Общая характеристика основных институтов права в законах Хамурапи
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Общая характеристика основных институтов права в законах Хамурапи»
по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»
2022
45.00 BYN
Общая характеристика основных институтов права в законах Хамурапи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История государства и права зарубежных стран
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ЛИТЕРАТУРЫ, АННОТАЦИЯ, КРАТКИЕ МОНОГРАФИИ
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
2.1 Сельское хозяйство
2.2 Ремесло
2.3 Торговля
2.4 Социальные отношения
ГЛАВА 3 СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
3.1 Судоустройство
3.2 Уголовное право по Законам Хаммурапи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
История возникает в тот момент, когда начинает развиваться счёт, письменность, государственность. Именно с этого момента зарождения истории берут свое начало сведения о жизни людей и общества в целом.
Это сведения, касающиеся социальных норм, также упоминается информация о политике и юридическом быте. Тот факт, что мы узнаем о политической, юридической истории позволяет нам улучшить и углубить наши знания о прошлой жизни наций и народностей, человечества в целом.
Роль исторических знаний великая. В древности история считалась учителем, опытом, памятью народа и признавалась ее ценностью и имела великую значимость. История расширяет видение прошлого, позволяет лучше понять и осознать процессы происходящего в настоящем времени.
Исходя из этого и обозначена актуальность данной темы исследования. Актуальность выбранной темы определена значимостью изучаемых и анализируемых в работе документов – кодекса Хаммурапи – памятника истории, одного из первых законодательных памятников древнего мира. Хаммурапи был первым попытавшимся кодифицировать, упорядочить социальные нормы поведения, чтобы управлять людьми, ведь единственная сила, отделяющая государство от хаоса – это закон. Хотя законы эти по сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы перенять нам и сегодня.
Закон может свидетельствовать о степени развития страны. Чем более совершенно государство, тем совершеннее закон. После изучения вавилонского кодекса можно сделать вывод, что в то время Вавилон был достаточно высок-развитым и имел сложные социальные отношения.
Целью исследования является изучение общей характеристики основных институтов права в законах Хаммурапи.
Исходя из цели исследования были сформулированы следующие задачи:
- Провести аналитический разбор литературы, аннотаций и кратких монографий;
- Изучить структуру законов Хаммурапи;
- Рассмотреть сельское хозяйство, ремесло, торговлю и социальные отношения, регулируемые Законами Хаммурапи;
- Проанализировать семейные отношения по Законам Хаммурапи;
- Исследовать как устроено судоустройство по Законам Хаммурапи;
- Проанализировать уголовное право по Законам Хаммурапи.
Объектом исследования является круг общественных отношений в области основных институтов права в законах Хаммурапи.
ГЛАВА 1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ЛИТЕРАТУРЫ, АННОТАЦИЯ, КРАТКИЕ МОНОГРАФИИ
Основные юридические документы древнего Мезопотамии (1792-1750) – юридические документы царя Хаммурапи (1792-1750). В 1901 году его обнаружили французские археологи в городе Эльам. На черной колонне с гравировкой закона сохранилось изображение самого Хаммурапи, а Хаммурапи передает Закон Шамашу, Богу Солнца и Справедливости в молитве.
Царь Хаммурапи принял закон для формирования и укрепления социальной системы страны, где доминирующими силами оказались мелкие, средние рабы. О важности законной деятельности Хаммурапи свидетельствует то, что начал ее с самого начала своего руководства. Как говорят, второй год своего правления стал годом «издания законов страны». До нас не дошли эти ранние законы. Известные законы, известные науке, возвращаются к концу своей жизни [1, с. 47].
Эта книга кодов была случайной, потому что она была прежде всего источником, перечисленным различными прецедентами.
Юристы отражают многовековые следствия правового мысли и действий, показывая влияние древнего шумера и аккадского закона. Содержит три части: введение, список статей, заключения.
В 1901 г. французские археологические экспедиции обнаружили базальтовые колонны, покрытые клинописью со всей стороны, когда раскопались в городе Суза в Эламе на юге Вавилона. Именно это уникальное открытие стало открытием древнего рода законов на Земле. Построен в 18-м веке до н.э. во времена царя вавилонского Хаммурапии.
Сам Хаммурапи изображён на верхней части столба. Он стоит на троне, где восседает самый верховный Бог Вавилона Мардука. В руках Хаммурапи жемчуг является символом судьбы, даром царю самому Богу [2, с. 34].
Стремление представлять закон от Бога было общим для всех древних законодателей. Поэтому они пытались дать им большую мощь. Среди древних иудеев Сам Бог явился на Синай горе, чтобы отправить Моисею копии закона. Второй раз еврейская законодательница попыталась представить свой закон как неожиданную находку в церкви, и пыталась представить свой закон как неожиданную находку. Древние Египта считали легендарным царем – законодателем Сесостарисом свой закон получил от Бога.
Хаммурапи содержит 282 статьи. Из которых 247 была полностью сохранена, остальные – удалена. Впрочем, некоторые могут быть восстановлены из известных библейских документов царя Ассирии Ашшурбанипа.
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
2.1 Сельское хозяйство
Между двумя великими реками Тигром и Евфратом лежит область Месопотамии, главный источник воды. Воды этого горного озера содержат ил, содержащий остатки растительных остатков и растворенных солей горных полезных ископаемых, оставшихся на полях от многолетнего глобального затопления, а также были удобрены. Месопотамия характеризовалась плодородием, о котором соглашались Геродот и другие древние писатели. Однако сельское хозяйство в Месопотамии требовало особых улучшений в течение года. В Месопотамии очень жаркий климат. Температура колебалась ниже минус 30 градусов, иногда до плюс 50 градусов. Долгие сухие периоды, вплоть до 8 месяцев в год без дождей, тигра и Евфрата значительно повысились к концу года. Единственное спасло нас, что тигра и Евфрата разливались дважды в году. Самыми ранними наводнениями стали осенние дожди, обрушившиеся на горы Ирана и Армении. Впрочем, самый большой разлив произошёл весной в апреле. И это результат таяния снега в горах. Две реки легко перегораживались и просуществовали до раннего и средневековья, если наводнения начались в апреле, что добавило фермерам еще одну проблему, поскольку наводнения не всегда происходят в один и тот же день по сравнению с Египтом. К концу июля произошло общее снижение.
Поэтому испокон веков жители рыли каналы, регулярно следили за их состоянием и строили плотины, родники, колодцы и т. д. Когда шли дожди, вода по каналам стекала в своды водоемов, а летом на поля, но только на поля мирного населения.
В то же время необходимо было решить проблему загрязнения почвы, вызванную богатыми минералами реками и почвенными водами, используемыми для орошения, а также отсутствием дождевой воды для промывки почвы [6, с. 98].
Угрозу плодородию месопотамской земли представляли сильные ветры из пустыни, приносившие песчаные тучи. А ветры из Персии приносили на сушу большие волны, а повышение уровня воды Тигра в Евфрате могло вызвать сильное наводнение. Только в северной Месопотамии было возможно естественное орошение за счет дождя и таяния снега, но там строились колодцы и бассейны, а для подачи воды на поля прорывались небольшие каналы.
ГЛАВА 3 СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
3.1 Судоустройство
Закон содержит нормы, регулирующие брачно-семейные отношения патриархального характера (гарантирующие неравенство власти в семье и супругах, обеспечивающие полное подчинение детей отцам). Без договора брак считался недействительным. Свекор мог потребовать от будущего зятя выкуп за дочь, но должен был дать ему и приданое. Если ваш муж умрет, и семья распалась не по вашей вине, вы можете вернуть свое приданое. Если муж изменял жене или обвинял его в измене без причины, жена могла получить приданое и вернуть его родителям. В некоторых случаях жена имела право на совершение сделки с недвижимостью. Однако это не должно вести к заключению, что к супругам относятся одинаково. Полигамия была легальна для мужчин. Закон признавал возможность усыновления детей рабов. Помещики имели большую власть над их семьями, заставляли их работать как рабов, продавали их в рабство, отдавали их дочерей жрицам и отрезали им пальцы, когда их сыновья били своих сыновей. Брак расторгался из-за смерти одного из супругов или возможного развода мужа (если жена была больна или судима за растрату государственного имущества) [17, с. 98].
Жена имеет право просить о разводе только в особых случаях:
1) в случае необоснованного обвинения в супружеской неверности;
2) Когда муж нарушает верность или уходит из дома.
В древнем Вавилоне юридический статус женщины был тесно связан с семейным положением. Муж правит семьей. Он ведет общее домашнее хозяйство семьи и имеет право распоряжаться своей женой. С юридической точки зрения вавилонскую женщину времен Хаммурапи нельзя назвать совершенно беззащитной, но ее роль в общественном сознании давно сведена к обладанию мужем. Замужние женщины имеют ограниченные права на владение имуществом, с одной стороны, на распоряжение имуществом от замужества, на сохранение приданого, на наследство за мужем с детьми и на развод с другой стороны. она слушалась своего мужа [18, с. 95].
З. М. Черниловский говорит, что реальные возможности для самостоятельной экономической деятельности у замужних женщин невелики. Однако одинокие женщины могут действовать довольно самостоятельно и масштабно при определенных условиях (например, привилегированная жрица, а не опекунша и т. д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в древнем Вавилоне очень рано основным источником права становится писанный законодательный акт, принятый по воле правителя, и осуществляется правовая кодификация.
Законы Хаммурапи несовершенны по полноте и весьма категоричны. Их не интересуют различные явления жизни. Текст в основном написан в пафосной форме. В законе нет общих принципов, есть логика, но нет структуры в изложении. Тем не менее, все представленные случаи рассматриваются очень тщательно. В отличие от других восточных писаний, закон Хаммурапи не содержал религиозных или моральных элементов.
Своим законодательством Хаммурапи пытался укрепить социальную систему страны, в которой господствующей силой были мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный свод законов, касающихся рабства, частной собственности. Остатки племенной системы проявляются в суровости наказаний, в поддержке Принципа Талиона и в использовании испытаний.
Анализируя многие законы Хаммурапи, мы видим, что они не являются теми законами, которые существуют в привычном нам современном цивилизованном мире. Скорее всего, это список дел, в которых вынесены судебные решения, либо хроника частного судебного разбирательства. Мы знал, что случай приводит к решения и не является субъективным, а царь его записывает. Поэтому уместным было особое и общее отношение. Законы Хаммурапи – это сборник нравственных уроков объяснения судебной практики, рассматриваемой Хаммурапи, и по-прежнему воспринимается множеством историков без единой точки зрения. Данные законы позволяют историкам ознакомиться с исчерпывающей картиной жизни древних Вавилонов.
Они отражали относительно высокий уровень классового развития и социальной дискриминации. Хотя Закон о клинописи не знал различия между гражданским и уголовным правом, он классифицировал такие предметы, как процедура, собственность, королевская семья, брак и семья, а также обязанности по предметам (субъективно), и каждый предмет был связан как с уголовным правом, так и с гражданское право. Юридическая обработка – юридическая перспектива. Свободные члены общины (авилум – «мужчина») и несовершенные свободные люди, работающие при царском дворе (мушкенум — «падение») признаются юридическими лицами. Свободные женщины также пользовались некоторыми правами (право на развод и возврат приданого). Рабы и дети считались только законными объектами. В Законе Хаммурапи особое внимание уделялось усилению власти рабовладельцев над рабами, обычно являвшимися частной собственностью, и защите интересов царской челяди. Из этих законов мы можем заключить, что в Вавилонии произошло очень важное развитие товарно-денежных отношений. Закон Хаммурапи считается в академической литературе сборником действующих законов (это наиболее вероятная точка зрения) или юридическим трактатом, рисующим картину «социальной справедливости».
1. Исаев, М. А. История государства и права зарубежных стран. В 2 томах. Том 2. Средневековье. Новое и новейшее время. Учебник. М.: Юрайт. –2018. – 544 с.
2. Шинкаренко, К. И. История государства и права зарубежных стран в схемах. Учебное псобие. М.: Проспект. – 2019. – 80 с.
3. История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие. / Под ред. В. И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2016. – 719 с.
4. Емельянов, В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. – М.: Азбука, 2017. – 520 с.
5. Исаев, И. А., Мележик И. Н., Филиппова Т. П. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран и римскому праву. М.: Норма. –2018. – 544 с.
6. Матиенко, Т. Л. История государства и права зарубежных стран. Практикум. Учебно-практическое пособие. М.: Юнити-Дана. – 2018. – 194 с.
7. История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка. М.: Окей-книга, Рипол Классик. – 2016. – 48 с.
8. Редер, Д. Г. История Древнего мира: Учебное пособие для студентов ист. ф-тов пед. ин-тов: в 2-х ч. – Ч. 1: Первобытное общество и Древний Восток / Д. Г. Редер, Е. А. Черкасова. – М.: Просвещение, 2016. – 288 с.
9. Дандамаев, М. А. Вавилония в 626 – 330 годы до н.э.: социальная структура и этнические отношения / М. А. Дандамаев. – СПб.: Петербург. лингв. общество, 2016. – 221 с.
10. Тураев, Б. Законы Хаммурапи / Б. Тураев. – М.: ИП Стрельбицкий, 2016. – 160 с.
11. Шинкаренко, К. И. История государства и права зарубежных стран в схемах: учебное пособие / К. И. Шинкаренко. – Москва: Проспект, 2016. – 79 с.
12. Лейко, О. И. История государства и права зарубежных стран: Древность. Средние века. Раннее Новое время: учебно–методический комплекс / О. И. Лейко. – Минск: Издательство МИУ, 2017. – 579 с.
13. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / И. В. Абдурахманова: Академцентр, 2018. – Москва: Инфра-М – 478 с.
14. Древний Восток: Учеб. пособие для вузов / Рук. проекта А. О. Чубарьян. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 655 с.
15. Бауэр, С. История Древнего мира. Т.1 / С. Бауэр. – М.: АСТ, 2019. – 480 c.
16. Сухорукова, О. А. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: Учебное пособие / О. А. Сухорукова. – М.: Форум, 2019. – 281 c.
17. Гриненко, Г. В. История философии. В 2 ч. Ч. 1. От древнего мира до эпохи просвещения: Учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 290 c.
18. Бауэр, С. История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима / С. Бауэр. – М.: АСТ, 2018. – 992 c.
19. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. 2-е изд. изм. и доп. – М.: НОРМА, 2016. – 162 с.
20. Иванов, А. А. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / А. А. Иванов. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2019. – 343 с.
21. История государства и права зарубежных стран: Древний мир и Средние века / В. В. Сажина и др. – Минск: ТетраСистемс, 2018. – 207 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты