Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования влияния модели родительской семьи на межличностные отношения в семье
1.1 Модели родительской семьи как предмет психологических исследований
1.2 Типы и факторы построения межличностных отношений в семье
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния модели родительской семьи на межличностные отношения в семье
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования влияния модели родительской семьи на межличностные отношения в семье
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. В современном обществе наблюдаются негативные тенденции в функционировании семье – сегодня происходит снижение значимости семейных ценностей, уменьшение рождаемости, увеличение числа внебрачных рождений, усложнение межличностных отношений, рост разводов и числа неполных семей, а также незарегистрированных браков. Широкое распространение незарегистрированных браков подрывает традиционные социокультурные ценности семьи, формируя новые представления о семейно-брачных взаимоотношениях, основанные на приоритете индивидуальных ценностей и праве свободного выбора партнеров в условиях совместной жизни.
Незарегистрированный брак, как и монородительская семья не могут полноценно выполнять все свои функции, не может дать ребенку, растущему в ней, образцы положительного семейного взаимодействия. При этом дети часто получают искаженное представление о семейной жизни, а иногда и серьезные психологические травмы, которые сказываются на их дальнейшей судьбе, построении собственной семьи. Благоприятная семейная обстановка, наоборот, оказывает положительное воздействие на каждого члена семьи, способствует формированию жизнеспособной личности. Изучение влияния модели родительской семьи на межличностные отношения в семье и явилось темой данной работы.
Наличие положительного примера взаимоотношений между мужчиной и женщиной в родительской семье может сказываться на дальнейших отношениях девушки с представителями противоположного пола в связи с актуализацией паттернов поведения, которые были усвоены в ходе социализации, а также в силу самовоспроизводства функциональной системы семьи. Родительская семья часто вступает как образец для подражания, ориентир, позволяющий выстраивать отношения в собственной семье.
Модели родительской семьи рассматривали такие ученые, как: Т.В. Андреева, М.А. Арпентьева, Э. Берн, М. Боуэн, Дж. Браун, А.Я. Варга, В.П. Поздняков, Е.В. Романова, З.И. Рябикина, С.А. Терехина и др.
К проблеме межличностных отношений супругов обращались Е.В. Ахмадеева, Н.С. Галимзянова, Г.В. Дикс, С.О. Докучаева, Т.И. Дымнова, Н.И. Олифирович, К. Роджерс, С.Н. Скворцова и др.
Цель исследования: выявить влияние модели родительской семьи на межличностные отношения в семье.
Объект исследования: межличностные отношения в семье.
Предмет исследования: влияние модели родительской семьи на межличностные отношения в семье.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть модели родительской семьи как предмет психологических исследований.
[...]
Глава 1 Теоретические основы исследования влияния модели родительской семьи на межличностные отношения в семье
1.1 Модели родительской семьи как предмет психологических исследований
Семья является для ребенка микромоделью общества, важнейшим фактором в формировании социальных установок, жизненных планов и т.п. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается также с семьи [12, с. 152].
Современные исследователи Т.Р. Тлемешок, Н.Ф. Дианова утверждают, что поведение родителей, их совместная жизнь, супружеские отношения в родительской семье создают у детей представление о семье и браке, оказывают значительное влияние на формирование установок детей к вопросам пола, на их отношение к противоположному полу [24, с. 207].
Родительская семья рассматривается как ориентирующий образ семейных отношений. Участники семейных отношений имеют свое представление о сложившейся в семье микроклимате, системе внутрисемейных взаимоотношений. Степень адекватности и взаимная согласованность этих представлений обусловливают дальнейшее развитие детско-родительских отношений [23, с. 6].
Согласно Е.В. Романовой, опыт, полученный в родительской семье, является значимой основой не только для становления характера, формирования привязанностей и мировоззрения, личности, но и для построения супружеских отношений. Он также определяет качество и стабильность собственного брака [19, с. 122].
Модель семейных отношений, усвоенная в детстве, воспроизводится в собственной семье. В исследовании Т. И. Дымновой было установлено, что при брачном выборе дети из благополучных семей неосознанно предпочитают тех партнеров, которые также росли в благополучных семьях. Исследователь придерживается психодинамического подхода, полагая, что выбор будущего супруга неосознанно определяется образами родителей и схожестью семейных условий. Супруги в своей семье посредством неосознанного реагирования воспроизводят аналогичные родительским отношения [11, с. 8].
Дети из благополучных семей неосознанно предпочитают друг друга при брачном выборе, создают семью соответственно функциональному уровню родительских семей, что обеспечивает высокий уровень жизни им и высокую жизнеспособность их детям.
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния модели родительской семьи на межличностные отношения в семье
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе ГУ «Территориальный центр обслуживания населения Ленинского района г. Могилева». В исследовании приняли участие 20 пар, из них 10 пар состоит в гражданском браке и 10 пар - в официальном браке. У супругов, состоящих в гражданском браке, их родители также состоят гражданском браке. У супругов, состоящих в официальном браке, их родители также имеют зарегистрированные отношения.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилась диагностика влияния модели родительской семьи на межличностные отношения в семье;
3) на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Цель исследования: выявить влияние модели родительской семьи на межличностные отношения в семье.
Гипотеза исследования: модель родительской семьи влияет на межличностные отношения в семье: супруги, состоящие в гражданском браке, также выстраивают незарегистрированные отношения, имеют более дисгармоничные отношения в семье, а супруги, состоящие в официальном браке, также вступают в зарегистрированные отношения и имеют более гармоничные отношения в семье.
Методики исследования:
1. Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) С. В. Духновского.
Цель: выявить характер межличностных отношений партнеров. Методика позволяет оценить характеристики дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок испытуемого.
Шкалы методики: напряженность отношений, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях.
Испытуемым предлагалось оценить 40 утверждений. Баллы переводятся в стены. Учитываются следующие критерии: от 1 до 3 стенов считаются низкими, 4-7 – средними. -10 – высокими (Приложение А).
2. Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) (автор А.Н. Волкова, модификация В.И. Слепковой).
Цель: оценить степень понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке.
[...]
Заключение
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что основными моделями брака являются зарегистрированный и незарегистрированный браки. Зарегистрированный брак выступает в качестве легитимного признания взаимоотношений мужчины и женщины, что сопровождается рождением детей и возникновением ответственности за физическое и моральное здоровье членов семьи. Незарегистрированный брак – это форма эмоциональных и интимных отношений партнёров, которые проживают вместе без официального оформления. Модель семейных отношений, усвоенная в детстве, воспроизводится в собственной семье. Выбор будущего супруга неосознанно определяется образами родителей и схожестью семейных условий. Опыт, полученный в родительской семье, является значимой основой для построения супружеских отношений, определяет качество и стабильность собственного брака.
Супружеские отношения – это отношения между супругами, в основе формирования которых лежит эмоциональная привлекательность партнера, дифференцированность партнеров, обладающих своими жизненными паттернами, ценностями и установками, характер коммуникации, психологическая готовность к браку, ролевые ожидания и притязания. Оптимальное функционирование супружеской пары основано на наличии приятных эмоций и переживаний, понимания, сочувствия, эмоциональной поддержки, способности сохранять личные границы, совместном личностном росте, постоянном и расширяющимся обмене взглядами, стремлении к полной открытости с партнером, понимании, привлекательности партнера, а также уважении его личности.
Эмпирическое исследование позволило выявить, что для мужчин, состоящих в гражданском браке, характерна низкая напряженность отношений - они не задумываются о том, как складываются их отношения, которые часто носят поверхностный характер и обладают низкой значимостью. Мужчины, состоящие в официальном браке, нормально чувствуют себя в отношениях, имеют потребность в становлении доверительных и эмоционально близких отношений, ощущают понимание со стороны партнера, заботу и поддержку, заинтересованы в том, чтобы найти компромисс, разрешать конструктивным путем возникающие трудности и противоречия, стремятся установить равные отношения, имеют склонность к сотрудничеству, избегают проявлений раздражения и агрессии. Сравнительный анализ показал: у мужчин, состоящих в гражданском браке, выше отчужденность и конфликтность в отношениях, уровень дисгармонии в отношениях, а у мужчин, состоящих в официальном браке – напряженность отношений.
[...]
1 Андреева, Т.В. Семейная психология / Г.М. Андреева. – СПб.: Речь, 2016. – 244 с.
2 Арпентьева, М.А. Жизнеутверждающий потенциал семьи / М.А. Арпентьева // Вестник Калужского университета. – 2018. – № 1. – С. 15-30.
3 Ахмадеева, Е.В. Роль взаимопонимания в супружеских отношениях на этапе «молодой семьи» / Е.В. Ахмадеева // В Актуальные вопросы университетской науки. – Уфа, 2017. – С. 17-21.
4 Берн, Э. Игры в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. – М.: ФАИР-Пресс, 2000. – 480 с.
5 Боуэн, М. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. А.Я. Варга, К. Бейкер. – М.: Когито-центр, 2008. – 480 с.
6 Браун, Дж., Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
7 Варга, А.Я. Системная психотерапия супружеских пар / А.Я. Варга, Г.Л. Будинайте, И.Ю. Хамитова. – М.: Когито-Центр, 2017. – 343 c.
8 Галимзянова, Н. С. Супружеские отношения как фактор благополучия семьи / Н. С. Галимзянова // Фундаментальные и прикладные научные исследования. – Уфа: Вестник науки, 2021. – С. 111-117.
9 Дикс, Г.В. Теория объектных отношений и исследования брака [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://psyjournal.ru/drupal_journal/articles/teoriya-obektnyh-otnosheniy-i-issledovaniya-braka.
10 Докучаева, С.О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении / С.О. Докучаева // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С. 41-55.
11 Дымнова, Т.И. Психологический анализ зависимости структурно-содержательных особенностей супружеской семьи от родительской: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.И. Дымнова. – М.: МГПУ, 1996. – 19 с.
12 Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
13 Лагонда, Г.В. К проблеме создания психологической теории брака / Г. В. Лагонда // Психологический журнал. – 2007. – № 2 (14). – С. 72–81.
14 Лидовская, Н. Н. Взаимоотношения супругов в незарегистрированном браке : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.05 / Н. Н. Лидовская. – Санкт-Петербург, 2009. – 24 с.
15 Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
16 Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/60-diagnosis-of-family-relationships/590-questionnaire-lea-understanding-emotionalattraction-credibility.
17 Поздняков, В. П. Доверие и ответственность как факторы отношения к партнеру в незарегистрированном браке / В. П. Поздняков, Ю. М. Панфилова // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. – Тверь, 2017. – С. 119–122.
18 Роджерс, К. Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / К. Роджерс; перевод Е. Г. Розанова. – М.: Этерна, 2012. – 320 c.
19 Романова, Е.В. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком / Е.В. Романова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 3. – С. 121-127.
20 Рябикина, З. И. Неполная семья как пространство со-бытия матери и ребенка / З. И. Рябикина, П. М. Хозяинова // Вестник Омского университета. Серия: Психология. – 2019. – № 3. – С. 62-68.
21 Скворцова, С.Н. Структурная модель феномена зависимости в близких межличностных отношениях / С.Н. Скворцова, В.Б. Шумский // Консультативная психология и психотерапия. – 2013. – Т. 21, № 4. – С. 51-69.
22 Слепкова, В.И. Психология семьи / В.И. Слепкова, А.А. Костюкович. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 345 с.
23 Терехина, С.А. Образы родительской и будущей семьи у девочек-подростков с делинквентным поведением: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / С.А. Терехина. – М.: МПГУ, 2006. – 19 с.
24 Тлемешок, В.Р. Представления современной молодежи о семейно-брачных отношениях / В.Р. Тлемешок, Н.Ф. Дианова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 6-1. – С. 206-208.
25 Трищенкова, Ю. М. Альтернативные формы брачно-семейных отношений в современном обществе и их характеристика / Ю. М. Трищенкова // Инновации-2011. – С. 260–262.
26 Урусова, Е. А. Особенности влияния модели родительской семьи на дальнейшие межличностные отношения (на примере девушек, воспитанных в полной и монородительской материнской семье) / Е.А. Урусова // Вестник ПСТГУ. – 2017. – Вып. 47. – С. 117-129.
27 Челнокова, И. А. Социально-психологическая модель детерминации вступления партнеров в гражданский брак : автореф. дис. … кнд. психол. наук / И. А. Челнокова. – Москва, 2005. – 26 с.
28 Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. – 512 с.