Введение
Глава 1 Теоретическое обоснование воздействия педагогического общения на формировании одаренности младшего школьника
1.1 Сущность понятия «одарённость». Признаки одарённости
1.2 Виды одарённости
1.3 Сущность педагогического общения с одарёнными младшими школьниками
Список использованных источников
Глава 1 Теоретическое обоснование воздействия педагогического общения на формировании одаренности младшего школьника
1.1 Сущность понятия «одарённость». Признаки одарённостиНа современном этапе развития науки «одаренность» трактуется как более широкое понятие, нежели способности (А. М. Матюшкин). Одаренность – это «общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности» [4]. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения.
Одаренность – наличие у человека задатков к развитию способностей. По мнению Н.С. Лейтес, базовый уровень способностей образует некоторая общая одаренность, которая дифференцируется на общий интеллект, креативность и обучаемость.
С точки зрения теории детской одаренности Л.С. Выготского, одаренность – это «способность к творчеству», которая является генетически обусловленной (наследственностью), развивающаяся в соответствующей деятельности или деградирующей при ее отсутствии» [8, с. 54].
Одаренный учащийся – это ученик, который проявляет признаки одаренности в одной или нескольких областях.
В концепции одаренности В.И. Панова одаренность рассматривается как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [12, с. 102]. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный – отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Одаренность как динамическая характеристика в концепции А.И. Савенкова представляет собой «не статичный (константный) личностный показатель, это постоянно развивающийся потенциал, существующий только в динамике, постоянно находящийся в движении, в развитии, а потому практически непрерывно меняющийся» [17, с. 134].
Среди зарубежных концепций одаренности следует отметить трехкомпонентную модель одаренности Дж. Рензулли.
[...]
1. Бекасова, С.А. Реализация теории детской одаренности Л. С. Выготского в современной школе / С.А. Бекасова, Е.Ю. Немудрая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 166–170.
2. Белых С.Л. Выявление особенностей скрытой одаренности путем сравнения прямой и косвенной оценки способностей / С.Л. Белых // Психологическая наука и образование. – 2012. – Том. 17. – № 1. – С. 66–74
3. Матюшкин, А.М. Что такое одаренность / А.М. Матюшкин. – М.: ЧеРо, 2008. – 367 с.
4. Былинская, Н.В. Личность одаренного ученика в свободных описаниях педагогов разных специализаций / Н.В. Былинская // Психологический журнал. – 2009. - № 4. - С. 90-95.
5. Лейтес, Н.С. О признаках детской одаренности / Н.С.Лейтес // Одаренный ребенок. – 2013. - № 6. – С.23-28.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии: учеб. пособие / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017. – 200 с.
7. Богоявленская, Д.Б. Природа «проблем» одаренных / Д.Б. Богоявленская // Одаренный ребенок. – 2014. – № 4. – С. 74-83.
8. Савенков, А.И. Проблема одаренности / А.И. Савенков // Одаренный ребенок. – 2007. - № 6. – С.17-19.
9. Рензулли Дж. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 1997.
10. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пособие / Под ред. А.М.Матюшкина – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.
11. Панов, В.И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие / В.И. Панов // Педагогика. – 2013. – № 4. – С. - 30-43.
12. Матюшкин, А.М. Одаренный ребенок глазами воспитателей и родителей: выявление и поощрение творческих детей / А.М. Матюшкин // Одар. ребенок. –2007. – №6. – С. 8-16.
13. Былинская, Н.В. Имплицитная теория личности одаренных мальчиков и девочек у педагогов гуманитарных дисциплин / Н.В. Былинская // Евразийский союз ученых. – 2016. – № 4. – С. 53-55.
14. Былинская, Н.В. Обычный и одаренный ученики: имплицитные теории личности в педагогическом сознании / Н.В. Былинская // Психология обучения. – 2011. – № 2. – С. 96-109.
15. Лобанов, А.П. Актуальные проблемы психологии интеллекта. В 2-х ч. Ч.1: Учебно-методическое пособие / А.П.Лобанов, С.И.Коптева. – Мн.: НЕССИ, 2000. – 96 с.
16. Ординович, Т.С. Воспитание одаренных детей как важная психолого-педагогическая проблема / Т.С.Ординович // Инновационные образовательные технологии. – 2007. – № 3. – С.99-101.
17. Самойлова, Л. В. Одаренный ребенок глазами учителя / Л. В. Самойлова // Интеграция образования. – 2006. – №4. – С. 271 – 273.
18. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В. С. Юркевич. – М. : Просвещение, 1996. – 136 с.
19. Яковлева, Е.Л. Методические рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 2012. – 78 с.
20. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития/ Д.И. Фельдштейн // Мир психологии.– 2010. – №2(62). – С. 206-221.
21. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. – М.: Наука, 2011. – 312 с.
22. Топилина, Н.В. Психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей с одаренным ребенком / Н.В. Топилина // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2018. – №1. – С. 20-25.
23. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми : науч.-попул. литература / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 427 с.