Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей интернет-зависимости у подростков
1.1 Феномен интернет-зависимости в психологии
1.2 Факторы и проявления интернет-зависимости в подростковом возрасте
1.3 Гендерная специфика интернет-зависимости подростков
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование гендерных особенностей интернет-зависимости у подростков
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования гендерных особенностей интернет-зависимости у подростков
2.3 Рекомендации по преодолению интернет-зависимости у подростков для учителей и родителей
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение Актуальность темы исследования. Проблема феномена зависимости от Интернета приобретает особенную актуальность в настоящее время. Современное общество невозможно представить без интернета. Влияние сети на повседневную жизнь человека увеличивается, но наряду с позитивными изменениями интернет привнес в нашу жизнь значительное число проблем. Все больше людей предпочитают уходить с головой в виртуальный мир, не желая противостоять жизненным трудностям, выстраивать отношения с окружающим миром и обществом. Зацикливаясь на каких-либо видах деятельности в Интернете, они получают субъективно приятные эмоции, которые помогают «убежать» им от реального мира или которые они могут испытать, находясь в Интернете. Вопрос о ее выявлении и профилактике весьма актуален на данный момент, так как чрезмерное увлечение Интернетом разрушающе воздействует на психику человека, снижает его работоспособность, пагубно влияет на механизмы межличностной перцепции.
Наиболее подверженными зависимости от Интернета оказываются подростки. Повышение интереса к Интернету у подростков обусловлено рядом причин: высокая познавательная мотивация, которая выражается в их тяге ко всему новому; осознание уникальных возможностей применения современных технологий для познания, общения или развлечения; проявление самостоятельности в выполнении ими творческой работы, а также наличие характерных для подростков психологических проблем и затруднений.
В подростковом возрасте, в то время, когда эмоциональная сфера ребенка весьма уязвима, зависимость от компьютера может разрушить психику ребенка. Чрезмерное увлечение компьютером находит свое проявление в негативных изменениях поведения, мотивационной и эмоциональной сферы подростка, в снижении школьной успеваемости. Оно способствует возникновению проблем в общении с другими, в социальной адаптации. Факторами интернет-зависимости подростков могут выступать: недостаток или отсутствие доверия и благоприятных эмоциональных отношений в семье, неимение у подростка хобби, увлечений, привязанностей, которые не связаны с компьютером, низкая коммуникабельность, социальность, отсутствие друзей и др.
Изучение гендерных особенностей интернет-зависимости у подростков имеет важное значение для разработки более эффективных методов профилактики, а также для обеспечения более точного понимания этой проблемы.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей интернет-зависимости у подростков
1.1 Феномен интернет-зависимости в психологии
В психологической науке понятие «зависимость» (от англ. «аddiction») определяется как зависимость, пагубная привычка. В широком значении «аддикция» характеризует состояние необходимости или потребности в чем-то для поддержки или функционирования личность.
Термин «интернет-зависимость» был предложен А.И. Голдбергом: это расстройство поведения в результате использования интернета и компьютера, оказывающее пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека [25].
Американский психотерапевт А.И. Голберг ввел диагностические критерии Интернет-зависимости и предложил использовать термин «Интернет-зависимость» для обозначения расстройства поведения в результате использования компьютера и Интернета. Согласно автору, те эмоциональные изменения, которые происходят с человеком при необходимости сокращения времени пребывания в Интернете или отказа от пребывания в нем, указывают на психологическую зависимость от компьютера и носят название «синдром отказа». Этот синдром проявляется, прежде всего, в снижении значимости социальной, профессиональной, учебной деятельности [25].
К. Янг в 1998 г. предложила второе понятие – «проблемное использование Интернета». К. Янг полагает, что понятие Интернет-зависимости является широким понятием, которое обозначает достаточно большое количество проблем поведения и контроля над влечением [30].
В Центре онлайн-зависимости под руководством К. Янг в 1999 г. разработана модель, которая объясняет склонность к зависимому использованию Интернета. Согласно К. Янг, Интернет-зависимость возникает у людей по причине воздействия следующих факторов: доступность; сохранение контроля над собственными действиями и последствиями своих решений; эмоциональный подъем, возбуждение от результатов своих действий. По данным К. Янг предшествующими симптомами Интернет-зависимости являются: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; постоянное ожидание следующего выхода в Интернет; увеличение времени, проводимого в Интернет; увеличение количества денег, расходуемых на Интернет [30].
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование гендерных особенностей интернет-зависимости у подростков
2.1 Организация и методы проведения исследования С целью исследования Интернет-зависимости у подростков нами было проведено диагностическое исследование. В исследовании участвовало 20 учащихся: из них 10 мальчиков, 10 – девочек. Возраст респондентов – 13-14 лет.
Методики исследования:
1.Методика определения Интернет-зависимости К. Янг.
Первоначально этот тест состоял из 8 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». При наличии 5 или более положительных ответов респондент считался интернет-зависимым. В настоящее время полный вариант вопросника содержит 40 пунктов. Анкета была адаптирована на русском языке В. Лоскутовой.
Учащимся был предложен бланк опросника К. Янг, состоящий из 40 пунктов.
Обработка результатов тестирования учащихся 8 класса велась следующим образом: на каждый вопрос теста учащиеся должны были дать ответ в соответствии с 5–балльной Шкалой Ликкерта: «никогда» – 1 балл, «редко» – 2 балла, «регулярно» – 3 балла, «часто» – 4 балла, «постоянно» – 5 баллов. Баллы по всем вопросам суммировались определялись итоговые значения с помощью «ключа»: 20 – 49 баллов – обычный пользователь Интернета (низкий уровень Интернет-зависимости); 50 – 79 баллов – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом (средний уровень Интернет-зависимости); 80 – 100 баллов – Интернет-зависимость (высокий уровень).
2. Методика «Шкала интернет-зависимости Чена» (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгин, К.А. Феклисова.
Цель: выявление выраженности симптомов Интернет-зависимости.
Шкалы методики: компульсивные симптомы; симптомы отмены; симптомы толерантности; внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем; проблемы с управлением временем.
Баллы по всем вопросам суммируются. Интерпретация результатов: от 27 баллов до 42 – отсутствие интернет зависимого поведения; от 43 баллов до 64 - склонность к возникновению интернет зависимого поведения/доаддиктивный этап; от 65 баллов и выше – наличие Интернет зависимого поведения (поведения с компонентом злоупотребления интернетом)
[...]
Заключение
Феномен интернет-зависимости впервые выделили и описали зарубежные психологи А.И. Голберг и К. Янг. В качестве симптомов Интернет-зависимости выступали: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, постоянное ожидание следующего выхода в Интернет, увеличение времени, проводимого в Интернет, увеличение количества денег, расходуемых на Интернет. В российской и белорусской психологи можно выделить два направления в изучении феномена интернет-зависимости: клинико-психопатологическое, где под интернет-зависимостью понимают форму нехимических аддиктивных расстройств или разновидность девиантного поведения, а также психологическое, где интернет-зависимость представляет собой пристрастие к деятельности, связанной с использованием компьютера и сети Интернет; феномен, обусловленный психологическими факторами.
На протяжении подросткового возраста отмечается постепенное формирование новой субъективной реальности, преобразующей представления ребенка о себе и о других. Факторами зависимого поведения у подростков являются: социальные, психологические и биологические. Особую роль играют психологические факторы интернет-зависимости, связанные с личностью подростка. Современные подростки характеризуются эмоциональной неустойчивостью, повышенной сенситивностью, неадекватной самооценкой, тревожностью, агрессивностью, что способствует усилению внутреннего эмоционального напряжения, внутриличностного конфликта, что может выступать в качестве факторам интернет-зависимости. Значимым фактором риска развития интернет-зависимости в подростковом возрасте являются нарушения эмоционально-когнитивной сферы, показателями которых могут быть когнитивные сдвиги, деформирующие основные социально-психологические установки личности и его «Я-концепцию».
Гендерная специфика может влиять на интернет-зависимость подростков в различной степени. Существует мнение, что мужчины более склонны к различным формам интернет-зависимости, связанным с онлайн-играми, видеоиграми или потреблением контента, в то время как женщины чаще проявляют зависимость от социальных сетей, общения и онлайн-шопинга. Однако стоит отметить, что эти тенденции могут различаться в зависимости от культурных особенностей и социальной среды.
[...]
1. Аветисова, А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А.А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – Т. 8, №4. – С. 35-58.
2. Айрапетова, А. Аддиктивное поведение как фактор психологической дезадаптации и пути его профилактики / А. Айрапетова // Наука и Мир. – 2020. – № 1 (29). – С. 117–120.
3. Андерсон, М.Н. Интернет-зависимость подростков в контексте современных психолого-педагогических исследований / М. Н. Андерсон // XXV юбилейные Царскосельские чтения. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2021. – С. 104-107.
4. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции / А.Е. Войкунский // Тезисы докладов 2-й Рос. конф. по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2010 г). – М.: Экопсицентр РОСС, 2010. – С. 251–253.
5. Дрепа, М.И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / М.И. Дрепа. – Ставрополь, 2021. – 24 с.
6. Егоров, А. Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью / А. Ю. Егоров. Н. А. Кузнецова. Е. А. Петрова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2018. – Т. 5, № 2. – С. 20–27.
7. Жичкина, А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернет-пользователей юношеского возраста: автореф. дис. канд. психол. наук / А.Е. Жичкина. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2021. – 26 с.
8. Жмырко, К.С. Особенности общения подростков посредством интернета / К.С. Жмырко // Молодой ученый. – 2019. – №10. – С. 1333-1335.
9. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
10. Иванова, Т.В. Психологические особенности подростков с интернет-зависимостью / Т.В. Иванова // Провинциальные научные записки. – 2020. – № 1 (7). – С. 39-44.
11. Карбанович, О.В. Характеристика старшего подростка в контексте проблемы школьной дезадаптации / О.В. Карбанович // Вестник Брянского государственного университета. – 2019. – № 2. – С. 120-124.
12. Косивченко, Е.И. Особенности личности пользователя виртуальных социальных сетей / Е.И. Косивченко // Личность и бытие: субъектный подход: материалы V Всеросс. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. – Краснодар, 2020. – С. 185-188.
13. Костенко, Г. А. Аддиктивное поведение как аспект девиации поведения / Г. А. Костенко // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. – 2015. – № 1 (21). – С. 133-137.
14. Лайпанова, Ф.Х. Феномен интернет-зависимости подростков: причины и последствия / Ф.Х. Лайпанова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 53-10. – С. 254-260.
15. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. … канд. мед. наук / В.А. Лоскутова. – Новосибирск: НГМА, 2014. – 19 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
17. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95–99.
18. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2010. – 75 с.
19. Солдатова, Г.У. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация / Г.У. Солдатова // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3 (15). – С. 39-51.
20. Хломов, К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития / К.Д. Хломов // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 1-9.
21. Шамухаметова, Е. С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е. С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки: материалы XIX Международной научно-практич. конференции. – М., 2020. – С. 388–390.
22. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 346 с.
23. Caplan S.E. Problematic Internet use and psychosocial well-being: development of a theorybased cognitive–behavioral measurement instrument // Computers in Human Behavior. – 2002. – Vol. 18. – N5. – P. 553–575.
24. Dalbudak E., Evren C., Aldemir S., Coskun K.S., Ugurlu H., Yildirim F.G. Relationship of internet addiction severity with depression, anxiety, and alexithymia, temperament and character in university students // Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw. – 2013. – Vol. 16. – N4. – P. 272–278.
25. Goldberg, I. K. Pain, Anxiety, and Grief: pharmacotherapeutic care of the dying patient and the bereaved (Foundations of Thanatology) / I. K. Goldberg, Austin H. Kutscher, and Sidney Malitz, editors; with the assistance of Lilliam G. Kutscher. – New York: Columbia University Press, 1986. – 228 p.
26. Greenfield, P. M. Technology and informal education: what is taught, what is learned // Science. - 2009. - Vol. 323. - P. 69-71.
27. Griffiths, M.D. Internet addiction: Fact or fiction? / M.D. Griffiths // Psychologist. – 1999. – V.12. – № 5. – P. 246–250.
28. Lyvers M., Karantonis J., Edwards M.S., Thorberg F.A. Traits associated with internet addiction in young adults: Potential risk factors / Addict. Behav. Rep. – 2016. – Vol. 3. – P. 56–60.
29. Trumello C., Babore A., Candelori C., Morelli M., Bianchi D. Relationship with parents, emotion regulation, and callous-unemotional traits in adolescents’ Internet addiction // Biomed. Res. Int. – 2018. - № 5. – Р. 79-84.
30. Young, K.S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs о£ Internet Addiction – and a Winning Strategy for Recovery / K.S. Young. – NY e. a. «John Wiley & Sons», 1998. – 124 p.