учебной деятельности, формируется набор знаний и представлений об окружающем мире, вырабатывается собственную позицию по отношению к учителю и сверстникам. К концу дошкольного возраста формируются такие коммуникативные умения, как: умение начать, поддержать и завершить диалог, побудить другого ребенка к разговору, способность понимать вербальные и невербальные средства, понимать мотивы общения партнера, умение употреблять средства общения, использовать вежливые слова, умение согласовывать свои действия с потребностями партнера по общению, умение делиться своими чувствами с другими, проявлять отзывчивость и сопереживание, замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера.
В результате констатирующего этапа эксперимента установлено, что многие дети демонстрируют низкий уровень сформированности умения вести диалог со взрослыми и сверстниками и низкий уровень сформированности умения выслушать другого человека, спокойно и уверенно отстаивать собственное мнение, средний уровень коммуникативных навыков и способности к сотрудничеству.
На формирующем этапе эксперимента разработана и апробирована программа формирования социально-психологической готовности детей к обучению в школе. Программа была направлена на решение следующих задач: 1) сформировать умение вести диалог со взрослыми и сверстниками у детей; 2) сформировать умение выслушать другого человека, спокойно и уверенно отстаивать собственное мнение.
1. Балабекян, Е.С. Проблема готовности детей к обучению в школе / Е.С. Балабекян // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 1. – С. 235-237.
2. Власова, Т.А. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Т.А. Власова, Л.А. Климчук // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 27. – С. 27-32.
3. Гараева, Е.В. Эмоционально-волевая готовность как интегративный компонент готовности детей к школьному обучению / Е.В. Гараева // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 2. – С. 125-130.
4. Гулина, С.Д. Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе / С.Д. Гулина // Традиции и инновации в педагогическом образовании. – Екатеринбург, 2017. – С. 34-39.
5. Гусева, Д.И. Особенности и формы общения дошкольников со взрослыми и сверстниками / Д.И. Гусева // Вестник науки и образования. – 2019. – Ч. 2. – С. 78 – 83.
6. Захарова, Л.Е. Психологическая готовность детей к школе в условиях дополнительного образования: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.Е. Захарова. – Санкт-Петербург, 2013. – 25 с.
7. Зотова, И.В. Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, Н.И. Гинятова // Европейская наука. – 2018. – № 1. – С. 57 – 60.
8. Киселева, И.А. Проблема готовности к школьному обучению в трудах психологов и педагогов / И.А. Киселева // Проблемы педагогики. – 2017. – № 2. – С. 11-13.
9. Колесник, Н.Т. Актуализация проблемы готовности детей к школе в психологической науке и практике: теоретико-методологический дискурс / Н.Т. Колесник // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2021. – № 1(61). – С. 72-79.
10. Кравцова, Е. Е. Психологическая готовность к школьному обучению / Е. Е. Кравцова // Детский сад: теория и практика. – 2018. – № 3-4. – С. 26-39.
11. Ларченко М.В. Дидактические игры тренингового характера, направленные на воспитание культуры поведения дошкольников в общении [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/22/didakticheskie-igry-treningovogo-haraktera-napravlennye-na-vospitanie.
12. Малютина, С.В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению / С.В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2012. - С. 63-65.
13. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylist.net/praktikum/00475.htm.
14. Методический материал по диагностике социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников О. В. Дыбиной [Электронный ресурс]. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskii-material-po-diagnostike-socialno-komunikativnoi-kompetentnosti-u-starshih-doshkolnikov-o-v-dybinoi.html.
15. Молодцова, Т.Д. Факторы, способствующие появлению школьной дезадаптации / Т.Д. Молодцова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 417-418.
16. Муковникова, А.А. Проблемы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками (теоретический аспект) / А.А. Муковникова, В.В. Паничева // Национальная Ассоциация Ученых. – 2021. – № 74-4. – С. 43-46.
17. Овчинников, В.Л. Факторная структура психологической готовности к школе / В.Л. Овчинников // Проблемы теории и практики современной психологии. – Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. – С. 56-57.
18. Орлянская, Ю.Б. Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников / Ю.Б. Орлянская // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1-7.
19. Петрова, Т.Г. Педагогические условия развития психологической готовности ребенка к школе / Т.Г. Петрова, Л.А. Кананчук // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. – С. 137-140.
20. Прохорова, М.В. Проблема готовности детей к обучению к школе / М.В. Прохорова // Проблемы педагогики. – 2015. – № 2. – С. 11-13.
21. Рождественская, Е.С. Психологическая готовность детей к школьному обучению / Е.С. Рождественская // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. – Тверь: Тверской государственный университет, 2021. – С. 172-176.
22. Сорокоумова, Е. А. Психологическая готовность к школе детей поколения Z / Е. А. Сорокоумова, В. О. Журинская // Коллекция гуманитарных исследований. – 2017. – № 3(6). – С. 69-76.
23. Стожарова, М.Ю. Формирование мотивационной готовности к школе у старших дошкольников / М.Ю. Стожарова, А.Ф. Катиркина // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 2. – С. 45-48.
24. Таушканова, Е.С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации / Е.С. Ташканова // Концепт. - 2015. – Вып. № 1. – С. 1-7.
25. Тузлаева, А.В. Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе / А В. Тузлаева // Будущее науки - 2019а. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 307-309.
26. Федорова, Н.С. Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/15/kommunikativnye-igry-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.
27. Хапачева, С.М. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению / С.М. Хапачева // Концепт. – 2014. – № 12. – С. 1-7.
28. Харитонова, С.С. Психологическая готовность детей к школьному обучению / С.С. Харитонова // Модернизация образования в условиях технологических и цифровых нововведений: теория и практика. – Ростов-на-Дону: Южный университет (ИУБиП), 2021. – С. 156-160.
29. Цаболова, Я.Э. Особенности подготовки к школе детей дошкольного возраста / Я.Э. Цаболова, Л.П. Борисова // Студент года 2021: сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2021. – С. 22-28.
30. Василискина, Н.И. Коммуникативные игры для детей 5-7 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/15/kommunikativnye-igry-dlya-detey-5-7-let.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам до проведения программы
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Содержание программы
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по методикам после проведения программы
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты