Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения статусной категории младших школьников посредством социально-педагогических технологий
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
1.2 Особенности статусных категорий младших школьников
1.3 Основные социально-педагогические технологии изучения статусных категорий младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование статусной категории младших школьников посредством социально-педагогических технологий
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что младший школьный возраст является уникальным временем в жизни ребенка, его родителей, и кроме того, прекрасной платформой для овладения новыми видами деятельности, а также новыми коммуникативными навыками, поведенческими установками. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает самый больший объем важнейших знаний и умений, которые потом служат фундаментом в дальнейшей жизни и обучении. В этот период начинается формирование самосознания и самооценки ребенка, которые являются ключевыми характеристиками личности и во многом определяют дальнейшую жизненную позицию.
Именно младший школьный возраст является периодом, в котором ведущей – является учебная деятельность. Благодаря учебной деятельности в младшем школьном возрасте не только формируется навык овладения знаниями, но и происходит активный процесс социализации ребенка. Вступая в межличностные отношения со сверстниками и взрослыми, младшие школьники начинают проявлять себя как личности и представляют возможность оценить себя в системе отношений с другими. Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для младшего школьника, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворенное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной различных конфликтов.
Важность анализа процесса социализации ребенка определяется тем, что в детстве закладываются навыки ролевого общения, важнейших форм и механизмов социального поведения.
[…]
Глава 1 Теоретические аспекты изучения статусной категории младших школьников посредством социально-педагогических технологий
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Сегодня проблемы, связанные с развитием и обучением младших школьников, являются одними из самых актуальных и востребованных в обществе. Исследованиями в области психологии в этой возрастной группе занимаются такие ученые, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.Л. Занков, Л.И. Божович и другие.
Младший школьный возраст – это время, когда дети начинают понимать ценность достижений в жизни и необходимость упорно трудиться, чтобы получить то, что они хотят, включая уважение окружающих. Ученики развивают интерес к процессу обучения разными способами. Что касается нового социального статуса ребенка (статуса школьника) и формирующегося нового социального поведения ребенка, то здесь мы хотели бы выделить следующие моменты.
В современной периодизации психологического развития младший школьный возраст включает период с 6-7 до 9-11 лет. Для данной возрастной группы об успешности воспитания и обучения можно говорить как о некотором достижении (свершении) ребенка в социально значимой деятельности (обучении), которое признается другими участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, референтными группами).
[…]
Глава 2 Эмпирическое исследование статусной категории младших школьников посредством социально-педагогических технологий
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №123» г. Минска. Выборка исследования: в исследовании приняли участие 60 младших школьников (30 девочек и 30 мальчиков). Возраст детей – 8-10 лет (3 класс).
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: изучить особенности статусной категории младших школьников посредством социально-педагогических технологий.
Задачи эмпирического исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Провести эмпирическое исследование.
[…]
Заключение
Развитие ребенка младшего школьного возраста – это сложный процесс, который происходит неравномерно. Развитие – это результат активной деятельности самого ребенка под руководством взрослых, которые осуществляют процесс воспитания и обучения. Обучение детей в общеобразовательных школах является важным этапом в их психосоциальном развитии. Учебные ситуации ставят перед детьми задачу грамотного и эффективного приобретения знаний, что требует совершенно иной структуры психокогнитивных процессов и зон эмоциональных колебаний, чем в дошкольном детстве.
Социометрический статус является одним из важнейших механизмов развития личности. Социометрический статус ребенка начальной школы неразрывно связан с уровнем его тревожности и самооценки. Дети занимают разные позиции в системе личных отношений, и не все дети эмоционально счастливы; положение ребенка в системе личных отношений не только зависит от определенных качеств его личности, но и в свою очередь способствует развитию этих качеств; определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус, можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.
Социально-педагогические технологии широко используются в повседневной работе школьного социального педагога в общеобразовательной организации. Одной из современных социально-педагогических технологий, используемых в настоящее время, является технология социально-педагогического сопровождения детей группы риска [1]. Учитывая рост числа детей-мигрантов, социальному педагогу необходимо владеть технологией социально-педагогической деятельности с детьми-мигрантами, технологией организации поликультурной среды в образовательной организации.
1 Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. М., 2010.
2 Ананьев, Б.Г. Проблемы возрастной психологии / Б.Г. Ананьев. М., 2008.
3 Балык, А.С. К вопросу о факторах, детерминирующих успешность обучения в вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №1.
4 Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс. М., 2011.
5 Бирюкевич, Е.А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов / Е.А. Бирюкевич, Е.Е. Марченко // Психология обучения. 2012. № 4.
6 Боцманова, М.Э. Показатели и уровни рефлексии в самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте / М.Э. Боцманова, А.В. Захарова // Новые исследования в психологии. 2003. № 2 (29).
7 Бурамбаева, Д.А. Формирование адекватной самооценки младших школьников как фактор психологической безопасности личности / Д.А. Бурамбаева // Концепт. 2015. № 1.
8 Залевский, Ф.С. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников / Ф.С. Залевский // Завуч начальной школы. 2009. № 1. С. 70–72.
9 Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. М., 2008. 524 с.
10 Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. Минск: ТетраСистемс, 2000.
11 Коломинский, Я.Л. Учитель и детский коллектив / Я.Л. Коломинский, Н.А. Березовин. Минск, 1975.
12 Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. СПб., 2002.
13 Котлярова, Э.В. Педагогическая практика по психологии / Э.В. Котлярова, И.В. Ракутова. Могилев, 2018.
14 Люблинская, А.А. Учителю психологии младшего школьника: Пособие для учителя / А. А. Люблинская. М., 2012.
15 Наконечных, В.Н. Становление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблема) / В.Н. Наконечных // Транспорт, общество, образование, язык. 2014. № 1.
16 Некрасова, Т.Ю. Самооценка: современный взгляд на психологическое содержание феномена / Т.Ю. Некрасова // Вестник ГУУ. 2013. №14.
17 Сергеева, Б.В. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Б.В. Сергеева, Т.К. Габелия // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. М., 2016. С. 9–12.
18 Сергеева, Б.В. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте / Б.В. Сергеева, Т.К. Габелия // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1.
19 Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. 2006. № 2.
20 Смирнова, Е.О. Межличностные отношения от рождения до семи лет / под ред. Е.О. Смирновой. М., 2000.
21 Соколова, Е.Т. Влияние мотивационных конфликтов и когнитивной недифференцированности на устойчивость самооценки / Е.Т. Соколова, Е.О. Федотова // Вестник МГУ. 2006. № 1. С. 85–88.
22 Трошина, Е.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.А. Трошина // Вестник ЛГУ. 2012. № 2. С. 89–94.
23 Уварова, Т.М. О взаимосвязи тревожности и самооценки у младших школьников / Т.М. Уварова // Сб. материалов научн.-практ. конф. Новосибирск, 2016.
24 Ульябаева. Г.Ш. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки / Г.Ш. Ульябаева, Д.М. Шакирова // Скиф. 2019. №5.
25 Фатуллаева, А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки младших школьников / А.Т. Фатуллаева // Вопросы психологии. 2010. № 5.
26 Филоненко, А.А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного / А.А. Филоненко // Молодой ученый. 2014. № 8.
27 Шкуричева, Н. А. Проблемы межличностных отношений современных младших школьников / Н. А. Шкуричева // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/21_NTP_2011/Pedagogica/3_90560.doc.htm.
28 Шкуричева, Н. А. Трудности межличностных отношений как проблема начальной школы / Н. А. Шкуричева // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2012/159/trudnosti_mezhlichnostnyh_otnoshenij_kak_problema_nachalnoj_shkoly/.
29 Шкуричева, Н. А. Формирование межличностных отношений первоклассников как условие успешности их адаптации к школе / Н. А. Шкуричева // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pandia.ru/394181/ .
30 Яковлева, М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников / М.В. Яковлева // Концепт. 2015. Т. 10.