Медиативные техники как способ регулирования взаимоотношений в трудовом коллективе
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Медиативные техники как способ регулирования взаимоотношений в трудовом коллективе»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Медиативные техники как способ регулирования взаимоотношений в трудовом коллективе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Городская клиническая больница № 6, УЗ (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Сводные таблицы результатов по психодиагностическим методикам.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНИК КАК СПОСОБА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Понятие «медиация» и «медиативные техники»
1.2 Возможности медиации как способа регулирования взаимоотношений в трудовых спорах, корпоративная медиация
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНИК КАК СПОСОБА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Процедура и методы исследования взаимоотношений в трудовом коллективе
2.2 Результаты исследования взаимоотношений в трудовом коллективе
2.3 Применение медиативных техник как способа регулирования взаимоотношений в трудовом коллективе
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современных условиях в мире все большую популярность приобретают такие механизмы регулирования отношений в трудовом коллективе, которые основаны на упорядоченности общественных отношений на основе взаимопонимания и взаимного согласия. В трудовых коллективах могут возникать разногласия и конфликты. Особое место среди форм разрешения конфликтов занимает медиация – проведение переговоров с участием посредника (медиатора). Методы медиации опираются, главным образом, на введение переговоров в русло сотрудничества и ориентацию их на взаимовыгодный результат. В этой связи понимание сущности и значения медиации и посредничества необходимо в наше время широкому кругу лиц, поскольку они как способы альтернативного урегулирования и разрешения конфликтов, споров оказывают воздействие практически на все сферы современной жизни. Процедура медиации как способ урегулирования трудовых споров является весьма перспективным направлением, особенно в случаях, которые не регулируются законодательством и касаются сферы взаимоотношений. В случае применения медиации не нужно думать о том, что полученная информация может быть использована против участников конфликта. Наоборот, медиация позволяет исключить односторонний взгляд на конфликт. Подобный способ решения трудовых споров следует развивать и внедрять в практику урегулирования производственных конфликтов. Медиация позволяет снизить напряженности, препятствует эскалации конфликта, способствует сохранению позитивных долговременных отношений между участниками спора, позволяет сохранить позитивную психологическую атмосферу в трудовом коллективе. Таким образом, включение медиации в систему урегулирования трудовых споров отвечает цели повышения стабильности трудовых отношений и стимулирует работников и работодателей к поиску баланса интересов.
В Законе Республики Беларусь «О медиации» трудовые споры включены в круг споров, которые могут быть урегулированы с применением медиации: «…настоящий Закон регулирует отношения, связанные с применением медиации в целях урегулирования споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа соответствующих отношений» (ст. 2) [9].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНИК КАК СПОСОБА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Понятие «медиация» и «медиативные техники»
Посредничество и медиация являются самостоятельными видами (способами) альтернативного разрешения споров. Под альтернативными формами разрешения правовых споров или конфликтов сначала стали понимать любые приемы и способы разрешения споров вне системы государственного правосудия [11, с. 7].
Общепринятым является деление разнообразных технологий альтернативного урегулирования споров на три основных вида, которые традиционно выделяют как основные и комбинированные:
1. Переговоры (negotiation) – урегулирование спора непосредственно сторонами без участия других лиц.
2. Посредничество (mediation) – урегулирование спора с помощью независимого нейтрального посредника, который способствует достижению сторонами соглашения.
3. Арбитраж (arbitration) – разрешение спора с помощью независимого нейтрального лица – арбитра, который выносит обязательное для сторон решение [4, с. 15].
Критериями такой дифференциации служит участие в урегулировании спора (разногласий) третьего лица. Элементы указанных основных видов комбинируются в многообразные варианты. Например, переговоры почти всегда являются частью любой другой процедуры. По числу сторон, участвующих в разрешении спора или урегулировании конфликта, АРС разделяются на непосредственные (двусторонние или многосторонние), в которых участвуют только стороны (переговоры, претензионный порядок), и с участием третьей стороны, содействующей разрешению спора либо урегулированию конфликта.
Сам термин «медиация» и означает посредничество (англ. alternative dispute resolution, ADR) – одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. Дословно в переводе с английского mediation – посредничество [1, с. 7].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНИК КАК СПОСОБА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Процедура и методы исследования взаимоотношений в трудовом коллективе
Цель исследования: теоретически определить и практически обосновать применение медиативных техник как способа регулирования взаимоотношений в трудовом коллективе.
В качестве предположения была сформулирована следующая гипотеза исследования: применение медиативных техник позволит улучшить показатели психологического климата в трудовом коллективе, снизит частоту применения неконструктивных поведенческих тактик разрешения конфликтов, которые применяются членами трудового коллектива.
В соответствии с целью и поставленными задачами исследования на констатирующем этапе исследования необходимо было выявить особенности взаимоотношений в трудовом коллективе.
Характеристика выборки: выборку исследования составили 25 испытуемых (5 мужчин и 20 женщин), врачи и медицинские сестры УЗ «Городская клиническая больница № 6» г.Минска.
Описание процедуры исследования:
− опрос членов трудового коллектива с целью выявления особенностей конфликтов в коллективе (видов и причин конфликтов);
− проведение психодиагностических методик с целью выявления особенностей взаимоотношений, характеристик психологического климата, наиболее типичных способов разрешения конфликтных ситуаций в производственной деятельности и выявление эффективных способов преодоления конфликтов;
− разработка и апробация медиативных техник как способа регулирования взаимоотношений в трудовом коллективе.
Исследование было проведено с использованием следующих психодиагностических методов:
− опрос с целью выявления сфер наиболее часто возникающих конфликтов в коллективе, видов конфликтов и специфики их разрешения;
− психодиагностическое тестирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Медиация – это альтернативный метод разрешения спора при участии третьей нейтральной стороны, с целью решения спора на условиях взаимного уважения и принятия права каждого из сторон защищать свои интересы. Принципы медиации: добровольность, конфиденциальность, прозрачность, самостоятельность, равноправие, беспристрастность, нейтральность медиатора.
Медиация, как альтернативный способ урегулирования трудовых споров и конфликтов, носит универсальный характер. Цель медиации в урегулировании трудовых споров и разногласий – предотвращение и оперативное внесудебное урегулирование социальных конфликтов. Нельзя сказать, что медиация активно используется при разрешении трудовых споров, хотя ученые выделяют ряд преимуществ медиации: отсутствие государственного вмешательства; возможность урегулировать любые разногласия. Альтернативные способы урегулирования споров позволяют выработать оптимальное решение возникшей проблемы, найти общий интерес, способствуют укреплению социально-партнерских отношений в коллективе.
В соответствии с целью и поставленными задачами исследования на констатирующем этапе исследования необходимо было выявить особенности взаимоотношений в трудовом коллективе.
Характеристика выборки: выборку исследования составили 25 испытуемых, врачи и медицинские сестры УЗ «Городская клиническая больница № 6» г.Минска. На констатирующем этапе исследования было установлено, что в коллективе медицинских работников недостаточно благоприятная атмосфера, которую характеризуют невысокие показатели дружелюбия, согласия, удовлетворенности, продуктивности, теплоты, сотрудничества, поддержки, увлеченности, занимательности, успешности. В целом по полученным результатам можно сделать вывод, что психологический климат по оценкам большинства сотрудников является неблагоприятным. В коллективе у трети сотрудников был выявлен низкий показатель групповой адаптации, что указывает на то, что у них часто возникают конфликтные ситуации с окружающими. Многие сотрудники в конфликтных ситуациях применяют неконструктивные стратегии поведения. Наиболее типичными являются следующие виды конфликтов в коллективе медицинских работников: в зависимости от вовлеченных в него субъектов доминируют межличностные конфликты; в зависимости от исхода на предприятии доминируют деструктивные конфликты; в зависимости от вовлеченных организационных уровней доминируют горизонтальные конфликты при вовлечении в конфликт представителей одного организационного уровня; в зависимости от длительности протекания доминируют кратковременные конфликты.
1. Азарнова, А.Н. Медиация искусство примирять / А.Н. Азарнова. – М.: Инфотропик Медиа, 2015. – 277 с.
2. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки. — Минск: Медисонт, 2011.
3. Бельская И. А. Практика посредничества (медиации) в хозяйственных судах Республики Беларусь // Формирование правовых основ инновационной экономики: материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 12 дек. 2008 г. / Белорус. гос. эконом. ун-т; редкол.: Г. А. Короленок (отв. ред.) [и др.]. Минск, 2008. С. 8—10.
4. Бойко, М.С. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки / М.С. Бойко [и др.]; под общ. ред. С.В. Лабода. – Минск: Медисонт, 2011. – 316 с.
5. Головина С. Ю. Проблемы применения медиации при разрешении трудовых споров // Рос. юрид. журн. 2013. № 6. С. 119—126
6. Гордийчук, Н. Трансформативная медиация: основные понятия и установки / Н. Гордийчук // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 2. – С. 45–46.
7. Гуминский, А.П. Конфликты в повседневной жизни / А.П. Гуминский. – Минск: Тесей, 2012. – 108 с.
8. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.
9. Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 года «О медиации» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300058.
10. Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт / Ю.Г. Запрудский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 154 с.
11. Здрок, О.Н. Медиация / О.Н. Здрок. – Минск: Четыре четверти, 2018. – 539 с.
12. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 586 с.
13. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М.: Стрингер, 1992. – 192 с.
14. Макаревич Е.А. Изучение проблемы личностных детерминант конфликтного поведения / Е.А. Макаревич, И.И. Ефременко // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : материалы V междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию соц. работы в России. – 2016. – С. 188-189.
15. Масаулов, С. Управление конфликтной динамикой: инструменты медиации / С. Масаулов // Сборник треннинговых материалов по медиации. – Бишкек: ОсОО «Next Print», 2010. – С. 57–69.
16. Мельниченко, Р. Г. Медиация: учеб. пособие для бакалавров / Р. Г. Мельниченко. — М.: Дашков и К, 2014. — 192 с.
17. Организационая психология: Учебник / Под общей ред. А. Б Леоновой. М: ИНФРА-М, 2014. – 429 с.
18. Основы медиативно-восстановительных технологий для участников образовательных отношений: Методические материалы. – М., 2019. – 68 с.
19. Пель, М. Приглашение к медиации: практическое руководство о том, как эффективно предложить разрешение конфликта посредством медиации / М. Пель. — М.: Межрегион. центр управлен. и полит. консультирования, 2009. — 400 с.
20. Таранова, Т. С. Основы альтернативного разрешения споров: курс лекций / Т. С. Таранова, Н. И. Ивуть, И. А. Бельская. — Минск: БГЭУ, 2012. — 110 с.
21. Теория и практика медиации (посредничества) в экономической сфере: учеб.-метод. пособие / И. А. Бельская [и др.]; под ред. У. Хелльманна [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2015. – 231 с.
22. Фатеев В. В. Особенности медиации как одного из способов альтернативного урегулирования споров // Сборник материалов Пятой конференции Ассоциации «Юристы за трудовые права». 20-21 мая 2011 года, Москва /Под общ.ред. Е.В. Крючковой, Ю. Е. Островской, С. Г. Колгановой. М.:НП «Юристы за трудовые права», 2012. С. 69-70.
23. Хрусталева Т.А. Индивидуально-психологические детерминанты выбора стиля поведения в конфликте / Т.А. Хрусталева, О.А. Пяткина // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности : состояние и перспективы : сб. науч. тр. II Междунар. конф. – 2018. – С. 386-391.
24. Цветков, В.Л. Основные причины и типы служебных конфликтов в профессиональной деятельности и их психологическая характеристика / В.Л. Цветков, А.М. Танов // Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2016. – № 1. – С. 3-6.
25. Шейнов, В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов. – Минск: Харвест, 2010. – 912 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Сводные таблицы результатов по психодиагностическим методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты