Реферат
Введение
1 Теоретико-методологические основы исследования взаимосвязи самооценки и уровня мотивации младших школьников к учебной деятельности
1.1 Понятие самооценка в психологии
1.2 Основные подходы к изучению учебной мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.3 Психологические особенности младшего школьного возраста
Выводы по первой главе
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и уровня мотивации младших школьников к учебной деятельности
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи самооценки и уровня мотивации младших школьников к учебной деятельности
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. Одной из важных задач, которая встает перед современной психологией и педагогикой, является формирование активной личности, мотивированной на деятельную жизненную позицию. Проблемы мотивации относятся к важным психологическим проблемам, так как их исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов поведения человека. Несмотря на важность и практическую востребованность знаний мотивационной сферы учебной деятельности школьников, разработанность этих проблем отстает от их общепсихологической значимости. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной отечественной психологии хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики. Также изучается связь мотивации с личностными особенностями, такими как самооценка, уровень притязаний, тревожность и др.
Самооценка непосредственно влияет на эффективность учебной деятельности. Позитивная самооценка, адекватная оценка своего потенциала и установок, стремление к достижениям, активный и эффективный процесс овладения различными видами компетенций и хорошо развитая саморегуляция являются неотъемлемой частью общего развития личности.
Младшие школьники находятся в периоде активного формирования своей личности и отношения к учебе. Исследование влияния самооценки на мотивацию может раскрыть особенности восприятия собственных способностей и поощрять развитие позитивного учебного мотива. Это, в свою очередь, может положительно сказаться на их образовательном опыте, успешности в учебе и долгосрочном интересе к обучению.
Проблеме изучения самооценки посвятили свои работы такие ученые и исследователи как Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Н.Ю. Воронкова, С.С. Занюк, А.Н. Леонтьев, Ю.А. Мохова, В.В. Столин, У. Джемс, Ч. Кули, А. Маслоу, Дж. Мид, К. Роджерс, Х. Хекхаузен и многие другие. Исследованием мотивации занимались известные отечественные психологи (В.Г. Асеев, Т.О. Гордеева, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Ю.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон) и зарубежные авторы (А. Маслоу, Г. Олпорт, Б. Скиннер, Л. Фестингер, З. Фрейд, Х. Хекхаузен).
Цель исследования: выявление взаимосвязи самооценки и уровня мотивации младших школьников к учебной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия самооценки в психологии.
2. Рассмотреть основные подходы к изучению мотивации в современной литературе.
3. Характеризовать психологические особенности младшего школьного возраста.
[...]
1 Теоретико-методологические основы исследования взаимосвязи самооценки и уровня мотивации младших школьников к учебной деятельности
1.1 Понятие самооценка в психологии
Проблема возникновения и развития самооценки – одна из центральных проблем становления личности ребёнка. Самооценке отводится центральная роль как личностному образованию.
Основные теории к анализу феномена самооценки изложены в работах отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, а также в зарубежной психологии (У. Джемс, Ч. Кули, К. Роджерс, Х. Хекхаузен). В концепция этих исследователей анализируется сущность самооценки, ее структура, функции, виды, закономерности ее формирования.
Согласно Р. Бернсу, самооценка связана с личностным, оценочным аспектом при попытках охарактеризовать себя. При этом, самооценка зависит от внешних условий и когнитивных представлениях о них. Характер самооценки зависит от результата сопоставления образа реального-Я с образом идеального-Я. Достижение в реальности идеальных характеристик «Я» способствует формированию адекватной высокой самооценки. При выраженном несоответствии между реальными и идеальными представлениями о себе наблюдается заниженная самооценка [1].
К. Роджерс утверждает, что самооценка – это компонент «Я-концепции» индивида, который подвергается трансформации в процессе социализации, когда индивид взаимодействует со значимыми другими. В функции «Я-концепции» входит контроль и интерпретация поведения, а ее влияние на выбор человеком деятельности определяет специфику развития позитивной и негативной самооценки [2].
М. Розенберг отмечал: «Самооценка является отражением уровня принятия себя, степени развития собственной ценности, самоуважения, и позитивного отношения ко всем элементам его Я. При этом, низкая самооценка отражает отрицание себя, непринятие себя негативное отношение к своей личности» [3, с. 208].
Н. Бранден приводит следующее определение самооценки: «Самооценка – это обязательное условие осуществления эффективного взаимодействия с внешним миром, которое оказывает значительное воздействие на психические процессы индивида, его эмоционально-потребностную сферу» [3, с. 209].
Д. Мид и Ч. Кули рассматривают самооценку как результат взаимодействия индивида и группы. Так, по мнению Ч. Кули, «…индивид оценивает и воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие» [4, с. 52].
[...]
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и уровня мотивации младших школьников к учебной деятельности
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи самооценки и уровня мотивации младших школьников к учебной деятельности было организовано эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 20 младших школьников в возрасте 7-8 лет.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
- Первый этап – теоретическо-методологический, направленный на изучение и анализ теоретических предпосылок исследования в отечественной и зарубежной психологической литературе и подбор методов исследования.
- Второй этап – диагностический. Основная задача данного этапа заключалась в осуществлении диагностики и сбора данных по выбранным ранее методикам (изучение самооценки и уровня мотивации младших школьников к учебной деятельности путем тестирования);
- Третий этап – обобщающе-интерпретационный. На данном этапе производилась количественная и качественная обработка результатов исследования, проведение и интерпретация корреляционного анализа, представление полученных данных и оформление в законченную работу.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- эмпирические (психодиагностические методы; методы обработки данных; количественный и качественный анализ данных исследования).
- статистическая обработка данных проводилась при помощи программы «Statistics v. 10.0» с использованием коэффициента корреляции r-Спирмена.
Для исследования были использованы следующие методики:
1. Тест «Экспресс диагностика уровня самооценки личности» (Н.П. Фетискин, Г.М. Мануйлов) применяется для быстрой оценки своих возможностей. На основе самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному внутреннему и/или межличностному конфликту.
Обработка результатов. Уровни самооценки определяются следующим образом:
[...]
Заключение
Самооценка рассматривается как механизм, обеспечивающий соответствие требований личности к себе с внешними условиями, то есть максимальный баланс между процессами личности и ее социальным окружением. Самооценка развивается на основе функционирования процессов самосознания, таких как: самосознание, самоконцепция эмоциональной ценности, самоанализ. Самооценка может быть адекватной или неадекватной, и это определяет поведение человека и его отношение к себе и другим.
Учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность, а также одним из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися учения. Мотив учения является направленностью личности школьника на разные стороны учебной деятельности. Мотивы учения бывают познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности.
Формирование и развитие личности младшего школьника происходит под влиянием множества факторов. Однако наибольшее влияние оказывает учебная деятельность, как ведущая в этом возрасте. Она определяет не только индивидуальное развитие личности младшего школьника, но и особенности процесса его социализации. Особое влияние оказывает и успеваемость ребенка, его оценки и отношение к нему взрослых. Младший школьный возраст достаточно с точки зрения психологии и связан с определенным кризисом детского развития.
В ходе эмпирического исследования взаимосвязи самооценки и уровня мотивации младших школьников к учебной деятельности было выявлено следующее. У большинства младших школьников отмечается положительное отношение к школе, но их мотивация привлекается в основном внеучебными аспектами. Эта группа благополучно чувствует себя в школе, но при изменении условий учебной деятельности могут проявляться симптомы дезадаптации.
Большинство младших школьников обладают средней самооценкой, которая характеризуется несколькими важными чертами. Ученики в состоянии соотносить свою самооценку с реальными способностями и сильными сторонами, что способствует более точной и объективной оценке себя. Они также критично относятся к себе, проявляя понимание собственных сильных и слабых сторон. Важным аспектом является реалистичная оценка собственных успехов и неудач.
[...]
1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ.; под ред. В. Я. Пилиповского. – Москва: Прогресс, 2001. – 422 с.
2. Роджерс, К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. – Москва: Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
3. Алдошина, А.Н. Динамика самооценки в процессе профессионального развития педагога / А.Н. Алдошина // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2018. – № 3 (22). – С. 208-209.
4. Кули, Ч. Социальная самость / Ч. Кули // Социология: хрестоматия / сост. Н.Р. Балынская, Г.А. Воронина, Т.И. Гнедина. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2005. – С. 30-37.
5. Ульябаева, Г.Ш. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки / Г.Ш. Ульябаева // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 5. – С. 389-392.
6. Джемс, У. Личность // Психология самосознания. – Самара, 2000. – С. 7-45.
7. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. – Москва: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. – 964 с.
8. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2002. – 465 с.
9. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Москва: «Прогресс», 2008. – 100 с.
10. Поздняков, Д.В. Основные подходы к изучению самооценки в зарубежной психологии / Д.В. Поздняков // Современные тенденции развития науки и образования. – Нефтекамск, 2020. – С. 514-518.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – Москва: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
12. Мухина, Ю.И. Самооценка как форма проявления самосознания / Ю.И. Мухина // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 3. – С. 203-206.
13. Балык, А.С. Самооценка как независимая характеристика личности, определяющая механизмы саморегуляции и самоконтроля / А.С. Балык // Научный вестник ГАОУВПО Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт. – 2019. – № 1. – С. 75-80.
14. Темиева, А.Р. Самооценка личности как психологический феномен / А.Р. Темиева // Взгляд современной молодежи на актуальные проблемы гуманитарного знания. – Грозный, 2019. – С. 107-110.
15. Молчанова, О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? / О. Н. Молчанова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2006. – № 2. – С. 23-51.
16. Иванова Г. П. Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших подростков в процессе школьной адаптации / Г. П. Иванова, М. А. Слухаева // Акмеология. – 2018. – №4. – С.68-73.
17. Маркова, А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А.К. Маркова // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С.40-48.
18. Занюк, С. Психология мотивации / С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
19. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие / Е.П. Ильин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2004. – 263 с.
20. Калмыкова З. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики / З. И. Калмыкова // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. — М., 2015. – 315 c.
21. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – Москва: Мысль, 2006. – 184 с.
22. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - М.: Прогрес, 2012. – 368 с.
23. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / В.Э. Мильман. – М., 2010. – с.23-43.
24. Юркевич B.C. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы / B.C. Юркевич // Психологическая наука и образование. – 2019. – № 4. – С. 99-108.
25. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 2009. – 203 с.
26. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников / Д.Б. Эльконин // Педагогика и психология. – 2014. – № 10. – С. 45-54
27. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2021. – 368 с.
28. Яшнова, О. А. Успешность младшего школьника / О. А. Яшнова. – М. : Акад. Проект, 2023 (ФГУИПП Вятка). – 139 с.
29. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И. Чирков. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2019. – 290 с.
30. Анкундинова Н.Е. Аспект оценочной деятельности школьников / Н.Е. Анкундинова // Азимут научных исследований: педагогик и психология. – 2020. – № 3. – С. 309-311.