Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения тревожности
1.1 Понятие тревожности в психологической науке
1.2 Теоретические подходы феномена тревожность
Выводы по первой главе
Глава 2 Социально-психологические аспекты тревожности
2.1 Характеристика концепции «современного общества»
2.2 Специфика феномена «социальной тревожности»
2.3 Факторы, влияющие на развитие тревожности в современном обществе
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность изучения тревожности как социально-психологической проблемы проявляется в современном обществе, где сложные социальные, экономические и политические изменения оказывают влияние на психологическое состояние индивида. Тревожность становится важным аспектом, требующим внимания и исследований, поскольку она не только влияет на индивида, но и оказывает воздействие на общественные процессы.
В условиях быстрого темпа жизни, неопределенности будущего, социокультурных изменений и разнообразных социальных воздействий, уровень тревожности в обществе может возрастать. Изучение этой проблемы позволяет понять, как современные социальные реалии влияют на психическое здоровье людей и какие механизмы адаптации они разрабатывают.
Социальная тревожность может быть связана с изменениями в экономике, политике, технологиях, а также с факторами, такими как социальное неравенство, стереотипы, дискриминация. Изучение этой проблемы позволяет выявить ее корни, динамику и последствия, что в свою очередь помогает разрабатывать эффективные стратегии поддержки и управления социальными аспектами тревожности.
Таким образом, изучение тревожности как социально-психологической проблемы актуально для понимания влияния социальных условий на психическое здоровье, разработки мер по смягчению негативных последствий и повышения общественного благосостояния.
Проблема тревожности является актуальной на сегодняшний день, о чем свидетельствует рост научных исследований и публикаций на эту тему. Изучением тревожности занимались такие известные ученые как В.М. Астапова, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, К.В. Коновалова, Н.Д. Левитова, А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд.
Объект исследования: тревожность.
Предмет исследования: тревожность как социально-психологическая проблема.
Цель исследования: изучить тревожность как социально-психологическую проблему.
[...]
Глава 1 Теоретические основы изучения тревожности
1.1 Понятие тревожности в психологической науке
Проблему тревоги и тревожности обсуждали известные зарубежные ученые (Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд, К. Хорни) и отечественные ученые (В.М. Астапов, Е.А. Волгуснова, А.В. Гуров, А.И. Захаров).
В психологической литературе есть два основных термина, которые часто используются взаимозаменяемо, но часто сохраняются как два независимых понятия «тревога» и «тревожность».
Неопределенность в смысле тревоги как психологического явления связана с тем, что психологи используют термин «страх» в разных смыслах. Тревожность представляет собой преходящее состояние, вызванное стрессорами и неудовлетворенностью социальными потребностями, и является ключевым показателем эмоционального напряжения, личностных особенностей и реакции на угрозы.
Согласно Краткому психологическому словарю тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в опасной ситуации и проявляющееся в ожидании развития неблагоприятных событий [1, с. 43].
В отличие от тревоги, в современной психологии понятие «тревожность» воспринимается как психическая черта, так как это склонность человека испытывать страх, характеризующаяся низкоуровневой реакцией страха [1, с. 44].
По мнению Ю.Л. Ханина, тревога как состояние – это реакция на преимущественно социально-психологические факторы стресса, которые может иметь разную интенсивность и изменчивость во времени, характеризоваться наличием или отсутствием намеренно неприятных ощущений напряжения, страха, тревоги и сопровождаться явной активацией вегетативной нервной системы [2, с. 100].
Многие авторы, исследуя понятие тревоги, сначала описывают его функции. По словам К.В. Коновалова, тревогу как состояние обычно ощущает любой здоровый человек в ситуациях, когда ожидаются отрицательные результаты. Это состояние возникает, когда человек воспринимает конкретную ситуацию или стимул как связанные с фактическими или потенциальными аспектами угрозы или опасности. Тревога также может играть положительную роль и действовать не только как индикатор разрушения, но и как мобилизатор психических резервов [3, с. 254].
[...]
Глава 2 Социально-психологические аспекты тревожности
2.1 Характеристика концепции «современного общества»
Термин «современное общество» представляет собой комплексное понимание социальных взаимодействий, структур и явлений, характеризующих современное общество. В основе этой концепции лежит представление о том, как изменения в социальной среде, культуре, технологиях и экономике влияют на психологию и поведение личности [21].
Одной из главных особенностей современного общества является стремительное развитие технологий, создающих новые формы общения и взаимодействия. Социальные сети, цифровые технологии и обилие информации стали неотъемлемой частью современной жизни и существенно влияют на наше восприятие окружающего мира.
Современное общество – это общество противоположностей. Остаются люди, которые по разным причинам плохо питаются, живут в неприспособленных помещениях и должны много физически работать. Это не может не отражаться на их физическом и душевном благополучии. Рядом живут другие люди, у которых переизбыток продуктов, они живут в хороших домах и не перегружены работой. В сознании многих из них прочно сохраняется мнение, что за деньги можно купить все и быть при этом счастливым. Люди, живущие в условиях материального благосостояния и комфорта, часто утрачивают навыки, необходимые для поддержания собственного здоровья и удовлетворенности собственной жизнью. Как те, так и другие подвержены неблагоприятным психологическим воздействиям, что приводит к ухудшению здоровья, возникновению ряда заболеваний [21].
Как известно, каждый человек стремится к благосостоянию, хорошей красивой жизни. Это стремление вытекает из внутренней человеческой потребности, и оно естественно. Стремление народов к благосостоянию привело в свое время к так называемому «американскому образу жизни», способствовало появлению «экономического чуда» в Японии, Германии в прошедшие годы и сейчас проявляется в быстром росте азиатских рынков товаров и услуг, формировании экономики нового типа.
Основными признаками современной экономики становится ее глобализация, все большая зависимость от посредников и поставщиков всех видов продуктов и услуг и проявляется выраженным разделением труда.
[...]
Заключение
Под термином «тревожность» принято понимать психическую черту, склонность человека к переживанию тревоги, которая характеризуется низким порогом тревожной реакции. Тревога может быть ситуативной (возникающей в конкретной ситуации) и личной (выступающей в качестве личного свойства). И страх, и тревога чаще всего считаются негативными чертами и чертами личности. В то же время определение тревоги как состояния является основанием для определения термина «тревожность» как черты личности.
В отечественной психологии тревожность рассматривают не только в качестве негативной чертой личности, но и считается полезной при оптимальном ее уровне, а в зарубежной как психологическое образование, обусловленное множеством причин. Основными характеристиками тревожности являются: уровни, формы, типы, характеристики.
Концепция современного общества в социальной психологии выделяется комплексным взглядом на влияние социокультурных и технологических трансформаций на психологический опыт индивида, подчеркивая важность адаптивности, гибкости и осознанного взаимодействия в условиях постоянных изменений. Современное общество, хотя и обладает множеством преимуществ и возможностей, также вносит свои особенности в формирование тревожности у людей. Избыток информации, социальные ожидания, экологические и экономические вызовы могут сказываться на психическом здоровье, требуя от индивида адаптации и поиска стратегий для справления с современными вызовами.
Социальная тревога определяется как тревога, вызванная различными ситуациями социального взаимодействия. Это понятие довольно широкое и охватывает целый ряд явлений – от самой легкой формы, застенчивости, до серьезных расстройств, таких как социальная фобия. Социальная фобия вызывает характерные психологические (тревога, страх), поведенческие (избегание взгляда, заикание, уход от общения и т.д.) и вегетативные симптомы (сердцебиение, повышенное потоотделение, дрожание конечностей и т.д.) при столкновении с пугающими социальными ситуациями.
В сложных социальных системах, таких как общество, существуют непредсказуемые "зоны иррациональности", не поддающиеся формализованному контролю. Это создает пространство для спонтанности и непредсказуемости в социальных системах, что становится основой для возникновения социальной тревожности.
[...]
1. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
2. Ханин, Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 94-106.
3. Коновалова, К.В. Причины появления тревожности / К.В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
4. Пацявичус, И.В. Соотношение индивидуально-типологических характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности: автореф. дис … канд. психол. наук / И.В. Пацявичус. – М., 2011. –19 с.
5. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
6. Соловьева, С.Л. Справочник практического психолога: Психотерапия / С.Л. Соловьева. – М.: АСТ, 2017. – 575 с.
7. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 131-137.
8. Нечаенко, И.Я. Особенности ситуативной тревожности у дошкольников / И.Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 10-13. – С. 101-102.
9. Журавлев А. Л. Социальная психология: учебное пособие / А. Л. Журавлев. – М.: Пер Сэ, 2002. – 351 с.
10. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Тревога и тревожность: хрестоматия. – СПб. : Питер, 2008. – С. 151-160.
11. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2011. – 256 с.
12. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика / С.Л. Соловьева // Медицинская психология в России. – 2021. – № 6 (17). – С. 1-8.
13. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб. : Питер, 2019. – 528 с.
14. Ader, R. Psychoneuroimmunology: conditioning and stress / R. Ader, N. Cohen // Annual review of psychology. – 1993. – Vol. 44. – P. 53-85.
15. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 464 с.
16. Spielberger, C.D. Anxiety: Current trends in theory and research. – N.Y., 1972. – Vol. 1. – P. 24-55.
17. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
18. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. – 2010. – № 5. – С. 32-39.
19. Сагалакова, О.А. Социальные страхи и социофобии: Учебное пособие / О.А. Сагалкова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020. – 102 с.
20. Гофман, О. «работе лицом». Межличностное общение / О. Гофман. – СПб., 2001. – 133 c.
21. Леонтьев, Б. Б. Теория современного общества / Б. Б. Леонтьев // Мониторинг правоприменения. – 2022. – №2. – С.43-49.
22. Сарапова, Е. С. Проблема социальной тревожности и ее влияния на психическое здоровье человека / Е. С. Сарапова // Практическая психология: вызовы и риски современного общества. – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2020. – С. 196-200.
23. Шейнина, О. А. Социофобия как проблема и её преодоление / О. А. Шейнина // Теоретическая и практическая психология в современных условиях: сборник научных трудов по материалам XII Международного семинара молодых ученых и аспирантов : Общество с ограниченной ответственностью «Принт-Сервис», 2019. – С. 172-176.
24. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. – 2010. – № 5. – С. 32-39.
25. Степанько, А. Н. Социальная тревожность / А. Н. Степанько // Modern Science. – 2022. – № 5-1. – С. 392-394.
26. Сагалакова, О.А. Социальная тревога – маркер антивитального поведения в подростковом и юношеском возрасте / О.А. Сагалакова, И.Я. Стоянова, Д.В. Труевцев // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2020. – № 4 (6). – С. 1-10.
27. Zimbardo, P.G. Shyness: What is it and what to do about it. New York / P.G. Zimbardo // Symphony Press, 2022. – 452 р.
28. Kessler, R.C. Lifetime and 12-85 month prevalence of DSM-III-R psychiatric disorders in the United States / R.C. Kessler, K.A. McGonagle, S. Zhao et al. // Arch. Gen. Psychiatry. – 2021. – Vol. 51. – P. 8-19.
29. Холмогорова, А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация / А.Б. Холмогорова, В.В. Краснова // Культурно-историческая психология. – 2021. – № 3. – С. 9-29.
30. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э Гидденс. – М., 2003. – 247 c.
31. Витковская, М.И. Социальные страхи как предмет социологического исследования: автореф. дис. ... канд. социол. Наук / М.И. Витковская. – М., 2016. – С. 5-14.