Введение
1 Теоретические аспекты исследования перфекционизма и саморегуляции поведения в психологической науке
1.1 Проблема перфекционизма в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Определение саморегуляции поведения
1.3 Психологические особенности подросткового возраста
1.4. Проявление перфекционизма и саморегуляции поведения в подростковом возрасте
2 Эмпирическое исследование особенностей перфекционизма и саморегуляции поведения в подростковом возрасте
2.1 Алгоритм, методы и методики исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по снижению уровня дезадаптивного перфекционизма в подростковом возрасте
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. В последние годы современный человек все чаще стремится к совершенству и идеализации, имеет завышенные стандарты выполняемых действий и тенденцию к чрезмерно критическим оценкам своего поведения, проявляемых следствие чрезмерно высоких требований к собственной личности. Перфекционизм рассматривается отечественными и зарубежными учеными как многомерное явление, так как его различные формы могут или стимулировать его деятельность, направленную на достижение результата или оказывать негативное дезадаптивное воздействие, вызывая эмоциональное перенапряжение.
Саморегуляция поведения является важной особенностью личности, позволяющей реализовать себя через целенаправленную активность: осознавать ее и управлять ей, определять объективные основания своей деятельности, соотносить и согласовывать ее со своими потребностями, ценностными ориентациями и убеждениями, с содержанием самосознания. Навыки саморегуляции представляют собой методы организации личности, ее продуктивности, а также психологического и эмоционального состояния.
Особый интерес представляет изучение особенностей проявления перфекционизма и саморегуляции поведения в подростковом возрасте. В этом возрасте существует устойчивая тенденция детей к самостоятельности, самоутверждению, самореализации, что ведет к стремлению участвовать в общественно полезных делах, обеспечивающих занятие социально значимой позиции. В отрочестве изменяется социальная ситуация развития, преобразуется структура социальных связей. Преобладающее влияние семьи заменяется влиянием группы сверстников, играющей важную роль в социализации подростков. Как правило, все ученые выделяют свойственную этому возрасту эмоциональную напряженность, связанную как с процессом физиологического созревания, так и с социальными факторами. Одной из особенностей эмоциональной сферы в подростковом возрасте является тенденция к повышению перфекционизма.
Проявления перфекционизма в подростковом возрасте связаны с их личностными особенностями. Подростковый возраст можно рассматривать как фактор риска развития деструктивного перфекционизма. Учащиеся подросткового возраста, обучаясь в школе, начинают планировать собственные действия относительно выстраивания траектории субъектного развития для достижения общественно-полезных и лично значимых целей. Качество такого планирования определяется умением стремиться к достижению высоких результатов, при этом сохраняя физическое и психическое здоровье, что, в конечном счете, обеспечивает высокое качество жизни человека. Однако стремление значительной части подростков к достижению успеха в максимально короткие сроки приводит к негативным последствиям.
[...]
1 Теоретические аспекты исследования перфекционизма и саморегуляции поведения в психологической науке
1.1 Проблема перфекционизма в зарубежной и отечественной психологии
В зарубежной клинической психологии и психотерапии интенсивное изучение феномена перфекционизма наблюдалось в 60-80 годы прошлого века. В классическом понимании определение этого феномен включало такой параметр как тенденция личности устанавливать чрезмерно высокие стандарты и, как следствие, невозможность испытывать удовлетворение результатами.
Одно из первых научных определений перфекционизма принадлежит клиническому психологу М.Н. Холендеру, который определил его как предъявление к себе требований более высокого уровня выполнения деятельности, чем того требуют сложившиеся обстоятельства. Автор отводил перфекционизму как черте характера доминирующую роль в происхождении депрессии и разных психологических заболеваний [1, с. 42].
Д. Бернс на основе глубокого анализа данного понятия определил перфекционизм в качестве особой «сети когниций», включающей ожидания, интерпретации событий, оценки себя и других людей. Согласно психологу лица, обладающие перфекционизмом, отличаются склонностью устанавливать нереалистично высокие стандарты, стремиться к невозможным целям и определять свою ценность в терминах достижений и продуктивности [2, с. 89].
Такое понимание перфекционизма также сфокусировано на чрезмерно высоких стандартах личности, однако психолог внес такой дополнительный когнитивный параметр как мышление в терминах «все или ничего», которое допускает лишь два варианта выполнения деятельности – полное соответствие высоким стандартам или полный крах. Затем к этим аспектам перфекционизма добавился параметр избирательной концентрации на собственных ошибках, который предполагает склонность перфекциониста к генерализации стандартов во всех областях жизнедеятельности [3, с. 451].
В 1990-е годы прошлого века представления о структуре перфекционизма были существенно расширены. Появились достоверные сведенья о том, что перфекционизм является многомерным феномен, то есть содержит в себе ряд связанных между собой черт, одни из которых способствуют дезадаптации, а другие могут быть адаптивными. Демонстрацией такого подхода выступает концепция перфекционизма П. Хьюита и Г. Флетта, которые выявили три составляющие перфекционизма:
1) субъектно или личностно-ориентированный перфекционизм, который заключается в завышенных и нереалистичных требованиях к себе, усиленной рефлексии и самокритике, которые делают невозможным принятие собственных изъянов, недостатков и неудач;
[...]
2 Эмпирическое исследование особенностей перфекционизма и саморегуляции поведения в подростковом возрасте
2.1 Алгоритм, методы и методики исследования
С целью изучения особенностей перфекционизма в подростковом возрасте и саморегуляции поведения было проведено эмпирическое исследование.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 40 г. Гомеля».
Характеристика выборки исследования. В исследовании приняли участие 30 учащихся 7-8-х классов в возрасте 13-14 лет.
Методики исследования:
1. Методика «Многомерная шкала перфекционизма» (П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт, в адаптации И.И. Грачевой).
2. Методика «Мельбурнский опросник принятия решений» (Л. Манн, адаптация Т.В. Корниловой).
3. Опросник «Стиль саморегуляции поведения (В.И. Моросанова).
Краткое описание методик исследования.
1. Методика «Многомерная шкала перфекционизма» (П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт, в адаптации И.И. Грачевой) [41].
Цель: выявление уровня перфекционизма и определения характера соотношения его компонентов.
С помощью методики можно выявить:
- перфекционизм, ориентированный на себя – выраженность требований, которые предъявляются себе;
- перфекционизм, ориентированный на других – выраженность требований, которые предъявляются к другим;
- социально предписанный перфекционизм – степень восприятия требований, которые предъявляют другие люди, как завышенные и нереалистичные, которым трудно, но обязательно нужно соответствовать для получения их принятия и одобрения;
- общий уровень перфекционизма - стремление быть совершенным во всем.
Согласно ключу подсчитываются сырые баллы по каждой шкал. Сумма баллов, набранная испытуемыми по трем субшкалам методики, составляет общий уровень перфекционизма.
Уровень перфекционизма определяется следующим образом:
- низкий уровень – 129-160 баллов;
- средний уровень –160-204 балла;
- высокий уровень – 204-249 баллов (Приложение А).
2. Методика «Мельбурнский опросник принятия решений» (Л. Манн, адаптация Т.В. Корниловой) [42].
Опросник содержит 22 утверждения. Испытуемому предлагается оценить каждое утверждение по 3-балльной шкале.
[...]
В результате теоретического анализа литературы рассмотрена проблема перфекционизма в зарубежной и отечественной психологии, дано определение саморегуляции поведения. Перфекционизм представляет собой стремление делать всё совершенно. Основными характеристиками перфекционизма являются: завышенные притязания и требования к себе, высокие стандарты деятельности при ориентации на категорию «самый успешных», восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания (постоянное восприятие себя с другими людьми), селектирование информации о собственных неудачах и ошибках; поляризованное мышление. Понятие саморегуляции поведения рассматривается в зарубежной психологии как совокупность процессов, позволяющих индивиду управлять собственным поведением в изменяющихся условиях. В отечественной психологии саморегуляция поведения рассматривается как организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, направленный на достижение принимаемых индивидом целей.
Охарактеризованы проявления перфекционизма и саморегуляции поведения в подростковом возрасте. Перфекционизм в подростковом возрасте может быть нормальным и патологическим. В первом случае подросток проявляет конструктивное стремление к достижениям, позитивная самооценка, самоэффективность, эффективные стратегии обучения, а во втором – иррациональное мышление, склонность к самокритике и самообвинению, сниженную самооценку, наличие внутренних проблем, прокрастинацию. В подростковом возрасте перфекционизм связан с тревожностью и агрессивностью. Развитие саморегуляции у подростков осуществляется, прежде всего, в учебной деятельности – в подростковый период повышается самостоятельность, появляется стремление ставить цели и планировать свою учебную деятельность. Саморегуляция подростков связана с их личностными характеристиками, возрастными особенностями, проявляется в определённом стиле поведения и деятельности.
Проведено эмпирическое исследование особенностей перфекционизма и саморегуляции поведения в подростковом возрасте. Подростки обладают преимущественно средним уровнем перфекционизма. У подростков в ходе принятий решений на высоком уровне проявляются избегание как склонность к уходу от ответственности за принятие решений, перекладыванию ответственности на других людей, и прокрастинация как склонность к откладыванию принятия важнейших решений, к игнорированию такой необходимости, переключению на другую деятельность. Большая часть подростков характеризуется средним уровнем саморегуляции поведения.
[...]
1. Кашина, О. П. Проблема перфекционизма и нарциссизма в современном обществе / О. П. Кашина // Вестник Нижегородского ун-та. – 2010. – № 2. – С. 41-46.
2. Зеленцова, Ю. В. Типологический подход к исследованию перфекционизма в работах зарубежных и отечественных психологов / Ю. В. Зеленцова // Приволжский научный вестник. – 2105. – № 6-2 (46). – С. 87–90.
3. Нехаева, А. А. Перфекционизм как одна из проблем социализации личности / А. А. Нехаева // Образование, наука, производство Белгородский гос. технол. университет им. В.Г. Шухова. – М., 2015. – С. 449–452.
4. Гаранян, Н. Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) / Н. Г. Гаранян // Терапия психических расстройств. –2006. – № 1. – С. 31–40.
5. Кононенко, О. И. Теоретические модели изучения перфекционизма личности в зарубежной психологии / О. И. Кононенко // Scientific e-journal «PEM : Psychology. Educology. Medicine». – 2014. – № 1. – С. 49–58.
6. Тал, Бен-Шахар. Парадокс перфекциониста / Пер. с англ. – М. : Манн, Иванов, Фербер, 2013. – 151 с.
7. Гуляс, И. А. Перфекционизм : исторические аспекты / И. А. Гуляс // Наука и свет. – 2012. – № 3. – С. 46-49.
8. Гаранян, Н. Г. Перфекционизм, депрессия и тревога / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т. Ю. Юдеева // Консультативная психология и психотерапия. – 2001. – № 4. – С. 18–48.
9. Ильин, Е. И. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е. И. Ильин. – СПб. : Питер, 2016. – 351 с.
10. Соколович, Е. А. Феномен перфекционизма в психологической науке / Е. А. Соколович // Право. Экономика. Психология. – 2019. – № 2 (14). – С. 85-90.
11. Воликова, С. В. Родительский перфекционизм – фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам / С. В. Воликова, А. Б. Холмогорова, А. М. Галкина // Вопросы психологии. – 2006. – № 5. – С. 23–32.
12. Потемкин, В. К. Диссеминация внутрисемейных отношений как фактор развития перфекционизма личности / В. К. Потемкин, Ю. А. Филясова // Социология. – 2021. – № 3. – С. 141-147.
13. Diprima, A. J. Family relationships and perfectionism in middle-school students / A. J. Diprima, J. S. Ashby, P. B. Gnilka // Psychology in the Schools. – 2011. – № 48(8). – P. 815–827.
14. Теплова, Л. И. Перфекционизм старших подростков и родительский Стиль / Л. И. Теплова, А. А. Шевчук // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2021. – Т. 21, № 2. – С. 39-47.
15. Kari, M. Perfectionism, Goal Adjustment, and Self-Regulation: A Short-term Follow-up Study of Distress and Coping / M. Kari //Self and Identity. - Routledge. – 2016. – №1. – P. 1-15.
16. Мусанова, Л. М. Особенности проявления перфекционизма в структуре профессиональной деятельности юриста / Л. М. Мусанова // Вестник Бишкекского гум. Ун-та. – 2017. – № 1. – С. 148–152.
17. Иргашева, К. А. Психологические корреляты перфекционизма у преподавателей вузов / К. А. Иргашева // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 7 – С. 195 – 199.
18. Кузнецова, Е. В. Психологические причины перфекционизма лиц юношеского возраста / Е. В. Кузнецова // Вестник экспериментального образования. – 2021. – № 1(26). – С. 1-11.
19. Кацеро, А. А. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии / А.А. Кацеро, А. В. Кобзарь // Психологические науки : теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. – М. : Буки-Веди, 2014. – С. 10-12.
20. Чистякова, Н. В. Особенности саморегуляции и принятия решения в юношеском возрасте / Н. В. Чистякова // Фундаментальные и прикладные научные исследования : актуальные вопросы современной науки, достижения и инновации. – Уфа : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2020. – С. 222-228.
21. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
22. Жиляева, Д. Ю. Произвольная саморегуляция поведения у обучающихся как психолого-педагогическая категория / Д. Ю. Жиляева // Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла. – Ишим : Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», 2019. – С. 135-137.
23. Конопкин, О. А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – C. 22–34.
24. Конопкин, О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – C. 5–12.
25. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции / В.И. Моросанова. – М. : Наука, 2001. – 546 с.
26. Моросанова, В. И. Индивидуальные особенности осознанно саморегуляции произвольной активности человека / В. И. Моросанова // Вестник Московского университета. – 2010. – № 1. – С. 36-45.
27. Осницкий, А. К. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 42-51.
28. Прохоров, А. О. Смысловая регуляция психических состояний / А.О. Прохоров. – М. : Институт психологии РАН, 2009. – 352 с.
29. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
30. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – 75 с.
31. Хухлаева, О. В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
32. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
33. Пархоменко, Е. А. Перфекционизм как фактор межличностного взаимодействия в подростковом возрасте с учетом образовательной среды / Е. А. Пархоменко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 11. – С. 528-536.
34. Подчашинская, А. Н. Перфекционизм в подростковом возрасте : структурно-содержательные характеристики и методы психопрофилактики / А. Н. Подчашинская // Состояние здоровья : медицинские, психолого-педагогические и социальные аспекты. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2018. – С. 425-430.
35. Кириченко, О. Н. Особенности взаимосвязи перфекционизма и тревожности подростков / О. Н. Кириченко, А. С. Распопова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. – 2018. – Т. 20. – С. 129-133.
36. Павленко, Т. А. Перфекционизм и агрессивность в подростковом возрасте (у учащихся 9-10-х классов) / Т. А. Павленко // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. – № 5(61). – С. 61-64.
37. Толбатова, Е. В. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности школьников подросткового возраста / Е. В. Толбатова // Научный результат. – 2015. – № 1. – С. 154–158.
38. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – СПб. : Питер, 2002. – 482 с.
39. Папшева, Л. В. Стилевые особенности саморегуляции поведения личности в старшем подростковом возрасте / Л. В. Папшева // Известия Саратовского университета. – 2013. – Вып .1. – С. 41-47.
40. Кужугет, Е. В. Сравнительный анализ саморегуляции поведения младших и старших подростков / Е. В. Кужугет // Избранные вопросы науки XXI века : сборник научных статей. – Москва : Издательство «Перо», 2019. – С. 74-79.
41. Грачева, И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта / И. И. Грачева // Психологический журнал. – 2006. – № 6. – С. 73-81.
42. Корнилова, Т. В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация / Т. В. Корнилова // Психологические исследования. – 2013. – Т. 6, № 31. – С. 4-5.
43. Опросник «Стиль саморегуляции поведения (В. И. Моросанова / В.И. Моросанова // Диагностика саморегуляции человека. – М. : Когито-Центр, 2015. – С. 199-204.