Введение
1 Теоретические аспекты исследования «Я-концепции» подростков с разным типом реагирования в конфликте в психологической науке
1.1 Проблема «Я-концепции» в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Психологические особенности подросткового возраста
1.3 Специфика межличностных конфликтов в подростковом возрасте
2 Эмпирическое исследование «Я-концепции» подростков с разным типом реагирования в конфликте
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации по развитию «Я-концепции» в подростковом возрасте
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в психологических исследованиях переосмысливаются сущностные характеристики личностного развития в человеке. На передний план выдвигаются различные внутриличностные образования, среди которых Я-концепция, образ – Я, самопонимание, рефлексия. Особая значимость отводится рассмотрению системного образования – Я-концепция, так как она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, выполняет функции мобилизации собственных сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. От Я-концепции зависят взаимоотношения индивида с окружающими людьми, его критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Современное состояние развития общества характеризуется нарастанием конфликтов во всех сферах общественной жизни. В настоящее время подчеркивается актуальность исследований конфликтного поведения подростков. Стремление к взрослости, желание противостоять авторитетам, проявление подросткового негативизма обостряет проблему конфликтного взаимодействия в этот период. Во-вторых, в подростковом возрасте для поколения, которое стоит на пороге вступления во взрослую жизнь, прежде всего, необходимо знать и уметь действовать в ситуации конфликта, понимать, как направить его в конструктивное русло, но не менее важно сознавать то, какие пути ведут к благополучию, миру, сотрудничеству. Подросток периодически сталкивается в своей жизни с конфликтной ситуацией. Поэтому конфликты необходимо изучать, необходимо знать, что делать с конфликтами, чтобы они не создавали различных препятствий для развития учащегося и всего коллектива. Чтобы найти эффективные способы разрешения конфликтов необходимо понимать сущность конфликта, виды и основные причины возникновения конфликтов применительно к подростковому возрасту.
Представления о Я-концепции основываются на фундаментальных исследованиях отечественных (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн и др.) и зарубежных исследователей (Р. Бернс, Г. Олпорт, К. Роджерс, и др.). Теоретические подходы к пониманию конфликтного взаимодействия представлены в трудах А.Ю. Анцупова, Н.В. Гришиной, А.В. Дмитриева, К. Томаса и др. Исследования Н.В. Гришиной, К. Левина посвящены изучению факторов детерминирующих стратегии и стили поведения человека в конфликте. Несмотря на наличие многочисленных исследований Я-концепции личности, отмечается недостаточно работ, раскрывающих особенности Я-концепции подростков с разным типом реагирования в конфликте. В связи с этим была выбрана тема настоящего исследования.
Объект исследования: Я-концепция.
Предмет исследования: «Я-концепция» подростков с разным типом реагирования в конфликте.
[...]
1 Теоретические аспекты исследования «Я-концепции» подростков с разным типом реагирования в конфликте в психологической науке
1.1 Проблема «Я-концепции» в зарубежной и отечественной психологии
В настоящее время в научной литературе не представлено общепринятого определения понятия «Я-концепции». В зарубежной психологии в большинстве определений Я-концепции подчеркиваются три главных ее элемента, ее три психологические составляющие:
−образ «Я» – совокупность представлений и мнений индивида о самом себе;
−самооценка – аффективная оценка этих представлений, которая может быть различной интенсивности, т.к. определенные черты образа «Я» способны вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или непринятием;
−потенциальная поведенческая реакция – определенные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой [1, с.67].
Природу и структуру этого психологического феномена анализировали многие ученые, представители различных подходов и направлений. Началу изучения Я-концепции положил зарубежный психолог У. Джемс. Под понятием «Я-концепция» ученый понимал «совокупность установок на самого себя, которые выражают единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам» [1, с.68]. В теории У. Джемса выделено «Я-познающее» и «Я-познаваемое». В наиболее общем виде самосознание определяется в качестве базового состояния целостного организма. В качестве объединяющего образа, которые расположен над остальными личностными структурами. В данном случае самосознание выражает собой некий символ, символизирующий о борьбе двух противоположно направленных сил. Он оказывается целостным образом человеческого могущества и интегрирует разрозненные личностные структуры в одно целое. Можно рассматривать еще одну модальность – «возможное Я, под которым он понимает установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он станет в будущем» [1, c.69].
Наиболее целостная теория Я-концепции принадлежит Р. Бернсу. По Р. Бернсу, Я-концепции – это «совокупность всех представлений индивида о себе, тесно связанное с их оценкой» [2, с.340]. Содержание Я – концепции, согласно Р. Бернсу, раскрывается через ее составляющие: когнитивную, оценочную, и поведенческую составляющие. «Когнитивная составляющая Я-концепции – это представления индивида о самом себе. Оценочная составляющая связана с личностным, оценочным аспектом при попытках охарактеризовать себя. Поведенческая составляющая связана с выражением установки индивида в его поведении» [2, с.342].
[...]
2 Эмпирическое исследование «Я-концепции» подростков с разным типом реагирования в конфликте
2.1 Методы и методики исследования
Обзор современной научной психологической литературы позволил установить недостаточную степень изученности особенностей Я-концепции подростков с разным типом реагирования в конфликте. В связи с этим было организовано и проведено исследование.
Цель исследования: изучить «Я-концепцию» подростков с разным типом реагирования в конфликте.
Гипотеза исследования: существуют различия в Я-концепции подростков с разным типом реагирования в конфликте.
Выборку исследования составили 30 подростков. Выбор испытуемых данного возраста обусловлен тем, что именно в этот период начинается активное формирование основных компонентов Я-концепции, связанных с познанием собственной личности и формированием субъективного самоотношения, основанного на самоанализе.
Организация процедуры исследования:
- формулирование цели и задач исследования;
- подбор психодиагностических методов и методик, релевантных поставленной цели и задачам исследования;
- формирование выборки испытуемых;
- проведение психодиагностических методик;
- анализ особенностей Я-концепции подростков;
- выявление типичных типов реагирования в конфликте у подростков;
- исследование Я-концепции подростков с разным типом реагирования в конфликте;
- формулирование выводов и разработка практических рекомендаций.
Методы исследования: метод научного анализа и обобщения; тестирование; количественный анализ данных.
Психодиагностические методики:
1. Методика «Кто Я». Опросник разработан М. Куном и Т. Мак-Партлендом.
Цель: исследование особенностей Я – концепции. Данный опросник используется для выявления Я-концепции личности, а также для изучения содержательных характеристик идентичности личности.
Описание: испытуемый должен написать в течении 15 минут 20 ответов на вопрос «Кто Я». Подчёркивается необходимость записывать ответы как можно быстрее. Вопрос «кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией. Отвечая на вопрос «Кто Я?», человек указывает роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует [29].
[...]
Заключение
Отечественные психологи определяют Я-концепцию как сложное образование, включающее совокупность представлений и мнений индивида о самом себе; аффективную оценку этого представления; поведенческую реакцию, вызванную образом «Я» и самооценкой. Зарубежными учеными Я – концепция рассматривается как образование трех когнитивного, оценочного и поведенческого компонентов. Я-концепция является мощным регулятором социального поведения. По существу, Я-концепция играет троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Я-концепция является главным фактором организации поведения человека и психики, так как определяет интерпретацию опыта и служит источником его ожиданий. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Если Я-концепция личности противоречива и содержит взаимоисключающие представления, тогда индивид испытывает дискомфорт.
[...]
1 Джемс, У. Психология / У. Джемс; пер. с англ. – М.: Педагогика, 2000. – 368 с.
2 Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ.; под ред. В.Я. Пилиповского – М.: Прогресс, 2001. – 422 с.
3 Роджерс, К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
4 Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 200с.
5 Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
6 Кон, И.С. Социология личности / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 2007. – 383 с.
7 Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Прогресс, 1987. - 252 с.
8 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
9 Пантелеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантелеев. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 100 c.
10 Пеняева, С.А. Факторы, влияющие на формирование Я-концепции / С.А. Пеняева // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 2. – С. 3-7.
11 Фролов, А.А. Исследование Я-концепции в различных теоретических подходах / А.А. Фролов // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. – 2015. – № 2. – С. 287-291.
12 Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления / В. Г. Казанская. – СПб. : Питер, 2018. – 177 с.
13 Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2017. – 640 с.
14 Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2014. – 75 с.
15 Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 160 с.
16 Прихожан, А. М. Психология подросткового возраста / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – М. : Юрайт, 2018. – 406 с.
17 Психология развития : учебник / Под ред. Т. Г. Маркоцинской. – М. : Издат. центр «Академия», 2015. – 528 с.
18 Психология / Под общ.ред. Е.И. Рогова.-Ростов н/Д: МарТ, 2014. – 560с.
19 Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2011. – 504 с.
20 Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск: Изд-во МИУ, 2018. – 215 с.
21 Истратова, О.Н. Причины детской конфликтности в периоды возрастных кризисов / О.Н. Истратова // Известия Южного фед. ун-та. – 2014. – № 3. – С. 226-230.
22 Абземельева, И.В. Социально-педагогическая работа по выявлению и профилактики конфликтного поведения школьников подросткового возраста / И.В. Абземельева // Педагогика и психология: перспективы развития. – Чебоксары, 2019. – С. 116-118.
23 Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2011. – 534 с.
24 Гур, А.В. Стратегии поведения подростков в конфликтах / А.В. Гур // Аллея науки. – 2017. – № 16. – С. 210-213.
25 Новгородцева, А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А.П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2016. – № 3. – С. 38-50.
26 Волкова, Е.Ю. Изучение стратегий поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте / Е.Ю. Волкова. – 2017. – № 1. – С. 11-15.
27 Колобова, С.Н. Проявления деструктивных форм поведения в подростковом возрасте / С.Н. Колобова, И.Е. Нестеренко // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. – 2016. – № 4. – С. 65-68.
28 Черанева, Е.К. Особенности конфликтного поведения подростков разного социометрического статуса в ученической группе / Е.К. Черанева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2018. – Т.1. – № 3. – С. 138-141.
29 Практикум по психодиагностике: Прикладная психодиагностика / И.Ю.Белякова [и др.] – М.:МГУ, 2012. – 148 с.