Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в рамках современного образовательного процесса характерным является именно формирование профессиональных интересов и склонностей у детей на различных этапах развития. Для современного образовательного процесса характерными являются необходимость решения большого количества зада, основанных на умении отвечать на определенные вопросы. Именно в рамках школьного развития необходимо отметить, что главной задачей воспитательного характера у детей является именно поиск необходимой интересной работы.
Процессы выбора определенного вида профессии в будущем способствует успешным процессам социализации и профессионального роста. Для того, чтобы определить необходимость организации эффективной работы необходимо оценивать конкретные общественные и личностные факторы на основе актуальности. Профориентационная работа в рамках школьного обучения основана на определении факторов, ориентированных выявление задатков и способностей человека в рамках обеспечения гармоничного сочетания интересов личности и общества.
Профориентационная деятельность в рамках школьного обучения оказывает непосредственное влияние на систему профессионального самоопределения старшеклассников. Именно правильно определение профессиональных склонностей и интересов младших школьников способствует высокому уровню развития активной жизненной позиции на основе личностного развития, а также определения показателей стимулирования конкретной профессиональной деятельности, что формирует представление об осознанном выборе конкретной деятельности и способствование определенным показателям осуществления конкретных профессиональных стратегий в целом.
Исследованиями в области профессиональных интересов и склонностей современных школьников занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо отметить таких как П.Р. Аутов, С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, Н.Э. Касаткина, В.Я. Поляков, С.Н. Чистякова и т.д.
Нами был сформулирован понятийный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: профессиональные интересы и склонности.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты исследования профессиональных интересов и склонностей современных школьников
1.1 Понятие профессиональных интересов и склонностей
Профессиональный интерес – это эмоциональное отношение человека к определенному виду деятельности. Склонность – это не просто познавательная потребность, это активное, сознательное и преобразующее отношение к чему-либо. Склонности можно увидеть во всех видах деятельности, направленных на усвоение новых знаний или создание вещей и предметов [2, с.33].
Для любой профессии характерным является определение основных направлений интересов, включающих показатели реализации практической деятельности на основе правильной оценки конкретного процесса и результативного данного типа поведения в целом. Интерес основан на формировании определенного отношения к тем или иным предметам в рамках оценки привлекательности. Также интерес может определяться показателями индивидуальных характеристик человека в системе оценки избирательной направленности в рамках тех или иных явлений [3, с.129].
В рамках профессиональной ориентации интересы могут отражаться как показатели положительного отношения в рамках реализации показателей познания в конкретном направлении. Показатели заинтересованности во многом основаны на определении мотивации и потребностях того или иного человека в целом.
Категории интересов:
– в рамках оценки конкретных направлений, таких как литература или музыкальное развитие;
– распространение системы конкретных предметов или аспектов;
- по продолжительности (стабильные или нестабильные) [4, с.88].
Для жизненного пути конкретного человека характерными являются определенные показатели овладения теми или иными знаниями, расширением кругозора и оказания помощи в системе преодоления трудностей. Устойчивость интересов заключается в определении способностей к трудностям реализации той или иной деятельности [6, с.122].
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование профессиональных интересов и склонностей современных школьников
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №12» г. Могилева. В исследовании приняли участие 60 учащихся 10-11-х классов в возрасте 15-16 лет.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Опрос для старшеклассников (Приложение А).
Опрос проводился для выявления профессиональных предпочтений старшеклассников.
2. Тест структуры интеллекта Амтхауэра [24].
Тест Амтхауэра предназначен для углубленного изучения структурно-уровневых характеристик интеллекта.
Тест выполняется в ограниченных интервалах времени. Тест состоит из девяти субтестов: 1 – логический отбор; 2 – классификация; 3 – аналогии; 4 – обобщения; 5 – арифметические задачи; 6 – числовые ряды; 7 – выбор фигур; 8 – задания с кубиками; 9 – смысловая память.
3. Опросник Т. Элерса для изучения уровня мотивации достижения успеха [25].
Цель: изучение уровня мотивации достижения успеха.
Опросник содержит 41 вопрос. Испытуемому предлагается ответить на вопросы выбрав вариант «да» или «нет. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Подсчитывается сумма баллов. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к достижению успеха. Критерии оценки: 1 – 10 баллов говорит о низкой мотивации к успеху; 11 – 16 баллов говорит о среднем уровне мотивации; 17 - 20 баллов говорит об умеренно высоком уровне мотивации; более 21 балла - очень высокий уровень мотивации к успеху. Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0. С целью установления статистической связи был использован критерий ранговой корреляции rs-Спирмена.
[...]
Заключение
Анализ литературных источников показал, что при формировании представлений о необходимости выбора той или профессии большое внимание уделяется именно вопросам развития интересов и способностей детей на различных этапах образовательного процесса. Интерес представляет собой важное отношение личности к конкретному предмету и чему-то привлекательному. Интерес тут может определяться как важная психологическая особенность, основанная на восприятии интересов действительности. Склонность в данной системе может быть определена как стремление заниматься конкретной деятельностью.
Профессиональное самоопределение – это психологическое новообразование старшего школьного возраста. Основными направлениями в социально-психологическом развитии старшеклассников являются: повышение личностной зрелости, профессиональное и личностное самоопределение, повышение интереса к будущей профессии, выработка нравственных взглядов, убеждений и идеалов, в соответствии с которыми выстраивается модель поведения.
В ходе проведения эмпирического исследования нами были получены следующие результаты:
– Для большинства опрошенных старшеклассников характерными являются такие особенности как высокий уровень желания обучаться в университете, выбор конкретного учебного заведения обусловлен наличием мнения старшеклассников и наиболее важными являются экономические профессии по типу экономиста, бухгалтера и т.д.
– на основе изучения особенностей развития интеллектуальных способностей было отмечено, что старшеклассники ориентированы на развитие понятийных абстракций, наличие вербальных понятий, способности ориентирования двухмерными образами, а также высоким уровнем пространственного воображения. Для старшеклассников характерными являются такие особенности как делание развивать собственные математические и практические способности;
– Для старшеклассников характерным является средний уровень развития мотивации к успеху, что в свою очередь помогает выделить качества личности на основе данных характеристик.
[...]