Психологическая саморегуляция состояния в напряженных условиях профессиональной деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологическая саморегуляция состояния в напряженных условиях профессиональной деятельности»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Психологическая саморегуляция состояния в напряженных условиях профессиональной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие «психологическая саморегуляция»
1.2. Взаимосвязь психологической саморегуляции функционального состояния и профессиональной успешности
1.3. Методы психологической саморегуляции
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация исследования
2.2. Проведение исследования
2.3. Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Изучение роли эффективной саморегуляции функционального состояния в обеспечении профессионального успеха является одним из актуальных направлений исследований в динамичной организационной среде. Масштабные промышленные и технологические инновации, внедрение новых форм организационного контроля и детализированных процедур оценки персонала, усиление конкуренции среди квалифицированных работников вызывают рост напряженности. В результате в категорию повышенной напряженности стали входить не только те виды профессиональной деятельности, где взаимодействие человека с высокоточным оборудованием и автоматизированными системами управления традиционно было предметом исследований с целью снижения риска возникновения стресса (виды операторской работы), но и виды работ, которые ранее не считались особо напряженными – например, работа оператора.
Очевидно, что при работе в условиях повышенной интенсивности крайне актуальна задача эффективной адаптации, результатом которой является достижение высокого уровня профессионального успеха. Развитые ресурсы саморегуляции обеспечивают стабильное функционирование адаптационных процессов, гибкую поддержку работоспособности, повышенную стрессоустойчивость и сохранение здоровья. Научный анализ характеристик эффективных психологических средств оптимизации функционального состояния является необходимой основой для выявления механизмов саморегуляции и прогнозирования успеха. Именно вышеуказанные аспекты обусловили выбор и актуальность темы исследования.
Степень разработанности. Теоретические и эмпирические исследования феномена эмоционального выгорания проводятся как в зарубежной психологии, так и в отечественной науке. Работы К. Маслача, С. Джексона, К. Кондо, В.В. Бойко, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, А.P. Рукавишников, Н.Е. Водопьяновой, М.В. Борисова и др. посвящены изучению этого феномена. Однако на сегодняшний день нет четкого представления о планах возникновения и развития выгорания. В нашем исследовании мы опираемся на трехкомпонентную модель K. Маслач и С. Джексон, которые рассматривают выгорание как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не просто межличностные отношения в его процессе. Согласно этому подходу, при рассмотрении динамики выгорания необходимо учитывать, как минимум три фактора: эмоциональное истощение, деперсонализация, снижение личных достижений С.Л. Рубинштейн, К.A. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский обращался к проблеме психической саморегуляции в своих работах. Проблемы, связанные с сознательной саморегуляцией деятельности, отражены в работах О.Р. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, Г.С. Прыгин, В.И. Степанский и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие «психологическая саморегуляция»
Проблема регулирования поведения личности уже давно привлекает внимание различных научных подходов и концепций. В научной литературе саморегуляция понимается как проявление личностной активности, направленной на окружающую социоприродную среду, а не на внутреннюю сферу. Один из высших уровней регуляции деятельности биологической системы, отражающий качественные особенности средств представления психики и моделирования реальности, которые ее применяют механизм, с помощью которого применяется руководство, активирует и концентрирует позиции индивида. Саморегуляция проявляется в активном и эффективном отношении индивида к самому себе, системе его оценочных способов, моральных и социальных установках, ориентации, а также накопленном социальном опыте.
Согласно Дикой Л.Г. «по своей сути саморегуляция представляет собой целостную открытую систему, в которой принимают отдельные функциональные звенья, включая следующие: ничего не понятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям сформулированная субъектом цель деятельности. Именно принятая цель определяет направленность деятельности и ее дальнейшее управление; субъектная модель наиболее значимых условий; программа стратегий собственно исполнительской деятельности; контроль, оценивание достигнутых результатов; решение о коррекции системы регуляции.
В разных подходах выделяют различные уровни проявления саморегуляции, которые понимают саморегуляцию как сознательный процесс, который направлен на контроль собственного поведения. Она выделяет следующие уровни проявления целенаправленной личностной активности: операционно-технический, который связан с сознательной организацией действий, направленных на оптимизацию деятельности личности; мотивационный, определяющий организацию общей направленности деятельности с помощью сознательного контроля собственной мотивационно-потребностной сферы» [6, с. 204].
Сила воли в современной научной литературе понимается как регуляция работы мозга, которая выражается в способности человека сознательно управлять собственной деятельностью, руководствуясь собственными целями и мотивами. Добровольное саморегулирование осуществляется посредством комплекса различных удобных действий. Именно воля как сознательная саморегуляция позволяет человеку контролировать свои когнитивные процессы, собственную деятельность, эмоции и эмоциональные состояния.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация исследования
Для проведения эмпирического исследования психологической саморегуляции состояния в напряженных условиях профессиональной деятельности автором использовались следующие методики:
1. «Опросник автономности-зависимости» (Г С. Прыгин).
2. Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой).
«Опросник автономности-зависимости» (Г С. Прыгин)
Методика позволяет определить стиль саморегуляции деятельности: «автономный» или «зависимый».
«Автономные» – личности, проявляющие в своей деятельности такие качества, как развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность самостоятельно выполнять любую работу.
«Зависимые» – люди, которые не обнаруживают или плохо обнаруживают комплекс этих качеств, полагаются в первую очередь на советы, рекомендации, указания руководителя при выполнении деятельности.
Респонденты должны охарактеризовать себя. Для этого им предлагаются высказывания. Если вы считаете, что предложенное утверждение типично для вас, ответьте «да». Если это нетипично или у вас есть сомнения, ответьте «нет».
Тест состоит из 18 утверждений, с которыми испытуемый может согласиться (+) или не согласиться (-).
Респондентов, набравших 11 баллов и выше, можно отнести к «автономной» группе, а тех, кто набрал 7 баллов и ниже, – к «зависимой» группе. В отношении лиц, набравших 8, 9, 10 баллов, невозможно сделать однозначный вывод.
Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)
Тест на профессиональное выгорание предназначен для выявления выраженности проявлений выгорания у специалистов различных профессий, в основном коммуникаторов.
Методика содержит три шкалы:
1) «Эмоциональное истощение» – отражает тяжесть эмоционального состояния по отношению к профессиональной деятельности. Высокий показатель по этой шкале связан с депрессией, апатией, высокой усталостью, эмоциональной пустотой. Согласно этому методу, испытуемый может набрать от 0 до 45 баллов (0-7 низкий уровень, 8-17 средний уровень, 18 и выше высокий уровень).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
Психическая саморегуляция – это управление психоэмоциональным состоянием человека, которое достигается за счет воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмаций), мысленных образов (визуализации) и контроля дыхания и мышечного тонуса (расслабления).
В условиях динамичной организационной среды, характерной для современных организаций, проблемы диагностики, оценки, развития и поддержания профессионального успеха специалистов различных видов работ приобретают особое значение. Анализ свойств содержания и условий труда позволяет выявить специфические требования к ресурсам саморегуляции функционального состояния специалистов и к готовности работника обеспечить быстрое формирование целевой ситуации, адекватной требованиям ситуации. Способность эффективно ориентироваться на саморегуляцию обсуждается как один из факторов развития профессионального успеха.
Среди методов психологической саморегуляции выделяют следующие: нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, сенсорное воспроизведение образов.
Для проведения эмпирического исследования психологической саморегуляции состояния в напряженных условиях профессиональной деятельности автором использовались следующие методики: «Опросник автономности-зависимости» (Г.С. Прыгин), методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой).
В эмпирическом исследовании, посвященному изучению психологической саморегуляции состояния в напряженных условиях профессиональной деятельности приняли участие 20 преподавателей учреждения образования «Белорусский государственный медицинский колледж».
Учителя с автономным типом саморегуляции деятельности имеют более низкий уровень выгорания, чем учителя с зависимым типом саморегуляции деятельности. Это свидетельствует о том, что чем лучше у учителей развиты представления о системе внешних и внутренних условий деятельности, умение планировать свои действия и поведение, тем адекватнее оценка себя и результатов своей деятельности, тем выше уровень развития регуляторной гибкости (способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменениями внешних и внутренних условий) и, в целом, тем выше уровень развития регуляторной гибкости (способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменениями внешних и внутренних условий)., чем ниже будет уровень выгорания (выгорания). что независимо от стажа работы и занимаемой должности у учителей наблюдаются следующие симптомы: также проявляется недостаточная эмоциональная реакция на увеличение объема работы, негативное отношение к себе и снижение взаимодействия с коллегами.
1. Бодров, В.А. Психологические механизмы адаптации человека // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – С. 42-67.
2. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – №2. – С. 96-104.
3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. –336 с.
4. Водопьянова, Н.Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека / Н.Е. Водопьянова // Вестник СПбГУ. – 2009. – №2. – С.75-86.
5. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С. Глуханюк. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2005. – 261 с.
6. Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека / Л.Г. Дикая. – М.: Институт психологии РАН, 2003. – 318 с.
7. Дикая, Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния в экстремальных условиях деятельности: дисс. докт. психол. наук. – Москва, 2002. – 318 с.
8. Зборовская, В.И. Саморегуляция психической устойчивости учителя / В.И. Зборовская // Прикладная психология. – 2001. – №655. – С. 34-39.
9. Конопкин О.А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова // Вопросы психологии. – 1989. – №5. – С.18-26.
10. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2004. – №2. – С. 128-135.
11. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 1995. – №1. – С. 5-12.
12. Кузнецова, А.С. Психологическая саморегуляция функционального состояния и профессиональная успешность / А.С. Кузнецова, М.А. Титова, Т.А. Злоказова // Вестник Московского университета. – 2019. – № 1. – С. 87-93.
13. Купцова, С.А. Психическая саморегуляция как компонент культуры здоровья / С.А. Купцова // Вестник ЮУрГГПУ. – 2018. – № 2. – С. 17-23.
14. Леонова, А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. – М.: Смысл, 2007. – 311 с.
15. Моросанова, В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как Психологический ресурс достижения целей / В.И. Моросанова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2014. – № 4. – С. 98-104.
16. Прохоров, А.О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний / А.О. Прохоров // Психологический журнал. – 2005. – № 26. – С. 68-80.
17. Прыгин, Г.С. Особенности саморегуляции и профессиональное самоопределение / Г.С. Прыгин, В.И. Степанский, В.П. Фарютин // Вопросы психологии. – 1987. – №4. – С. 44-51.
18. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С Пряжников. – М.: ИПП, 1997. – 352 с.
19. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М: Академия, 2001. – 480 с.
20. Титова, М.А. Эффективность психологической саморегуляции функционального состояния как фактор профессиональной успешности / М.А. Титова. – М.: АСТ, 2016. — 241 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты