Введение
Глава 1 Основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим
Глава 2 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим
Глава 3 Анализ судебной практики по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим
Заключение
Список использованных источников
Введение
В любом законодательстве всяческими способами пытаются избежать неопределённости, путем устранения пробелов в законодательстве. Вот и в данной ситуации законодатель предусмотрел специальный порядок для правового института безвестного отсутствия. Нормы законодательства по данному вопросу говорят, что заинтересованные лица могут обратиться в специализированные органы и устранить всяческую неопределенность в данном вопросе. Либо если по каким-то обстоятельствам разрешить вопрос полностью невозможно, то специализированные органы хотя бы смогут в какой-то степени минимизировать последствия безвестного отсутствия лица.
Согласно законодательству Республики Беларусь под термином «безвестное отсутствие» подразумевается тот факт, что лицо отсутствует в течение установленного законом периода времени плисовому фактическому месту жительства. Также подразумевается, что никто из окружения не обладает никакими сведениями, которые бы помогли определить местоположение пропавшего человека.
Безвестное отсутствие знакомо человечеству давно, о чем свидетельствуют древние источники. В последнее время безвестное отсутствие граждан, как явление многогранное и социально сложное, является существенной сложностью в Беларуси. Негативные процессы, происходящие в обществе, способствуют увеличению числа безвестно отсутствующих граждан. По данным МВД, каждый год в органы полиции попадает около 10 тысяч заявлений о пропавших гражданах. Смысл безвестного отсутствия каждый раз один и тот же: человек внезапно исчезает из системы разнообразных социальных связей и в первую очередь возникает реагирование на это, заключающееся в розыскной деятельности по его поиску. Разумно сказать, что в юридической науке, прежде всего, осуществляется изучение тех отношений, которые являются административно-правовыми, процессуальными и криминалистическими.
[...]
Глава 1 Основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим
Безвестное отсутствие гражданина – это совокупность фактов, расследованных и установленных судом и дающих основания для признания гражданина безвестно отсутствующим.
Пропавшими без вести считаются лица, внезапно исчезнувшие без видимых причин, местонахождение и судьба которых неизвестны другим, в том числе несовершеннолетние, покинувшие дом, школы-интернаты, детские дома, сбежавшие из центров временной изоляции и специальных учебных заведений; психически больные, покинувшие дом или медицинское учреждение, а также те, кто потерял контакт с родственниками и близкими.
Бондаренко Н.Л. считает, что безвестное отсутствие – это такое отсутствие гражданина, при котором невозможно устранить определенное его местонахождение, и нет оснований предполагать, что он жив [1, с. 39].
Институт безвестного отсутствия – это совокупность норм, с помощью которых заинтересованные лица стремятся устранить неопределенность правоотношений с отсутствующим участником с целью минимизации негативных последствий такой неопределенности. Признание судом факта длительного отсутствия по месту своего постоянного жительства гражданина, в отношении которого не удалось получить информацию о месте его пребывания, требует наличия трех обязательных условий для признания гражданина безвестно отсутствующим:
– отсутствие какой-либо информации о месте фактического нахождения гражданина по месту его постоянного жительства;
– достаточно длительный период отсутствия такой информации;
– невозможность получения этой информации.
[...]
Глава 2 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим
Как мы уже отметили, призвание гражданина безвестно отсутствующим это правовой процесс, а как результат из него вытекают правовые последствия.
Основной целью института признания гражданина безвестно отсутствующим является защита интересов заявителей и заинтересованных лиц.
Гражданский кодекс определяет правые последствия вытекающие из признания гражданина безвестно отсутствующим.
Так как имущество отсутствующего лица остается без присмотра, при этом возможны случай, когда вещь может портиться и нуждается в постоянном присмотре, имущество гражданина передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего [15, с. 68].
Однако возможны случай, когда орган опеки и попечительства назначает управляющего имуществом и до истечения года с момента отсутствия информации о гражданине. Это делается в целях сохранения полезных свойств конкретной вещи.
Отсутствующее лицо может объявится. В таких случаях суд отменяет ранее принятое решение о признании его безвестно отсутствующим. Далее решение суда о передачи вещи также отменяется. Как последствие имущество возвращается хозяину.
Так, передача имущества под управление другим лицом основана на следующих фактах:
- признание гражданина безвестно отсутствующим решением суда;
- выбор органом опеки и попечительства лица, которому будет передано соответствующее имущество;
[...]
Глава 3 Анализ судебной практики по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим
Гражданско-правовые отношения возникают в различных сферах нашей жизни и напрямую связаны с фактами, имеющими юридическое значение, от установления которых зависит возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей граждан.
Юридические факты могут устанавливаться различными государственными органами, в том числе и судом. Так, в общих судах на основании поданного заявления заинтересованного лица устанавливается юридический факт признания гражданина безвестно отсутствующим либо объявления гражданина умершим.
Согласно ст. 38 ГК Республики Беларусь, в случае, если в течение одного года о гражданине по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания, то по заявлению заинтересованных лиц такой гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим [19, с. 22].
Вынесенное судом в порядке особого судопроизводства решение по дан ному факту влечет за собой наступление определенных юридических последствий, в большинстве своем имущественного характера, которые не только определяют судьбу имущества лица, признанного безвестно отсутствующим, но и в какой-то степени позволяют урегулировать финансовое положение его семьи.
Согласно ст. 39 ГК Республики Беларусь имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании заключаемого с этим органом договора о доверительном управлении. Некоторые последствия признания лица безвестно отсутствующим определяются иными актами законодательства.
[...]
Заключение
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Институт призвания гражданина безвестно отсутствующим прошел длительный исторически путь на пути к своему форматированию. Отметим так же, что данный институт и по сей день являет динамичным.
В гражданском законодательстве нет четкого определения понятия безвестно отсутствующим.
Так, признание гражданина безвестно отсутствующим это утверждение определенных обстоятельств, исходя из которых можно заключить о том, что местонахождения контрено взятого человека неизвестно, а в силу этого возникают определенные правовые последствия, которое в свою очередь являются основания для возникновении правоотношении остальных заинтересованных лиц.
Институт признания гражданина безвестно отсутствующим – это удостоверение в судебном порядке факта длительного отсутствия (в течение одного года) гражданина в месте его постоянного жительства, невозможность установления его места пребывания и отсутствие каких-либо сведений о нем в течение года
Признать гражданина безвестно отсутствующим может только суд, при наличии определенных условий, указанных в гражданском законодательстве.
В основе признания гражданина лежит презумпция жизни.
Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим могут подать только заинтересованные лица, их перечень в законодательстве не установлен.
Соответственно, для признания гражданина безвестно отсутствующим, необходимо одновременное наличие двух фактов:
- длительность отсутствия, выраженная в год;
- отсутствие информации в месте жительства лица о месте его пребывания.
[...]
1. Бондаренко, Н. Л. Гражданское право. Общая часть: ответы на экзаменационные вопросы / Н. Л. Бондаренко. 2-е изд. – Минск: Тетралит, 2015. – 160 с.
2. Гришаева, С.П. Гражданское право: Учебник. / С.П. Гришаева – М.: Юрист, 2013. – 484 с.
3. Колбасин, Д. А. Гражданское право. Общая часть: учебное пособие / Д. А. Колбасин. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2016. – 495 с.
4. Тихиня, В.Г. Гражданское процессуальное право Республики Беларусь/ В.Г. Тихиня – Мн.: Молодежное научное общество, 2002. – 368 с.
5. Маньковский, И. А. Курс гражданского права. Общая часть: в схемах: учеб. пособие / И.А. Маньковский, С.С. Вабищевич. – Мн.: Междунар. ун-т «МИТСО», 2019. – 184 с.
6. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.; одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.; в ред. Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2023 г. № 312-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
7. Юкша, Я.А. Гражданское право: Учеб. пособие. — 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 400 с.
8. Суханов, Е. А. Гражданское право: учеб.: в 4-х т. / Е.А. Суханов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2018. – Т. 3. – 800 с.
9. Бруй, М.Г. Гражданское право и гражданский процесс: учебно-метод. комплекс / М.Г. Бруй, Н.Л. Бондаренко. – 2-ое изд., перераб. – Мн.:БГУ, 2018. – 272 с.
10. Анисимов, А. П., Козлова М. Ю., Рыженков А. Я. Гражданское право. Особенная часть. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 2. / А.П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я. Рыженков. – М.: Юрайт, 2019. – 224 с.
11. Аюшеева, И. З., Богданова, Е. Е., Булаевский, Б. А. Гражданское право. Учебник. В 2 томах. Том 1. / И. З. Ающеева, Е. Е, Богданова, Б. А. Булаевский. – М.: Проспект, 2020. – 440 с.
12. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г.; одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 г.; в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 284-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
13. Долинская, В. В. Гражданское право. Основные положения. Учебное пособие./ В. В. Долинская. – М.: Проспект, 2020. –112 с.
14. Ивакин, В. Н. Гражданское право. Особенная часть. Учебное пособие для СПО. / В. Н. Ивакин. – М.: Юрайт, 2019. – 292 с.
15. Иванова, Е. В. Гражданское право. Общая часть. Учебник и практикум для вузов. / Е. В. Иванова. – М.: Юрайт, 2019. – 257 с.
16. Карпычев, М. В., Хужин А. М. Гражданское право. Учебник. В 2 томах. Том 2. / М. В. Карпычев, А. М. Хужим. – М.: Форум, Инфра-М, 2018. –560 с.
17. Корякин, В. М., Потапов Н. А. Гражданское право в схемах. Особенная часть. Учебное пособие. / В. М. Корякин, Н. А. Потапов. – М.: Проспект, 2019. – 96 с.
18. Михайленко, Е. М. Гражданское право. Общая часть. Учебник и практикум для вузов. / Е. М. Михайленко. – М.: Юрайт, 2020. – 416 с.
19. Радько, Т. Н. Основы гражданского права. Учебное пособие. / Т. Н. Радько. – М.: Проспект, 2020. – 106 с.
20. Юкша, Я. А. Гражданское право. В 2 частях. Часть 2. Учебное пособие. / Я. А. Юкша. – М.: РИОР, 2018. – 232 с.