Глава 1 Теоретические основы изучения развития социальной перцепции в дошкольном возрасте
1.1 Понятия социальной перцепции и ее становление в дошкольном возрасте
1.2 Особенности и факторы восприятия педагогических работников и персонал учреждения дошкольного образования детьми дошкольного возраста
Вывод по 1 главе
Список использованной литературы
Глава 1 Теоретические основы изучения развития социальной перцепции в дошкольном возрасте
Социальная перцепция есть важная составляющая формирования навыков коммуникации у детей дошкольного возраста. Неизвестно, как точно дети начинают воспринимать и понимать информацию от других людей, поэтому важно диагностировать признаки и основные особенности для того, чтобы была возможность разработать эффективные методики, стратегии и способы поддержки развития детей [1].
Теория в плане изучения данного понятия содержит большое количество подходов и концепции. Например, можно привести теорию социального когнитивного развития Ж. Пиаже. Психолог считал [2], что «у детей социальное взаимодействие начинается с эгоцентрической фазы, то бишь дети пока неспособны понять точку зрения другого человека, продолжается на более высоких уровнях социального развития и взаимодействия, то бишь дети способны постепенно понимать мнение других людей, вставать на другую сторону».
Другой подход к изучению социальной перцепции в дошкольном возрасте — теории ума (когнитивные). Теория ума утверждает, что дети развивают понимание и представление о том, что у других людей есть собственные мысли, чувства и намерения, которые могут отличаться от их собственных. Изучение этой теории помогает нам понять, как дети постепенно осознают и интерпретируют действия и намерения других людей, что в свою очередь влияет на их собственное поведение и социальную адаптацию.
Социальная перцепция – это комплексное восприятие социальных субъектов, включающих в себя как других людей, так и социальные группы. Процесс социальной перцепции состоит в оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поведения наблюдаемых лиц, что формирует у субъекта определенное отношение к ним и создает определенные представления о возможном поведении как конкретных людей, так и групп. Субъектом и объектом социальной перцепции могут выступать как отдельные личности, так и целые группы людей.
Кроме того, важным элементом изучения развития социальной перцепции в дошкольном возрасте является исследование роли эмоций в социальных взаимодействиях. Испытывание эмпатии, понимания и реагирования на эмоции других людей является важным аспектом социального развития детей.
[...]
1 Карпова, С. И. Развитие у детей старшего дошкольного возраста художественных способностей создавать образ человека в рисовании портрета [Электронный ресурс] / С. И. Карпова // Вестник ТГУ. – 2019. – №178. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-hudozhestvennyh-sposobnostey-sozdavat-obraz-cheloveka-v-risovanii-portreta.
2 Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – С-Пб.: «Союз», 2006. – 217 с.
3 Плаксина, Л. И. Опыт коррекционно-воспитательной работы в детских садах для слабовидящих детей / Л. И. Плаксина // Дефектология. – 2009. – №6. – С. 35 – 40.
4 Смирнова, Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Н. И. Ганошенко, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова; под ред. Е. О. Смирновой. –М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 240 с.
5 Собкин, В. С. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения [Электронный ресурс] / В. С. Собкин, Ю. А. Халутина // Современное дошкольное образование. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-roditeley-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-obrazovatelnomu-protsessu-v-detskom-sadu-udovletvorennost-otsenka-kachestva-i
6 Солнцева, Л.И. Детская тифлопсихология / Л.И. Солнцева. – М. Классик стиль, 2007. – 47 – 53 с.
7 Урунтаева, Г. В. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –118 – 142 с.
8 Захаров, А. И. Психологические особенности восприятия детьми родителей: Психологические особенности восприятия детьми родителей / А.И. Захаров // Вопросы психологии. — 1982. — № 1. — С. 59-68.
9 Федосеева, М.А. Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет в музыкальной деятельности: коррекционно-развивающая программа, интегративные занятия / М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 43 с.
10 Захарова, Т. Н. Развитие социальной перцепции у дошкольников [Электронный ресурс] / Т. Н. Захарова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialnoy-pertseptsii-u-doshkolnikov-v-usloviyah-realizatsii-deyatelnostnogo-podhoda.
11 Карпова, С.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у старших дошкольников в процессе рисования портрета [Электронный ресурс] // Гаудеамус. 2019. №1 (39). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-i-sotsialnoy-kompetentnosti-u-starshih-doshkolnikov-v-protsesse-risovaniya-portreta.
12 Панько, Е. А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений. – 2-е изд., перераб. доп. / Е. А. Панько. – Минск: Зорны верасень, 2006. – 264 с.
13 Пашкевич, Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3 – 7 лет: совместная деятельность, развивающие занятия / Т.Д. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2015. — 157 с.
14 Аникина, А. П., Комарова Т. С. Формирование эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. П. Аникина, Т. С. Комарова // Гаудеамус. – 2017. – №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-emotsionalno-vyrazitelnogo-obraza-cheloveka-v-portretnom-risunke-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.
15 ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 августа 2022 г. № 229.
16 Собкин, В.C., Рябкова, И.А., Созинова, И.В. Эмоциональное самочувствие ребенка-дошкольника в семье (по материалам психологического анализа детских рисунков). Современное дошкольное образование, 2024. 121(1), 4–18. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-4-18