Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения личностных характеристик активных пользователей социальных сетей
1.1 Сущность понятия «личностные характеристики»
1.2 Понятие «социальная сеть» в психологии
1.3 Личность пользователей социальных сетей
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование личностных характеристик активных пользователей социальных сетей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов личностных характеристик активных пользователей социальных сетей
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. С каждым годом растет число активных пользователей сети Интернет. В настоящее время среда виртуальных социальных сетей, все более интегрируется в процессы и пространство социализации человека, и вопросы того, как человек в ней развивается, живет и реализует свои потребности, приобретают всю большую значимость. Повышение активности в сети неминуемо приводит к тому, что молодые люди, перед которыми открыты широкие возможности и реальной действительно, «пропадают» в социальных сетях, игнорируют повседневные дела, свои обязанности. Это приводит тому, что молодежь сознательно упускает возможно самореализации.
Особый научный интерес представляет изучение личностных характеристик активных пользователей социальных сетей. Активным пользователем социальной сети считается человек, который проводит в социальной сети от трех часов в день, просматривает большое количество страниц, администрирует группы, интенсивно общается с другими пользователями. Они достаточно много времени проводят в интернете, что может быть связано с их личностными характеристиками.
Большая значимость виртуального пространства коммуникации для личности (отсюда, повышенная активность, проявляющаяся в частоте обращений, в большем количестве затрачиваемого времени и т.д.) может быть обусловлена личностными особенностями пользователя или проблемами его общения в реальном пространстве бытия. Речь может идти о некоторой «характерологической дефицитарности» личности, т.е. недостаточной сформированности необходимых свойств для эффективного общения с другими людьми в реальном мире.
В многочисленных исследованиях выделены «проблемы личности», выступающие предпосылками к общению посредством Интернет: недостаточная насыщенность реального общения; возможность проигрывания ролей, фрустрированных в реальной жизни [7, 8, 29]. Поэтому к виртуальному общению чаще склонны люди, не уверенные в себе, испытывающие сложности в близком общении и самораскрытии, неудовлетворенные собой. Повышенную активность в социальных сетях могут обусловливать и «свойственная личности большая выраженность в области интенций самоактуализации и поиск дополнительных пространств бытия, в которые личность могла бы «продлить» себя, организуя их в большем соответствии со своей природой. Эта тема акцентируется в субъектно-бытийном подходе к личности (A.B. Бурмистрова-Савенкова, Л.Н. Ожигова, З.И. Рябикина, Г.Г. Танасов, А.Р. Тиводар, П.Ю. Удачина, Г.Ю. Фоменко и др.).
Психологические особенности пользователей социальных сетей изучали Э.А. Ангелина, А.Е. Войкунский, Р.И. Зекерьяев, А.В. Ковалева, О.А. Максимова, М.С. Одинцова, В.А. Солодовник и др.
[...]
Глава 1 Теоретические основы изучения личностных характеристик активных пользователей социальных сетей
1.1 Сущность понятия «личностные характеристики»
В отечественной психологии основой развития личности признается совокупность его общественных отношений, которые реализуются через многообразие деятельностей. Личность объективно включена в систему общественных отношений, что определяет формирование структуры личности как совокупности таких свойств как потребности, мотивы, направленность личности, установки, ценности и т.д. Вместе с тем, личность, обладая активностью, сама определяет развитие общественных отношений [12, с. 25].
Личностные характеристики – это уникальный набор качеств, черт и особенностей, которые определяют индивидуальность каждого человека. Сходным понятием является личностная черта, которую часто заменяют такими терминами, как черта личности или свойство личности. Личностная черта (черта личности, свойство личности) – это черта человека, описывающая его внутренние особенности. Эти понятия пересекаются в том, что описывают отдельные особенности личности и индивидуальность каждого человека. При этом, они различаются тем, что личностные характеристики отражают совокупность качеств, черт и особенностей, а личностные черты – одна из личностных характеристик [3, с. 17].
Существуют различные концепции, раскрывающие сущность личностных характеристик. В теории личности Г. Айзенка выделены три аспекта: экстраверсия (люди с высокой экстраверсией более чувствительны к внешней стимуляции и более оптимистичны в отношении своего будущего), психотизм (люди с высоким психотизмом более враждебны по отношению к другим и более склонны к психологическим расстройствам) и нейротизм (лица с высоким нейротизмом эмоционально неустойчивы) [7, с. 277].
По Г. Айзенку, интроверсия складывается из сдержанности, необщительности, осторожности и эмоционального контроля. Экстраверсия состоит из коммуникабельности, активности, смелости и выразительности. Люди могут находиться рядом с одной из крайностей или в любой точке между ними. Стабильный человек хорошо приспособлен, спокоен, расслаблен и добродушен, а нестабильный или невротический человек угрюм, тревожен, беспокоен и темпераментен. Разных людей можно охарактеризовать в зависимости от того, насколько интроверсия, экстраверсия и стабильность они проявляются в своей личности [7, с. 278].
Пятифакторная теория личности (Р. МакКрае, П. Коста) утверждает, что такие черты, как экстраверсия, эмоциональная стабильность, добросовестность, доброжелательность, открытость опыту позволяют полностью охарактеризовать личность.
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование личностных характеристик активных пользователей социальных сетей
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе опрос проводился в сети Интернет, в социальной сети «Vkontakte» среди участников различных сообществ. Возраст испытуемых – 15-18 лет. В исследовании приняли участие 30 человек. Разделение на активных и пассивных пользователей проводилось на основе ответа участников на вопрос: принимаете ли вы активное участие в обмене сообщениями, интенсивно общаетесь с другими пользователями, просматриваете большое количество страниц и прводите в сети более трех часов в день? На основании ответов нами были выделены две группы: 1) активные пользователи (14 человек) и 2) пассивные пользователи (16 человек).
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилась диагностика личностных характеристик активных пользователей социальных сетей;
3) на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Цель исследования: выявить личностные характеристики активных пользователей социальных сетей.
Гипотеза исследования: существуют различия в личностных характеристиках активных и пассивных пользователей социальных сетей.
Методики исследования:
1. Пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» (Р. МакКрае и П. Коста).
Цель: выявить личностные свойства.
Шкалы методики:
1) экстраверсия – интроверсия;
2) привязанность – обособленность;
3) самоконтроль – импульсивность;
4) эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость;
5) экспрессивность – практичность.
Опросник состоит из 75 парных. Стимульный материал имеет шкалу от -2 до +2. Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
Критерии оценки: высокие показатели (51-75 баллов); средние показатели (41-50 баллов); низкие показатели (15-40 баллов) (Приложение А).
2. Фрайбургский опросник личности (Дж. Фарегберг в адаптации А. А. Крылова и Т. И. Ронгинского).
Цель: выявить личностные особенности.
[...]
Заключение
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что личностные характеристики рассматриваются в качестве индивидуально-психологических свойств, связанных с чувствами, мыслями и поведением индивида, которые отражают уникальность личности. Формирование личностных характеристик осуществляется под воздействием разных жизненных ситуаций, влияния других людей. От личностных характеристик зависит успешность в различных жизненных сферах, психологическое здоровье, субъективное благополучие, успешность социальной адаптации. Среди основных личностных характеристик можно выделить: экстраверсию, эмоциональную стабильность, добросовестность, доброжелательность, открытость опыту, локус контроля, автономность, ответственность.
Социальные сети – это онлайн-платформа, которую люди используют для создания и поддержания отношений с другими людьми, которые имеют схожие интересы, виды деятельности, жизненный опыт или связи в реальной жизни. Социальные сети используются для установления социальных контактов, межличностных и романтических отношений, удовлетворения потребности в общении, стимуляции, достижении, признании, принадлежности. Социальные сети выполняют функции социализации, коммуникации, самопрезентации, кооперации.
Психологические особенности пользователей социальных сетей представлены склонностью к созданию виртуальной идентичности, соответствующей желаемому образу, потребностью к аффилиации. Для молодых людей, активно пользующихся социальными сетями, характерно стремление к отстаиванию личностной позиции, настойчивость, склонность к рефлексии, тревогу по отношению к будущему, критичность себе, открытость общению – эти пользователи рассматривают социальные сети как возможность проявить свои качества. Другая категория – это молодые люди, которые увлекаются социальными сетями, характеризуются заниженной самооценкой, замкнутостью, подозрительностью, низкой ответственностью, непостоянством интересов, слабой самоорганизацией.
Эмпирическое исследование позволило выявить, что активные пользователи характеризуются такими личностными чертами, как: низкий самоконтроль поведения, непосредственность и тенденция к необдуманным поступкам, отсутствие настойчивости при достижении целей, нежелание прилагать усилия, умеренная ориентация на социальный мир, активность и коммуникабельность, готовность к риску и незапланированным изменениям, оптимистичный взгляд на мир и беззаботность, тенденция к вспыльчивости и слабому самоконтролю, умеренное стремление к другим людям и установлению близких отношений, позитивное и терпимое отношение к окружающим, умеренная эмоциональная стабильность, способность контролировать собственные эмоции, а также сенситивность и гибкость, открытость опыту, любознательность и интерес к разным сторонам жизни.
[...]
1. Аксенова, Г. И. Проблема адаптации личности в отечественной психологии / Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова // Прикладная юридическая психология. – 2012. – № 4. – С. 28-36.
2. Ангелина, Э. А. Индивидуально-личностные различия пользователей социальных сетей с высокой и низкой активностью / Э. А. Ангелина // Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2020. – С. 189-191.
3. Бабенко, А. И. Психология личности: к анализу методологических основ исследования / А. И. Бабенко // Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2022. – С. 15-22.
4. Безбогова М.С. Социальные сети в системе социальных коммуникаций // Мир образования – образование в мире. 2016. № 4. С. 259 – 262.
5. Войскунский, А.Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях / А.Е. Войкунский, А.С. Евдокименко, Н.Ю. Федунина // Вестник Московского университета. – 2013. – № 1. – С. 66-83.
6. Губанов, Д.А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Д.А. Губанов. - М.: Изд-во физико-математической литературы, 2010. - 228 с.
7. Гуриева, В. В. теории личности / В. В. Гуриева, М. А. Логинов // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2021. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2021. – С. 276-282.
8. Загородний, В. Д. Специфика социальных сетей как одного из механизмов конструирования коммуникации на современном этапе развития общества: теоретический анализ / В. Д. Загородний // Социальная реальность виртуального пространства. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 91-99.
9. Зекерьяев Р. И. Типы виртуальной личности интернет-пользователя // Ученые записки Курского государственного университета. – 2019. – № 2. – С. 1-7.
10. Карпова, Г. В. Социальные сети: компенсация потребностей современной молодежи / Г. В. Карпова // Russian Economic Bulletin. – 2022. – Т. 5, № 5. – С. 61-67.
11. Ковалева, А. В. Особенности коммуникации в социальных сетях / А. В. Ковалева, М. А. Мартынова // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – 2020. – № 11(20). – С. 27-30.
12. Коледа, И. В. Социализация личности: особенности процесса / И. В. Коледа // Высшее техническое образование. – 2018. – Т. 2, № 1. – С. 24-28.
13. Максимова О. А. «Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 22. – С. 6-10.
14. Мельникова, М.С. Понятие «Социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практика / М.С. Мельникова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. – 2014. – Вып. 1. – С. 254-257.
15. Мишкевич, А. М. Экстраверсия в разных теориях личности / А. М. Мишкевич // Пензенский психологический вестник. – 2019. – № 1(12). – С. 52-69.
16. Одинцова, М.С. Особенности идентичности людей, активно общающихся в сети Интернет / М.С. Одинцова // Журнал практического психолога. - 2010. - № 4. - С. 37-58.
17. Олпорт, Г. Становление личности / Г. Олпорт; пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 461 с.
18. Поденков, А. О. Теории личности / А. О. Поденков // Результаты современных научных исследований и разработок. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 197-198.
19. Полтавская, М.Б. Социально-психологические особенности интернет-общения школьников / М.Б. Полтавская, М.Н. Гарченко, С.И. Козлова // Начальная школа / 2014. – № 10. – С. 12-14.
20. Рябикина, З.И. Взаимосвязь личностных характеристик пользователей социальных сетей Интернета с особенностями их активности в сети / З.И. Рябикина // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 2. – С. 1-8.
21. Савин, Н. А. Понятие личности / Н. А. Савин // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2021. – С. 458-462.
22. Солодовник В.А. Влияние Интернет-коммуникаций на личность пользователя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru-cyberpsy.blogspot.com/2011/01/blog-post_03.html.
23. Терещенко, Н. Г. Концепция Р. Кеттела и идея связности личностных качеств как детерминант управленческой деятельности / Н. Г. Терещенко // Электронный инновационный вестник. – 2020. – № 6(17). – С. 31-33.
24. Фомичева, Т.Л. Социальные сети: необходимость или тенденция? / Т.Л. Фомичева, Е.М. Казанцев // NEW SCIENCE GENERATION: материалы научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2019. – С. 211-215.
25. Хромов, А.Б. Пятифакторный опросник личности / А.Б. Хромов. – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. – 23 с.
26. Чебунина, О.А. Самопрезентация и креативное развитие личности в социальных сетях как аспект социализации российской молодежи / О.А. Чебунина // Поиск: политика, обществоведение, искусство, социологи, культура. – 2019. – № 1. – С. 66-78.
27. Чемякина, А. В. Проблема личности в русле некоторых психологических теорий / А. В. Чемякина // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2013. – № 2(24). – С. 86-91.
28. Шахмарова, О.М. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности / О.М. Шахмарова, Е.Ю. Болтага // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 1002-1008.