Введение
1 Теоретические основы формирования временных представлений на уроках истории во вспомогательной школе
1.1 Сущность понятия «временные представления» и их развитие в онтогенезе
1.2 Особенности формирования временных представлений учащимися с интеллектуальной недостаточностью во вспомогательной школе
2 Методические аспекты формирования временных представлений на уроках истории во вспомогательной школе
2.1 Система работы по формированию временных представлений на уроках истории во вспомогательной школе
2.2 Методические рекомендации по формированию временных представлений на уроках истории во вспомогательной школе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования вытекает из противоречия между потребностью современного общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному обучению в течение всей жизни, и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, позволяющим сформировать эту позицию. «Требования общества к способности людей к самообразованию и саморазвитию меняются. Это возможно, если процесс развития познавательного интереса учащихся будет целенаправленно осуществляться в школьные годы.
При ознакомлении ребенка с окружающим миром необходимо выработать систему понятий, которые бы оказывали влияние на процесс ознакомления и формирования знаний об объективной действительности. Жизнь современного человека подчинена законам времени, которые ориентированы на определенное изучение и формирование определенных процессов в жизни каждого отдельно взятого человека. Эти аспекты формируют у современного человека навыки динамичности, целеустремленности, активности в рамках управления собственной жизнью. Время представляет собой многогранную структуру реальности» [3].
Многие философы определяли время как определенную форму бытия материи, которая отражает особенности существенных связей и отношений (Аристотель, А. Бергсон, Г. Гегель) и т.д. «Они определяли время как бесформенную субстанцию, направленную на формирование абстрактного понимания различных вещей и явлений. Основу формирования представления о времени составляет чувственное восприятие. Отражение времени способствует формированию таких особенностей как восприятие различными органами чувств и комплексом анализаторов. Многочисленные исследования показывают, что для детей с нормативным уровнем развития характерным являются сложности в рамках процессов восприятия и понимания.
У детей младшего школьного возраста понятие времени воспринимается довольно сложно и данный процесс довольно длительный. Формирование основных временных представлений происходит в процессе протекания жизненных процессов и накоплении социального и эмоционального опыта, который ориентирован на достижение конкретного результата в рамках усвоения и оценки определенного опыта временного анализа. Также, данный процесс довольно сложен для детей с нарушениями интеллектуального развития. Дети данной категории характеризуются наличием нарушений в сфере восприятия, а временные представления довольно специфичны и абстрактны. Особенности формирования у детей данной категории временных представлений основаны на формировании личностной и познавательной сферы. Для выпускников коррекционной школы характерным являются такие особенности как предъявление к данной группе детей ряда требований, выполнение которых крайне важно для детей данной категории» [15, с. 54].
1 Теоретические основы формирования временных представлений на уроках истории во вспомогательной школе
1.1 Сущность понятия «временные представления» и их развитие в онтогенезе
«Временные представления – определяются как представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Для ребенка дошкольного возраста крайне важно научиться ориентироваться во времени и чувствовать его продолжительность. Формирование умения регулировать и планировать деятельности ориентировано на определение и формирование конкретных личностных качеств, направленных на определение точности и целенаправленности в рамках проведенной деятельности» [11, с. 56]. Н.Н. Альбуханова- Славская определяет: «для детей дошкольного возраста характерными являются такие особенности как сложности в рамках восприятия времени. Данные особенности обусловлены тем фактом, что для временных представлений дошкольников характерными являются такие аспекты как необратимость и текучесть в формировании представлений о времени. Восприятие конкретных временных отрезков производится посредством искажения субъективными факторами, такими как заполненность временного промежутка и значимость для определенного субъекта» [2, с. 121].
«Впервые ребенок знакомится со временем в рамках первого месяца жизни, когда ребенок учится регулярно просыпаться спустя пару часов, а также на момент кормления. Однако, для данного возрастного периода характерными являются такие особенности как наличие более узкого анализа и применения времени. Интерес к временным особенностям у детей проявляется довольно рано. Уже в рамках возрастного этапа младенчества ребенок стремится максимально быстро ориентироваться в рамках времени. Некоторые элементы и особенности повторяются, что формирует особенности изучения временных представлений у данных категорий людей. Около полутора лет начинается формирование и отражение речевых категорий, направленных на определение конкретных наречий, определяющих последовательность времени» [4, с. 98].
Дети в данном возрасте еще плохо ориентируются в системе отражения временной потребности, которые ориентированы на использование определенных временных наречий. Хотя детям трудно освоить отдельные временные термины, по мере развития речи они начинают правильно использовать времена настоящих, прошедших и будущих глаголов. Для детей данной категории характерными являются такие особенности как формирование временных представлений в различных пространственных категориях [15, с. 231]. В рамках раннего дошкольного возраста дети осваивают такие временные понятия как «сегодня», «завтра», «вчера». Понятие краткости времени заключено в определении конкретных направлений времени, направленного на осознание части и целого. Для данного возрастного периода характерными являются такие аспекты как четкое определение представлений о прошлом, настоящем и будущем [7, с. 29].
2 Методические аспекты формирования временных представлений на уроках истории во вспомогательной школе
2.1 Система работы по формированию временных представлений на уроках истории во вспомогательной школе
Содержание работы по формированию у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью временных представлений на уроках истории проводится поэтапно и имела ряд особенностей:
– развитие элементарного уровня временных представлений с постепенным включением временной направленности;
– использование модифицированных методик Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой, И. К. Боровской и И. В. Ковалец, Т. Н. Ланиной, Е. В. Пивоваровой и И. А. Фридрих, А. В. Семенович, О. В. Титовой, Н. Я. Семаго и М. М. Семаго, дополненные самостоятельно разработанными заданиями.
«Целью работы по формированию у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью временных представлений на уроках географии будет развитие у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью ориентации как особой целостной сенсорно-перцептивной способности, которая напрямую связана с мышлением, речью и деятельностью ребенка» [8, с. 29].
«На уроках истории учащиеся коррекционной школы знакомятся с событиями, которые связаны определёнными временными отношениями. Чем крупнее мера времени, тем сложнее школьникам её конкретизировать. Они с трудом устанавливают связи между фактами, явлениям, событиями происходившие в разные периоды времени. Не говоря о том, что даже представления о длительности отдельных видов деятельности, связанные с их повседневной жизнью (урок, перемена, обед, прогулка, приготовление уроков и т.д.) заметно затруднены. Отмечаются затруднения в формировании представлений отдалённости и последовательности событий. Им трудно представить отрезки времени, удалённые на сотни, тысячи, десятки лет» [3, с. 27].
«Для формирования у учащихся с интеллектуальной недостаточностью осознанных, обобщённых, дифференцированных временных представлений и способности ориентироваться во времени особенно важен комплексный подход, обеспечивающий благоприятные условия для создания практической основы временных представлений, приобщения к культуре восприятия времени» [8, с. 43].
Заключение
Время представляет собой одну из наиболее важных категорий в рамках обучения детей на разных этапах онтогенетического развития. Впервые с категорией времени дети сталкиваются еще в первый месяц жизни, когда привыкают к режиму сна и отдыха, а также формируют собственное представление о необходимости ориентироваться в системе планирования собственной деятельности. В рамках дошкольного и младшего школьного возраста формируется определенное чувство времени, ориентированного на определенном сенсорном опыте и определения временных рамок.
Умственная отсталость – это сложное расстройство, которое приводит к вторичным и третичным аномалиям в структуре психики и личности детей. Основной дефект - умственная отсталость - представляет собой нарушение всей познавательной деятельности, что приводит к расстройству личности, в том числе психоэмоциональной сферы особенностью содержания обучения детей с интеллектуальной недостаточностью является проведение коррекционных занятий, которые входят в инвариантную часть учебного плана специальной школы, обязательной к исполнению. Специфика обучения учащихся с нарушениями в интеллектуальной сфере заключается в организации учебного процесса, а также, в подборе разнообразных специальных методов и приемов. Для детей с интеллектуальными нарушениями характерными являются такие особенности как специфические особенности ознакомления с понятиями времени. Данные особенности характеризуются такими аспектами как нарушения познавательной сферы, ориентированной на формирование понятийной системы, управлением и планированием собственного времени. Дети с нарушениями интеллекта не могут в полной мере удовлетворять свои потребности в определенном планировании времени, что указывает на необходимость формирования определенной системы обучения.
Временные представления являются необходимым элементом познания и всей практической деятельности. Процесс формирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта отличают стойкие трудности, являющиеся следствием интеллектуального недоразвития. Формирование временных представлений является одной из важнейших задач истории. Все указанные выше приёмы и средства находят широкое применение при формировании историко-временных представлений учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Очень важно опираясь на имеющиеся сохранённые функции и возможности ребёнка с нарушением интеллекта начать с младшего школьного возраста проводить коррекционные работы по формированию представлений времени у учащихся вспомогательных школ. Реализация комплексной работы по формированию временных представлений у детей вспомогательных школ на всех учебных предметах, во внеурочное время, в условиях семьи воспитывающего ребёнка вспомогательной школы, в различных видах деятельности (учении, игре, общении, труде), выполняемой с учётом времени и при создании специальных ситуаций с определёнными временными условиями.
1. Аббасов, М. Г. Особенности восприятия и понимания времени у умственно отсталых первоклассников / М. Г. Аббасов //Дефектология. – 1983. – №5. – С. 35-41.
2. Абульханова-Славская, К. Н. Личностная регуляция времени / К. Н. Абдульханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1990. – С. 114-129.
3. Архипова, С. В. Методические приемы формирования временных представлений у учеников младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С. В. Архипова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2008. – №6. – С. 24–30
4. Баранов, С. П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении / Под ред. И.Ф. Свадковского. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 124 с.
5. Болотина, Л. Р. Педагогика / Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин. – М.: Просвещение, 1987. – 368 с.
6. Болотова, А. К. Психология временной организации деятельности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. К. Болотова. – М.: МПГУ, 1995. – 35 с.
7. Васильева, М. И. Воспитывать ориентировку во времени / М. И. Васильева // Дошкольное воспитание. 1959. – №4. – С. 27-31.
8. Воронина, М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательных школ / М. В. Воронина // Дефектология. –1996. – №3. – С. 28- 30.
9. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., ав. вступ, ст. и библи-огр. Т. М. Лифанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
10. Гельфан, Е. М. Игры и упражнения, развивающие чувство времени // Игры и упражнения для маленьких и больших (Воспитание детей в игре) / Под ред. Л. В. Благонадежиной.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – С. 38-50.
11. Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения: Сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1984. – 85 с.
12. Ералиева, С. Г. Особенности временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста / С. Г. Ералиева // Дефектология. – 1994. – №6. – С. 33-35.
13. Ералиева, С. Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени / С. Г. Ералиева// Дефектология. – 1992. – №1. – С. 57-62.
14. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Занков. – М., Учпедгиз, 1939. – 424 с.
15. Книга для учителя вспомогательной школы / Под ред. Г. М. Дульнева. – М.: Учпедгиз, 1959. – 448 с.
16. Ковалев, В. И. Психологические особенности личностной организации времени. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук / В. И. Ковалев. – М., 1979. – 19 с.
17. Кононенко, И. В. Знакомство детей со временем // Дошкольное воспитание/ И. В. Кононенко. – 1981. – №7. – С. 11-13.
18. Люблинская, А. А. Детская психология: Учебное пособие / А. А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.
19. Менчинская, Н. А. Вопросы методики и психологии обучения арифметики в начальных классах / Н. А. Менчинская, М. И. Моро. – М.: Просвещение, 1965. – 224 с.
20. Мусейибова, Т. А. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста / Т. А. Мусейибова // Дошкольное воспитание. 104 – 1972. – № 2. – С. 48-55.
21. Нудельман, М. М. О некоторых особенностях представлений учащихся вспомогательной школы // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы / Под Ред. И. М. Соловьева. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – С. 133-161.
22. Обучение во вспомогательной школе (Лекции по олигофренопедагогике) / Под ред. Н. П. Долгобородовой и др. – М.: Просвещение, 1973. – 136 с.