Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы уровня притязаний у школьников среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов
1.1 Сущность определения понятия «уровень притязаний»
1.2 Психолого-педагогические особенности школьников среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов
Глава 2 Эмпирическое исследование уровня притязаний у школьников среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов
2.1 Описание процедуры и методов исследования
2.2 Описание и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по формированию оптимального уровня притязаний у учащихся
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВведениеАктуальность проблемы исследования состоит в том, что уровень притязаний является важным компонентом личностной сферы учащихся. От особенностей формирования уровня притязаний будет зависеть сложность постановки целей учащимся. В Республике Беларусь общее среднее образование – это уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования. Школы, гимназии, лицеи в Беларуси – это учреждения среднего образования. Гимназии и лицеи по сравнению со средней школой традиционно отличаются более углубленным изучением отдельных предметов. Хотя и во многих средних школах сейчас есть такая возможность. Ежегодно на образовательных порталах Беларуси публикуется рейтинг лучших лицеев, гимназий и школ Беларуси по результатам централизованного тестирования. Высокую результативность обычно демонстрируют ученики лицеев и гимназий. Поэтому научный интерес представляет изучение уровня притязаний у учащихся среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов. Поскольку уровень притязаний имеет тесную связь с мотивацией достижений и постановкой целей.
Изучению проблемы формирования уровня притязаний в посвящены труды А.А. Реана, К. Левина, Х. Хекхаузена и многих других ученых. От уровня притязаний зависит постановка целей человека, особенности динамического стереотипа его поведения. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я – концепции. Однако, несмотря на многообразие исследований по изучаемой проблеме, отмечается недостаточное количество работ, посвященных систематизации и сравнительному анализу уровня притязаний у учащихся среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов.
Объект исследования: уровень притязаний.
Предмет исследования: уровень притязаний у учащихся среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи уровня притязаний у учащихся среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «уровень притязаний».
2. Описать психологические особенности школьников, обучающихся в среднеобразовательных, гимназических и лицейских классах.
[...]
Глава 1 Теоретический анализ проблемы уровня притязаний у школьников среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов
1.1 Сущность определения понятия «уровень притязаний»Уровень притязаний личности изучается в двух плоскостях: как компонент самосознания, а также как структурный элемент мотивационной сферы. В частности, уровень притязаний первоначально рассматривался в исследовании мотивации.
Под понятием «уровень притязаний» подразумевается гипотетический конструкт, служащий в теории мотивации для объяснения индивидуальных различий поведения в ситуации достижения [4, с.44]. Иначе говоря, уровень притязаний означает свойство индивида, играющее решающую роль в самооценке имеющихся способностей и достигнутых результатов.
Уровень притязаний – степень трудности задач, которые человек ставит перед собой.
Если человек хочет достичь высоких целей и ставит перед собой задачи, с которыми он справиться может, соответствующие его реальным возможностям, это говорит о его адекватности, а точнее, об адекватности уровня его притязаний. Как черта личности, это реалистичность.
Различают частный и общий уровень притязаний. Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т. п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. А также он зависит от того, насколько человек знает, принимает и понимает себя. Основными факторами формирования уровня притязаний личности является субъективное переживание человеком своих успехов и неудач. То есть важен не сам результат, а то, как человек к нему относится. Например, один субъект сосредоточит внимание на самом факте проигрыша и откажется от этой цели, а другой скажет: «В этот раз у меня почти получилось. Я сделал это явно лучше, чем тогда. Нужно еще немного поднажать, и все удастся. Я попробую еще раз» [22, с.149].
Уровень притязаний может носить более общий характер, то есть относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.
В психологии принято выделять два вида уровня притязаний: адекватный и неадекватный. Последний, в свою очередь, бывает двух типов: высокий и низкий. Разберем их подробнее.
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование уровня притязаний у школьников среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов
2.1 Описание процедуры и методов исследования
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи уровня притязаний у учащихся среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов.
Задачи эмпирического исследования:
1. Выявить уровень притязаний у школьников среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов.
2. Разработать рекомендации по формированию адекватного уровня притязаний у учащихся.
Гипотеза исследования: существуют различия в уровне притязаний у школьников среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов.
В качестве методов эмпирического исследования были использованы: тестирование, методы количественной и описательной статистики, методы статистической обработки данных (критерий оценки различий Манна-Уитни). Расчеты производились в специализированной программе для расчетов математической статистики: SPSS 23.0.
Методика исследования: тест Шварцландера для изучения уровня притязаний [17, с.98].
Цель: методика предназначена для изучения влияния уровня достижений на динамику уровня притязаний респондента, того, как изменяется выбор подростком цели в зависимости от успешности или неуспешности предшествующих действий.
Описание: респонденту предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями (см. ниже) по количеству проб в эксперименте (оригинальные размеры стороны маленьких квадратов 1,25 см, больших 1,5 см). Задание предлагается респонденту как проба на моторную координацию. В инструкции формулируется задача поставить крестики (х) в максимальном числе маленьких квадратов каждого из прямоугольников, выполняя эту задачу за определенное время. Преимуществом методики является надежность, а также наличие сведений о стандартизации на русскоязычной выборке. Для стандартизированной методики существует строгий алгоритм процедуры проведения теста. То есть любая стандартизированная методика содержит унифицированную инструкцию, которую нельзя изменять по своему усмотрению. Также в стандартизированной методике содержится алгоритм подсчета результатов (ключ методики). Помимо этого в стандартизированной методике есть пункт интерпретации данных, основанный на выделенных нормах теста, полученных на выборке стандартизации. Это позволяет сравнивать результаты отдельных испытуемых или целых групп.
[...]
Заключение
Уровень притязаний – это уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек, побуждаемый данным мотивом. Уровень притязаний имеет значение при постановки целей и оценивании успешности деятельности. От уровня притязаний зависит, какие цели будет ставить человек – легкие или повышенной сложности, стремится он к достижению успеха или избеганию неудачи. Уровень притязаний может носить более общий характер, то есть относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества. В психологии принято выделять два вида уровня притязаний: адекватный и неадекватный. Последний, в свою очередь, бывает двух типов: высокий и низкий. Отрицательное влияние на поведение имеет и завышенный, и заниженный уровень притязаний, так как и в том, и в другом случае нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой. Уровень притязаний устанавливается самим человеком, принимающим решение взяться за задачу другой степени трудности, чем уже выполненная им. По его реакции на успех или неуспех, связанный с выполнением новой задачи и последующими выборами (когда он выбирает либо еще более трудные, либо, напротив, более легкие задачи), определяется динамика уровня притязаний.
В школьный период происходят значительные изменения в личностном развитии. В качестве основных новообразований в личностной сфере выделены развитие рефлексии и на ее основе самосознания и самооценки. Происходят выраженные изменения в познавательной сфере школьников при переходе от одной возрастной ступени к другой. Тип учебного заведения влияет на формирование индивидуально-психологических особенностей школьников и школьную мотивацию. Такие индивидуально-психологические качества, как антагонизм, боязливость, преобладание отрицательных эмоций, застенчивость чаще формируются у детей, обучающихся в общеобразовательных школах, гимназиях и школах развития. У детей, учащихся в лицее в большей степени проявляется ориентация на достижения.
В результате эмпирического исследования установлено, что в исследуемой выборке наибольшее количество учащихся среднеобразовательных классов имеют умеренный и низкий уровень притязаний. У учащихся гимназических и лицейских классов высокий адекватный уровень притязаний. Однако в выборке достаточно большое количество учащихся с нереалистично высоким уровнем притязаний. Слишком высокий уровень притязаний оказывает дестабилизирующее влияние на формирование целей и мотивов личности и снижает удовлетворенность полученными результатами, потому что подросток объективно выбирает цели повышенной трудности, которые не может достичь.
[...]
1. Алексеева, М. И. Мотивы обучения учащихся / М. И. Алексеева. – М. : Советская школа, 2017. – 120 с.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – М. : Мысль, 2016. – 156 с.
3. Березовская, Т. П. Эмоциональное развитие старшеклассников в условиях общеобразовательной школы / Т. П. Березовская // Белорусский психологический журнал. – 2004. – № 3. – С.30–35.
4. Бороздина, Л. В. Уровень притязаний: классические и современные исследования / Л. В. Бороздина. – М. : Акрополь, 2011. – 322 с.
5. Воронова, И. О. Особенности эмоциональной сферы подростков / И. О. Воронова // Молодой ученый. – 2022. – № 46 (441). – С. 110–111.
6. Дюжева, О. А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников / О. А. Дюжева. – Кострома, 2017. – 197 с.
7. Ивашкин, В. С. Психологическое изучение школьников / В. С. Ивашкин. – Владимир, 2019. - 240 с.
8. Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления / В. Г. Казанская. – СПб. : Питер, 2018. – 177 с.
9. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Знание, 2016. – 340 с.
10. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. – СПб. : Сенсор, 2000. – 368 с.
11. Макарычева, И. А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности / И. А. Макарычева // Вестник науки и образования. – 2018. – №1. – С. 12–16.
12. Мелетичев, В. В. Профессиональные склонности и мотивация обучающихся как условие успешности выбора и освоения профессии / В. В. Мелетичев, Е. В. Харитонова // Педагогика. – 2020. – № 1. – С. 87–93.
13. Осиповская, А. В. К вопросу о мотивации учебной деятельности / А. В. Осиповская // Экономический журнал (народное образование, педагогика). – 2013. – №1. – С. 89–93.
14. Педагогическая психология : практикум: / под ред. Л. А. Регуш, В. И. Долговой, А. В. Орловой. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2012. – 304 с.
15. Полещук, Ю. А. Направленность личности учащихся общеобразовательных школ и гимназий / Ю. А. Полещук // Психология. – 2020. – №3. – С.20–22.
16. Прихожан, А. М. Психология подросткового возраста / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – М. : Юрайт, 2018. – 406 с.
17. Психологическая диагностика самосознания личности / Е. Л. Касьяник, Е. С. Макеева. – Мозырь : Содействие, 2007. – 224 с.
18. Психология развития : учебник / Под ред. Т. Г. Маркоцинской. – М. : Издат. центр «Академия», 2015. – 528 с.
19. Психологические теории и концепции личности / Под ред. П. А. Горностай, Т. А. Титаренко. – М. : Аспект-пресс, 2016. – 342 с.
20. Сафронова, М. В. Особенности мотивации учебной деятельности школьников, обучающихся в условиях различных образовательных подходов / М. В. Сафронова, Е. В. Хлызова // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №8. – С. 222–224.
21. Семенова, Т. В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд / Т. В. Семенова // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. – 2015. – № 6. – С.185–194.
22. Сидоров, К. Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности школьников старшеклассников / К. Р. Сидоров // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 149–157.
23. Сидоров К. Р. Концепт «Уровень притязаний» в современной психологии // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Вып. 2. – С. 40–49.
24. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб. : Речь, 2001. – 240 с.
25. Чистякова, С. Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения / С. Н. Чистякова // Профессиональная ориентация. – 2007. – №4. – С.25–27.