Социально-педагогические взгляды Януша Корчака
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогические взгляды Януша Корчака»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2022
45.00 BYN
Социально-педагогические взгляды Януша Корчака
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ЯНУША КОРЧАКА
2. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯНУША КОРЧАКА
3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЯНУША КОРЧАКА
4. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЯНУША КОРЧАКА И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ПРИНЦИПАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Поколение, на которое сейчас возложены родительские обязанности, выросло в то время, когда семья не рассматривалась как важнейший социальный институт, а просто как неизбежный этап социальной жизни человека. Именно в советское время произошло искажение некоторых морально-этических категорий. Таким образом, разумно организованное и продуманное воспитание детей происходило вне семейного круга. Семьи покорно передавали своих детей государству, которое не вмешивалось во внутренние дела семьи.
В результате такой системы воспитания была утрачена самая важная категория воспитательного процесса – категория любви к ребенку. Институты государства, как бездушные модели, не могут дать и не дают любви детям, а являются лишь заменителями, основанными на сложной системе. С разрушением старой системы образования у нас нет и этого потенциала.
По этим причинам сегодня действительно уместно говорить о кризисе воспитания, существующем в нашем обществе, который охватывает все уровни воспитания, начиная с самого важного – семьи – и заканчивая социальными институтами воспитания, такими как школы, учебные заведения, армия. И главная проблема этого кризиса – потеря любви к детям. Актуальность этой проблемы настолько высока, что если ее не решать, то к выходу из сложившейся ситуации приведут другие благоприятные факторы, такие как улучшение социально-экономической жизни и выделение значительных бюджетных средств на образование.
Проблема деградации родительской любви проявляется как в крайних формах: рост социального сиротства, вызванный тем, что матери бросают своих детей в роддомах, а родители уезжают на заработки за границу, так и в скрытых формах, когда отсутствие родительской любви или ее неправильный, патологический характер проявляется как результат воспитания детей. В результате мы имеем так называемый «эффект отскока», когда недостаток любви направляется на родителей и общество в целом, а результатом становится рост преступности, иждивенчества и бродяжничества.
В настоящее время в мире существует множество различных систем образования. Все они направлены на то, чтобы вырастить ребенка развитой личностью, но каждый из них достигает этой цели по-своему.
Одним из самых ярких примеров успешных методов воспитания является педагогическая система Януша Корчака, который считал, что воспитать ребенка может только настоящая любовь – любовь без системы или специального метода.
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ЯНУША КОРЧАКА
Если прочитать об одном человеке, который является врачом-педиатром, писателем, пропагандистом, общественным деятелем, ученым, педагогом, воспитателем, борцом за права детей, и все эти названия сопровождаются положительными определениями, такими как энтузиаст, мужественный, блестящий или неутомимый, то ясно, что это очень всесторонне развитая личность. Речь идет о Хенрике Гольдшмите, который придумал псевдоним себе Януш Корчак, когда ему было 20 лет.
Еще в конце 19-го и начале 20-го веков в Европе возник один виток «революционного» педагогического мышления. Образовательные идеи этого периода не были новыми, но основывались на гуманистической педагогической платформе, подготовленной античными философами. Великий греческий мыслитель Платон широко развил идею гуманистического реформированного общества в своем труде «Государство», особенно в области воспитания и образования. Он считал, что совершенное государство может быть создано только с помощью совершенного правительства – философов, мудрецов. В своей концепции философа Платон отдавал приоритет не только интеллекту и образованию, но и высокому моральному облику. Хотя сам Платон считал свои теории утопическими и отвергал идею «царства Божьего» на земле, его взгляды нашли отклик у многих более поздних мыслителей-реформаторов [2].
Идеи гуманистической педагогики нашли свое наиболее яркое выражение в мысли эпохи Возрождения. От А. Данте, Ф. Петрарки и К. Салютати до М. Монтеня и Ф. Бэкона педагогика возникла как отдельная наука в рамках гуманистического движения. Гуманистическая педагогика основывается на центральной роли образования в развитии человека, его становлении как всесторонне развитой и свободной личности, а также на идее организации и определения образования в соответствии с возрастом и способностями ребенка [1, c. 45].
Под «руководством» Ж.Ж. Руссо педагогическое сознание эпохи Просвещения, представленное сотнями выдающихся философов, писателей, политиков и общественных деятелей, выработало особую, антропологическую, форму теоретического понимания образования. В соответствии со светским гуманизмом они провозглашали огромную роль просвещения, образования и воспитания в исправлении общества и человека, «человеческого рода» в целом. Это выразилось во многих моделях образования и воспитания, в реальных и воображаемых проектах «педагогических сообществ» и «педагогических провинций», а также в радикальном обновлении содержания и методов образования [16].
2. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯНУША КОРЧАКА
Януш Корчак – выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
Настоящее имя Януша Корчака – Эрш Хенрик Гольдшмидт. Он родился 22 июля 1878 г. в Царстве Польском, входившим в состав Российской империи. Януш рос в обеспеченной еврейской семье, так как его отец, Юзеф Гольдшмидт, был преуспевающим юристом.
В ассимилированной еврейской семье, в которой Януш родился и вырос, его называли на польский манер Генриком. У него была младшая сестра Анна.
Детство будущего педагога трудно было назвать радостным. Отношение к евреям оставляло желать лучшего, вследствие чего семья Корчака постоянно сталкивались с какими-то трудностями [6, c. 74].
К тому же в учебных заведениях того времени преподаватели были весьма суровыми. Когда мальчик пошел учиться в гимназию, он на собственном опыте испытал все ужасы тогдашнего педагогического воспитания.
Учителям разрешалось наказывать учеников самым жестоким образом. С детьми постоянно разговаривали на повышенных тонах и в грубой манере, и даже подвергали публичной порке.
Интересен факт, что преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе детям 10-11 лет преподавалась латынь, во втором – французский и немецкий, в третьем – греческий. По окончании гимназии выпускникам вручалось «Свидетельство».
Из этого периода жизни, будущий педагог вынес важный урок: взрослые детей не уважают. Он замечал, как детей толкают, как на них кричат без всякого повода и как несправедливо сурово наказывают, если они нечаянно кого-то заденут [12, c. 41].
В будущем Корчак напишет о детях как о беззащитном и угнетенном классе, как о маленьких людях под пятой больших людей: «Мир взрослых вращается вокруг впечатлительного ребенка с головокружительной быстротой. Ничему и никому нельзя доверять. Взрослые и дети не способны понимать друг друга. Словно бы они – два разных биологических вида».
Когда Янушу исполнилось 11 лет, у его отца обнаружились признаки душевной болезни, в связи с чем его регулярно помещали в специальные клиники.
3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЯНУША КОРЧАКА
Педагогические работы Я. Корчака вряд ли можно строго классифицировать как педагогические, психологические или научно-физиологические. Смешение всех этих жанров характерно для искреннего письма Корчака как писателя. Корчаку есть чем поделиться со своими читателями как профессиональному педагогу и психологу, но свою самую известную книгу он начинает провокационными словами: «Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители воспитывают неизвестных мне детей в неизвестных условиях, и подчеркиваю могут, а не хотят, могут, а не должны» [12].
Корчак сразу же объясняет это «незнание» любопытному читателю. «Я не знаю» стало для него началом творческого исследовательского пути, началом научного видения. Корчак начинает и заканчивает свою книгу «Как лгать своему ребенку» обращением к матерям, в котором содержится много наблюдений о жизни и развитии детей с разных точек зрения и поэтому полезно для профессиональных педагогов, психологов, физиологов и педиатров. Корчак придает большое значение образованию и воспитанию родителей [11].
Анализируя события жизни ребенка, автор утверждает, что право ребенка на смерть парадоксально и что ребенок имеет право быть таким, какой он есть. Как уже было отмечено, под правом на смерть автор понимает исключительное право жить по своему усмотрению, то есть право совершать ошибки, иногда даже фатальные. Руководствуясь понятным страхом потерять ребенка, родители защищают его от опасностей окружающего мира, одновременно закрывая мир от ребенка. Не давая ему возможности стать самостоятельной личностью и учиться на собственных ошибках, он подвергается большей опасности и риску смерти в будущем. «Боясь, что смерть отнимет у нас ребенка, мы лишаем его жизни; чтобы уберечься от смерти, мы не даем ему жить», – писал Я. Корчак [10, с. 22].
В то время, когда была опубликована книга автора, даже в европейской части мира не существовало законодательной базы по правам детей; ни один педагог или родитель не мог даже представить, что в то время существовали детская милиция или специальные комиссии по защите прав детей. Но Корчак к тому времени уже увидел пагубную опасность неразумной родительской любви и призвал законодателей и законы поставить детей под защиту.
4. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЯНУША КОРЧАКА И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ПРИНЦИПАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Взгляды Я. Корчака сформировались под влиянием многолетних исследований и опыта работы с детьми. Он рассматривал детей как особый сегмент общества и твердо верил в абсолютную ценность детства. «Детство, – писал он, – это долгие и важные годы жизни человека. Детство – это место рождения реки и год, определяющий ее направление» [1, c. 10]. Он неоднократно подчеркивал значение счастья и радости в формировании личности ребенка, утверждая, что отсутствие светлого, зрелого детства искажает всю дальнейшую жизнь взрослого человека.
Основная педагогическая идея Я. Корчака заключалась в том, чтобы найти скрытую связь между ростом детей и их будущим, между детством и зрелостью. Педагог отмечает, что дети превосходят взрослых по силе своих чувств. Родители и педагоги должны очень внимательно изучать детей, вникать в их внутренний мир и находить мотивы их поведения. Они должны всегда помнить: все, что достигается с помощью бурения, насилия, запретов – хрупко и ненадежно. И когда послушный, покорный ребенок вдруг перестает слушаться и становится упрямым и непокорным, то чаще всего именно эти реакции являются проявлением его стремления к независимости, и не нужно сердиться на то, что ребенок такой, какой он есть. по мнению Я. Корчака, мудрость педагогики заключается не в том, чтобы заставлять ребенка делать то, что он должен делать, а в том, чтобы научить его действовать самостоятельно, без принуждения, на основе разумного мышления, размышления. Этого можно достичь путем более глубокого понимания индивидуальных особенностей человека [2, c. 35].
Януш Корчак подчеркивал первостепенную роль образовательной среды в развитии ребенка. Он считал, что положительное влияние культурного климата, атмосферы взаимной доброжелательности, терпимости, доверия и удовлетворения потребностей детей, становится фактором предотвращения бедности, таких как алкоголизм, преступность, проституция и психические заболевания. Помимо недостатков в воспитании детей, негативное влияние могут оказать недостатки в экономических, моральных и социальных условиях, в которых растут дети. Деморализованные «проблемные» дети с большей вероятностью выйдут из криминальной среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глубокое понимание психологии детей и уважение к ним лежит в основе всей теории и практики Януша Корчака.
На протяжении многих лет, в ходе своей педагогической и медицинской практики, он тщательно собирал факты – свои наблюдения за детьми, родителями и педагогами.
Он отмечал, что в современном обществе мало усилий прилагается для того, чтобы понять ребенка или создать среду, в которой он может существовать. Существует огромный разрыв между интересами и желаниями ребенка и тем, что ему разрешено.
Я. Корчак настаивал на том, что для развития воли, независимости и смелости ребенка необходима система образования, основанная на активности и самодеятельности.
Воспитательная роль правильных отношений между детьми также хорошо работает, говорил Корчак. Нравственное развитие ребенка во многом определяется тем, как он чувствует себя в детском обществе. Благополучие ребенка зависит не только от того, что думают о нем взрослые, но, возможно, еще больше от того, что думают о нем сверстники.
В «Доме Сирот» Корчак создал стройную систему самоуправления, содержащую множество воспитательных средств для стимулирования и развития активности и самостоятельности детей.
Оригинальная система автономии Корчака во многом сохранила свою ценность и по сей день. Многие прогрессивные педагоги использовали методы и средства, заложенные в системе Я. Корчака, для развития активности, инициативы, самостоятельности детей и создания такого этического климата в коллективе детей, который обеспечивает эффективность воспитательной работы.
Я. Корчак был выдающимся педагогом. Объединив педагогику и медицину, он изучил возрастные и личностные особенности детей, а также новую природу отношений между педагогом и учеником – все это стало известно как «педагогика разума». Януш Корчак подарил нам такой подход к образованию, утверждая своими работами бессмертие добра и человечности.
1. Антология гуманистической педагогики: Д. Дьюи, М. Монтессори, Я. Корчак / под ред. Г. Б. Корнетова. – М. : АСОУ, 2009. – 409 с.
2. Демакова, И. Д. Януш Корчак и дети / И. Д. Демакова // Социальная педагогика. – 2018. – №2-3.
3. Демакова, И. Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира / И. Д. Демакова. – М. : ЦНПРО, 2013. – 200 с.
4. Демакова, И. Д. Корчаковская педагогика в концепции лагеря «Наш дом» / И. Д. Демакова, М. Е. Ушакова, А. В. Шипова // Народное образование. – 2020. – №2 (1479).
5. История педагогики: учеб. пособие / В. А. Капранов. – 4-е изд. , испр. – М. : Инфра-М; Мн. : Новое знание, 2011. – 330 с.
6. Каминьска, М. Педагогическая концепция Януша Корчака / М. Каминьска // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – №3.
7. Кларина, Л. В русле идей Януша Корчака / Л. Кларина // Директор школы. – 1994. – № 6. – С. 37-49.
8. Корчак, Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании / Я. Корчак. – М. : АСТ, 2014. – 480 с.
9. Корчак, Я. Король Матиуш Первый / Я. Корчак. – М. : АСТ, 2010. – 288 с.
10. Корчак, Я. Педагогическое наследие / Я. Корчак. – М. : Педагогика, 1991. – С. 18
11. Корчак, Я. Право детей на уважение. Избрание педагогических произведений / Я. Корчак. – М. : изд-во 1966.
12. Кузьмин, М. Н. Януш Корчак. Педагогическое наследие / М. Н. Кузьмин // Сост. К. П. Чулкова. – М. : Педагогика, 1991. – С. 18
13. Лапкина, А. В. Формирование личности ребенка в педагогике Я. Корчака / А. В. Лапкина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 11 (91). – С. 1387-1390.
14. Невская, С. С. Януш Корчак – учитель учителей / С. С. Невская // Народное образование. – 2017. – №1-2 (1460).
15. Пальчевський, С. Соціальна педагогіка: Навч. посібн. / С. Пальчевський – К. : Кондор, 2005. – 560 с.
16. Ханбиков Р. А. Валеева. Педагог-гуманист / Р. А. Ханбиков // Советская педагогика. – 1988. – № 7. – С. 90
17. Яворский, М. Януш Корчак / М. Яворский. – Варшава: Интерпрссс, 1978. – 205 с.
18. Якубенко, О. В. Неизвестное о старом докторе. Сердца, отданные детям / О. В. Якубенко // Материалы заоч. Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 14-16 окт. 2008 г / под ред. С. В. Шмачилиной. – Омск: ОмГПУ. – 2008. – С. 28 – 32.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты