Профилактика девиантного поведения подростков в работе классного руководителя
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Профилактика девиантного поведения подростков в работе классного руководителя»
по дисциплине: «Педагогика»
2022
45.00 BYN
Профилактика девиантного поведения подростков в работе классного руководителя
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы девиантного поведения подростков
1.1 Понятие и сущность девиантного поведения
1.2 Система работы школы по профилактике девиантного поведения
Глава 2 Содержание деятельности классного руководителя по профилактике девиантного поведения подростков
2.1 Изучение предпосылок девиантного поведения подростков
2.2 Программа работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения среди подростков
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что проблема девиантного поведения является одной из самых сложных и малоисследованных в современной психологии. Современное общество существует в атмосфере масштабных изменений массового сознания, обесценивание жизненных ориентиров предыдущих поколений, интенсивной плюрализации стилей жизни. Процесс осуществления человеком жизненных выборов может сопровождаться переживанием состояния фрустрации. Также наблюдается существенное увеличение асоциальных процессов в обществе среди молодых людей и подростков. В условиях роста неопределенности основных параметров жизнедеятельности людей, все более распространенными становятся отклонения в их поведении, что в значительной мере влияет на установление норм и правил взаимодействия. Девиантное поведение является существенной частью жизни общества, нарушает и деформирует распределение общественных ресурсов. Вследствие отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности.
Все возрастные периоды в жизни человека являются уникальными и важными. Особое место в возрастной периодизации занимает подростковый период. В подростковом возрасте индивид уже не является ребенком, но он еще и не взрослый. Такая позиция подростка и представлена спецификой данного периода, но это далеко не раскрывает сути, не объясняет его поведения. Современные подростки находятся в сложной ситуации, которая обусловлена двойной нагрузкой ответственности за жизненный выбор в силу специфики возрастного периода и особенностей общественно-культурной ситуации. Подростки являются активным психологическим субъектом, и поэтому проявления социально неприемлемого поведения отчетливо прослеживается именно у них. В ситуации социальных преобразований уязвимым оказывается именно подросток. Сегодня количество девиантных и даже делинквентных проявлений в подростковом возрасте резко возросла. С развитием девиантного поведения у молодежи все больше затупляются положительные чувства, и она может стать резервом для будущей преступности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие и сущность девиантного поведения
Каждый человек демонстрирует свое поведение, по которому можно вычислить успешность его социализации. Социализация предусматривает процесс вхождения личности в разные сообщества людей. В процессе социализации происходит развитие представлений о правилах поведения, которые соответствуют или нет нормам общества [1, с. 56]. Оценка любого поведения подразумевает сравнение его с определенной нормой. По результатам сравнения с нормой определяют нормальное (такое, что соответствует норме) и аномальное девиантное поведение личности.
Обоснование проблемы асоциальности и отклонений в поведении начало формироваться в социологических и криминологических работах, среди которых особого внимания заслуживают работы таких авторов, как Ч. Беккариа, Л. Божович, М. Вебера, Л. Выготского, Э. Дюркгейма, О. Конта, Р. Миллза, Н. Смелзера, П. Сорокина, Е. Ферри, Э. Фромма и других. Из современных ученых следует назвать А.А. Александрова, Н.В. Абдюкова, Б.С. Малышок, С.А. Беличеву, М.И. Дидора, Я.И. Зелинського, А.А. Габиани, И.М. Гоян, В.П. Кащенко, А.Б. Коваленко, И.С. Кон, В.В. Клименко, В.Н. Кудрявцева, Н.Ю. Клейберг, Н.Ю. Максимову, М.Ю. Максимовича, С.Д. Максименко, Л.Е. Орбан-Лембрик, А.А. Реана, А.А. Сукало, М.В. Савчина, М. Федоришин, Ю.М. Швалба, С.Т. Шацкого, М.Г. Ярошевского и других ученых [13, с. 62].
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Изучение предпосылок девиантного поведения подростков
Для успешной профилактики классному руководителю, прежде всего, стоит наладить контакт с девиантным подростком. Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными. Оказать профессиональную помощь специалисту поможет методика контактного взаимодействия [49].
Контактное взаимодействие – это модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования и изучения и коррекции.
Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.
Взаимодействие классного руководителя с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:
1. Расположение к общению.
2. Поиск общего интереса.
3. Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств.
4. Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные представления и знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что девиантное поведение – это чрезвычайно сложная форма социального поведения личности, которое детерминировано совокупность взаимосвязанных факторов: биологических, социологических, психологических. Теоретический анализ различных подходов к определению девиантного поведения, дает основания для обобщения: в широком смысле девиантное поведение понимается как поступки и социальные действия индивида, которые вступают в конфликт с социальными нормами общества и оказывают негативное влияние на окружающих и саму личность. Девиантное поведение человека является его личным вызовом социальной среде, порожденным несогласованностью между ее личностными притязаниями и общественными требованиями и выявленным такими социально-поведенческими действиями и поступками, не одобряются близким окружением или обществом. В современной социально-педагогической литературе девиантным называют поведение, которое отклоняется от социальных норм, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
Профилактика девиантного поведения является одной из важнейших задач современного общества. Профилактика – это комплекс социально-психологических, медико-воспитательных мероприятий, направленных на нейтрализацию влияния негативных факторов социальной среды на личность, с целью профилактики девиантного поведения. Социальная профилактика – это работа по устранению причин и условий, способствующих отклонениям в поведении подростка и созданию социальных условий для формирования нравственной личности из жизни. Основное содержание работы классного руководителя в процессе организации профилактики девиантного поведения среди подростков – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного обращения их за помощью и принцип предложения помощи.
1. Азарова, Л.А. Девиантное поведение и его профилактика / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2. Амбрумова, А.Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91–102.
3. Васильева, Я.С. Проблема детерминации делинквентного поведения в отечественных исследованиях / Я.С. Васильева, Е.В. Змановская // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 1. – С. 90-95.
4. Воронцова, Т.А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход: автореф. дис. ... доктора филол. наук. – Челябинск, 2006. – 296 с.
5. Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.
6. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): Тенденции и социологическое осмысление / Под ред. Я. Гилинского. – СПб., 2000. – 312 с.
7. Егорова, У.Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков / У.Г. Егорова // Вестник Самарского гос. ун-а. – 2014. – № 9 (120). – С. 1-5.
8. Зайдуллина, Г.Г. Причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста / Г.Г. Зайдуллина // Вестник Нижневартовского гос. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 11-18.
9. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
10. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.
11. Лазаренко, Д.В. Взаимосвязь темперамента и склонности подростов к девиантному поведению / Д.В. Лазаренко, Е.К. Исакова // Вектор науки ТГУ. – 2013. – № 3. – С. 169-173.
12. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менлделевич. – М.: МЕДпресс, 2001. – 167 с.
13. Миннегалиев, М.М. Причины девиантного поведения подростков и факторы, способствующие его предупреждению и преодолению / М.М. Миннегалиев // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 2. – С. 122-129.
14. Михаелян, Е.Е. Социализация девиантного поведения личности / Е.Е. Михаелян // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 7. – С. 60-63.
15. Михайлов, А.П. Преступное поведение несовершеннолетних и молодежи: теория вопроса / А.П. Михайлов // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2015. – № 1 (156). – С. 169-174.
16. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) / Ю. А. Клейберг // Социальная психология девиантного поведения. – М., 2004. – С. 141-154.
17. Петрусевич, Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / Д.Ф. Петрусевич // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 6 (108). – С. 195-198.].
18. Реан. А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 26-30.
19. Сиденко, Е.А. Особенности старшего подросткового возраста / Е.А. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – №2. – С. 30-32.
20. Скачкова, В.А. Изучение психологической предрасположенности к суицидальному поведению учащихся старшего школьного возраста / В.А. Скачкова // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 12. – С. 1-5.
21. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
22. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения в подростковом и юношеском возрасте / И.А. Фурманов. – Минск : Нац. институт образования, 1997. – 198 с.
23. Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И.А. Фурманов. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
24. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект, 2005. – 336 с.
25. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 2008. – 765 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты