Формирование навыков самообслуживания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках Социально-бытовой ориентировке
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование навыков самообслуживания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках Социально-бытовой ориентировке»
по дисциплине: «Олигофренопедагогика»
2022
45.00 BYN
Формирование навыков самообслуживания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках Социально-бытовой ориентировке
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Олигофренопедагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение Сводная таблица диагностики уровня сформированности навыков самообслуживания у учащихся Х класса.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы формирования навыков самообслуживания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках «социально-бытовой ориентировки»
1.1 Навыки самообслуживания как педагогическая проблема
1.2 Характеристика навыков самообслуживания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Методика формирования навыков самообслуживания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках «социально-бытовой ориентировки»
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков самообслуживания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках «социально-бытовой ориентировки»
2.1 Описание процедуры и методов исследования
2.2 Результаты исследования уровня сформированности навыков самообслуживания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
2.3 Фрагменты конспектов уроков по формированию навыков самообслуживания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках «социально-бытовой ориентировки»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что особое место в системе образования лиц с интеллектуальной недостаточностью отводится самообслуживанию, связанному с повседневной жизнедеятельностью. Самообслуживание – это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни. Этим в основном объясняется повышенное внимание ученых-дефектологов к поискам механизмов эффективного использования предметно-практической деятельности в решении общих и специальных задач специального образования.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения самообслуживания. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью обучение навыкам самообслуживания не происходит самопроизвольно, а составляет целое направление педагогической работы. В связи с этим важную роль составляют уроки по социально-бытовой ориентировке (СБО).Уроки СБО направлены на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся. Занятия направлены на развитие и совершенствование у школьников навыков самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, ориентировке в окружающей их жизни. Поэтому на уроках социально-бытовой ориентировки ставится задача, чтобы каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, содержание в чистоте жилища, научился пользоваться различными бытовыми электроприборами.
Особенности формирования навыков и умений самообслуживания исследовались В.А. Бронниковым, В.В. Гладкой, С.В. Евглевской, Н.П. Павловой и др. Проведенные учеными исследования [1, 4, 5] показали, что большинство учащихся с интеллектуальными нарушениями испытывают значительные затруднений при самостоятельной ориентировки в задании, планировании будущих действий, проверке правильности собственной работы. Это требует постоянного контроля и регуляции действий со стороны педагога. Указанные трудности в формировании навыков самообслуживания обусловлены стойкими нарушениями высших форм познавательной деятельности учащихся, которая характеризуется значительными своеобразием.
1 Теоретические основы формирования навыков самообслуживания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках «социально-бытовой ориентировки»
1.1 Навыки самообслуживания как педагогическая проблема
Навык самообслуживания – это понятие, употребляемое в педагогике. Предполагает сформированность навыков личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды. В педагогическом отношении навыки самообслуживания это вошедшие в привычку, укоренившиеся тесно связанные с внутренними качествами человека внешние проявления личности [10, с. 112].
Прежде всего, обратимся к определению навыков самообслуживания. Е.А. Кинаш определяет самообслуживание как труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание и раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах [9, с. 17]. Самообслуживание включает в себя сформированность следующих общих групп навыков:
1. Навыки опрятности, гигиенические навыки.
2. Навыки приема пищи, организации питания.
3. Навыки одевания и раздевания, ухода за одеждой и обувью.
4. Навыки ухода за жилищем.
5. Навыки бережного обращения с окружающими предметами, пищей, водой, электричеством, умений выбирать товары и совершать покупки.
6. Навыки пользоваться услугами общественного транспорта.
7. Навыки самостоятельного пользования услугами различных госучреждений.
Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку учащегося, является важным шагом на пути к его независимости. Исходя из этих положений, можно сказать, что самообслуживание является основным видом труда. Ежедневное выполнение элементарных трудовых действий должно приучать учащихся к систематическому труду. Именно через самообслуживание учащийся впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Через самообслуживание учащийся узнаёт важность заботам о себе и постепенно приобретает умение действенно заботиться о себе и окружающих его людях.
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков самообслуживания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках «социально-бытовой ориентировки»
2.1 Описание процедуры и методов исследования
Целью исследования является оценка сформированности навыков самообслуживания и разработка на основе диагностики конспектов уроков «социально-бытовой ориентировки» по формированию навыков самообслуживания.
Описание выборочной совокупности: выборку составили 10 учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью Х класса (подростковый возраст).
Организация экспериментального исследования:
1) проведение констатирующего этапа эксперимента с целью оценки уровня сформированности навыков самообслуживания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
2) разработка конспектов уроков СБО по формированию навыков самообслуживания.
Методы исследования: экспериментальные методы исследования (педагогическое наблюдение, метод экспертного оценивания, педагогический эксперимент), методы количественной обработки данных.
В данном исследовании в качестве методов оценки сформированности навыков самообслуживания у учащихся был выбран метод наблюдения, а также метод экспертной оценки. Выбор именно этих методов исследования обусловлен тем, что они в наибольшей степени соответствуют целям и задачам исследования, позволяют оценить различные навыки самообслуживания в условиях ограниченного времени проведения эксперимента, основаны на компетентностном подходе в образовании, соответствуют выбранному контингенту учащихся.
В результате педагогического наблюдения и экспертного оценивания (в качестве экспертов выступили сурдопедагоги, учителя-дефектологи, педагог-психолог, а также родители учащихся) оценивались следующие навыки самообслуживания у учащихся:
− соблюдать личную гигиену;
− пользоваться предметами и средствами личной гигиены, правильно их хранить;
− осуществлять повседневный уход за одеждой, обувью.
Заключение
Навыки самообслуживания – это перечень навыков, направленных на обслуживание самого себя (одевание и раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.). Самообслуживание включает постоянную заботу о чистоте тела, о порядке, готовности сделать для этого все необходимое без требования извне, а из-за внутренней потребности соблюдать гигиенические правила. Самообслуживание включает в себя сформированности следующих навыков: навыки опрятности, навыки приема пищи, навыки одевания и раздевания, ухода за жилищем, навыки пользования бытовыми приборами и т.д.
У большинства учащихся с интеллектуальной недостаточностью навык самообслуживания сформирован, но в недостаточной степени. Учащиеся пассивны, поэтому, в процессе выполнения действий по самообслуживанию их необходимо постоянно побуждать к действию, напоминать о последовательности выполняемых действий. Сложность формирования навыков самообслуживания связана с нарушением контакта, трудностью произвольного сосредоточения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Овладение навыком самообслуживания с трудом переносится в другую ситуацию. Неуспех может вызвать протест против повторной попытки неудавшегося действия. Поэтому очень важно создать ощущение успеха у учащегося, включать обучение навыкам в привычные, любимые дела, использовать «зрительную организацию» дня в виде расписания, организовать пространство вокруг ребенка, чтобы ему было ясно, где и каким делом он будет заниматься.
Формирование того или иного блока навыков самообслуживания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках «социально-бытовая ориентировка» должно представлять собой систематизированную работу, а не эпизодические мероприятия. Целью этой системы должно быть полноценное восприятие учащимися необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Методы формирования навыков самообслуживания представляют собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию. Процесс обучения навыкам самообслуживания должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Учащийся, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях.
1. Бронников, В. А. Обучение социально-бытовым навыкам детей с тяжелыми психоневрологическими заболеваниями: метод, указания / В. А. Бронников, А. А. Наумов. Березники: Сфера, 2002. - 48 с.
2. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Академический проект, 2018. ‒ 352 с.
3. Воронкова, В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5 – 9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247 с.
4. Гладкая, В. В. Уроки социально-бытовой ориентировки в младших классах вспомогательной школы: учеб.-метод. пособие для педагогов 1-го отд-ния вспом. шк. / В. В. Гладкая, Р. Ш. Шайхуллина. – Минск: Местный Литературный фонд, 2008. – 116 с.
5. Евглевская, С. В. Критерии и уровни сформированности социальных навыков обучающихся, методики их диагностирования / С. В. Евглевская // Молодой ученый. – 2018. — № 44. – С. 268-270.
6. Запятая, О.В. Развитие социальных умений школьников на коллективных учебных занятиях / О.В. Запятая // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы VI Международной научной конференции. – Красноярск, 2009., т. 2. – С. 162-166.
7. Интегрированное и инклюзивное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие / В. В. Хитрюк [и др.] ; под ред. Е. А. Лемех. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2018. – 144 с.
8. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелёва. – М.: Владос, 2005 – 355с.
9. Кинаш, Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей / Е.А. Кинаш // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – №1. – С. 17–23.
10. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов вузов / Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Academia, 2005. – 175 с.
11. Лемех, Е.А. Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития учреждениях общего среднего образования (первая ступень) с учетом инклюзивных подходов/ Е.А. Лемех, С.Н. Феклистова, И.К. Русакович. – Минск: БГПУ, 2018. – 112 с.
12. Моржина, Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е.В. Моржина. – М.: Теревинф, 2006 – 40с.
13. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика: учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун, А.И. Андарало, Е.Н. Артеменок и др. ; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – 516 с.
14. Практика использования в учебном процессе образовательных технологий : материалы межвуз. науч.-метод. семинара, Минск, 14 дек. 2010 г. / под общ. ред. С. В. Борико. - Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2011. – 108 с.
15. Программа для I–V классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА. – Минск, 2015.
16. Программа для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА. – Минск, 2015.
17. Пузанов, Б.П. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов. ‒ М.: Академия, 2019. ‒ 272 с.
18. Разуван, Е. И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы (на материале социально-бытовой ориентировки) :автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.03 [Электронный ресурс] / / Е.И. Разуван. – Режим доступа :https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_008494937.
19. Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью: Практика специальной психологии / Е.С. Слепович, А.М. Поляков. – СПб.: Издательство «Речь», 2010. – 320 с.
20. Социальная адаптация / Авт.-сост. Л. В. Астапович. – Минск: Красико-Принт, 2008. − 176 с.
21. Хитрюк, В.В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие / В.В. Хитрюк. – Барановичи : РИО БарГУ, 2011. – 195 с.
22. Шинкаренко, В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей / В.А. Шинкаренко. – Минск: Открытые двери, 1997. –245 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение Сводная таблица диагностики уровня сформированности навыков самообслуживания у учащихся Х класса.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты