Введение
Каждый человек наделен набором личностных характеристик (качеств), сближающих его с другими людьми или отдаляющих его от них. Причем один и тот же человек в разных организациях может по-разному проявлять свои личностные качества.
В повседневной жизни человек постоянно обращается к своей личности, взаимодействует с другими людьми через личность, сталкивается с различными личностными проявлениями.
Многие авторы делают выводы об абсолютной уникальности каждого человека, называя его личностью. Однако работать с абсолютно уникальными по качествам людьми невозможно, так как это потребует уникальности всех решений для каждого человека. Лучше выявить общие и особенные личностные качества в коллективе и оценить их соотношение
При всем этом понятие личности и личностных качеств остается туманным и неопределенным, что создает большое поле для научных исследований. Одним из главных вопросов мировой психологии является вопрос понимания и определения личности. На данный момент по различным источникам существует более сотни различных определений личности, при этом нельзя с полной уверенностью сказать, что все они ошибочны. Именно поэтому имеет смысл проводить обобщения различных подходов для раскрытия понятия личности.
Изучением вопросов, связанных с понятием «личность», занимается не только психология, но и многие другие науки, такие, например, как философия, педагогика, социология, криминология и др. В самой же психологии практически нет области, где бы не присутствовал (явно или неявно) «личностный взгляд» на проблему. Понятно, что процессы восприятия, памяти, мышления, речи и т. д. существуют не сами по себе. И воспринимает, и запоминает, и мыслит – личность.
Большой вклад в изучение личностных характеристик внесли: Г. Айзенк, Л.И. Божович, П. Коста, Р. Кеттелл, Р. МакКрае, Дж. Роттер, С.Л. Рубинштейн и др.
В данном исследовании акцентировано внимание на изучении личностных характеристик молодых людей и их склонность к аддиктивному поведению. Острая проблема того, что молодые люди могут использовать аддикции как стратегию избегания своего психологического состояния обусловили актуальность нашей работы.
Итак, цель написания работы – теоретическое описание личностных характеристик молодых людей с разными видами аддиктивного поведения.
Объект исследования – личностные характеристики молодых людей.
Предмет исследования – личностные характеристики молодых людей с разными видами аддиктивного поведения.
[...]
1 Теоретические аспекты изучения личностных характеристик молодых людей с разными видами аддиктивного поведения
1.1 Личностные характеристики как объект психологического исследования
В отечественной психологии основой развития личности признается совокупность его общественных отношений, которые реализуются через многообразие деятельностей. Личность объективно включена в систему общественных отношений, что определяет формирование структуры личности как совокупности таких свойств как потребности, мотивы, направленность личности, установки, ценности и т.д. Вместе с тем, личность, обладая активностью, сама определяет развитие общественных отношений [1, с. 25].
Личностные характеристики – это уникальный набор качеств, черт и особенностей, которые определяют индивидуальность каждого человека.
Сходным понятием является личностная черта, которую часто заменяют такими терминами, как черта личности или свойство личности.
Личностная черта (черта личности, свойство личности) – это черта человека, описывающая его внутренние особенности.
Эти понятия пересекаются в том, что описывают отдельные особенности личности и индивидуальность каждого человека. При этом, они различаются тем, что личностные характеристики отражают совокупность качеств, черт и особенностей, а личностные черты – одна из личностных характеристик.
Существуют различные концепции, раскрывающие сущность личностных характеристик. В теории личности Г. Айзенка выделены три аспекта: экстраверсия (люди с высокой экстраверсией более чувствительны к внешней стимуляции и более оптимистичны в отношении своего будущего), психотизм (люди с высоким психотизмом более враждебны по отношению к другим и более склонны к психологическим расстройствам) и нейротизм (лица с высоким нейротизмом эмоционально неустойчивы) [2, с. 277].
По Г. Айзенку, интроверсия складывается из сдержанности, необщительности, осторожности и эмоционального контроля. Экстраверсия состоит из коммуникабельности, активности, смелости и выразительности. Люди могут находиться рядом с одной из крайностей или в любой точке между ними. Стабильный человек хорошо приспособлен, спокоен, расслаблен и добродушен, а нестабильный или невротический человек угрюм, тревожен, беспокоен и темпераментен. Разных людей можно охарактеризовать в зависимости от того, насколько интроверсия, экстраверсия и стабильность они проявляются в своей личности [2, с. 278].
[...]
Заключение
Рассмотрено понятие «личностные характеристики». В психологической науке личностные характеристики рассматриваются как индивидуально-психологические свойства, связанные с чувствами, мыслями и поведением индивида, которые отражают уникальность личности. Своеобразие личностные характеристик определяет отношение к себе и к другим людям, модели поведения в различных ситуациях. Личностные характеристики относительно стабильны, но могут изменяться с возрастом и под влиянием жизненного опыта. Существует большое количество личностных характеристик, но можно выделить такие, как: экстраверсия, эмоциональная стабильность, добросовестность, доброжелательность, открытость опыту, локус контроля, направленность личности, ценностные ориентации, автономность.
Изучены подходы к определению понятий «аддикция» и «аддиктивное поведение». Под аддикцией понимается зависимость, навязчивая потребность в определенной деятельности или веществе. Аддиктивное поведение как тип девиантного поведения предполагает стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ. К аддиктивному поведению относятся: употребление психоактивных веществ, нарушение пищевого поведения, игровая и компьютерная аддикция. Аддиктивное поведение является следствием нарушений в функционировании системы «социум – личность – организм», результатом взаимодействия биологических, психологических и социальных предпосылок.
Теоретически обоснована взаимосвязь личностных характеристик и аддиктивного поведения в психологических исследованиях. Существует взаимосвязь личностных характеристик и аддиктивного поведения. Среди внутренних предпосылок аддиктивного поведения индивида можно выделить следующие личностные особенности: низкий уровень самопринятия, самоконтроля эмоций и поведения, вспыльчивость и импульсивность, внутренняя конфликтность, слабая психическая устойчивость и неумение преодолевать трудности, низкая фрустрационная толерантность, личностная незрелость. На фоне аддиктивного поведения происходит деформация личности и ее характеристик.
1. Коледа, И. В. Социализация личности: особенности процесса / И. В. Коледа // Высшее техническое образование. – 2018. – Т. 2, № 1. – С. 24-28.
2. Гуриева, В. В. теории личности / В. В. Гуриева, М. А. Логинов // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2021. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2021. – С. 276-282.
3. Хромов, А.Б. Пятифакторный опросник личности / А.Б. Хромов. – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. – 23 с.
4. Чемякина, А. В. Проблема личности в русле некоторых психологических теорий / А. В. Чемякина // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2013. – № 2(24). – С. 86-91.
5. Мишкевич, А. М. Экстраверсия в разных теориях личности / А. М. Мишкевич // Пензенский психологический вестник. – 2019. – № 1(12). – С. 52-69.
6. Аксенова, Г. И. Проблема адаптации личности в отечественной психологии / Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова // Прикладная юридическая психология. – 2012. – № 4. – С. 28-36.
7. Поденков, А. О. Теории личности / А. О. Поденков // Результаты современных научных исследований и разработок. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 197-198.
8. Вожиевская, Т. И. Базовые психологические потребности как самодетерминации личности / Т. И. Вожиевская // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе. – Псков: Псковский государственный университет, 2020. – С. 7-10.
9. Бабенко, А. И. Психология личности: к анализу методологических основ исследования / А. И. Бабенко // Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2022. – С. 15-22.
10. Лустина, Е. Ю. Типология личности и "локус контроля": социально-психологический аспект / Е. Ю. Лустина // Перспективы науки. – 2016. – № 6(81). – С. 40-42.
11. Терещенко, Н. Г. Концепция Р. Кеттела и идея связности личностных качеств как детерминант управленческой деятельности / Н. Г. Терещенко // Электронный инновационный вестник. – 2020. – № 6(17). – С. 31-33.
12. Олпорт, Г. Становление личности / Г. Олпорт; пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 461 с.
13. Савин, Н. А. Понятие личности / Н. А. Савин // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2021. – С. 458-462.
14. Брюханова, Н.Г. Психологические аспекты личностной ответственности / Н. Г. Брюханова, Е. В. Ширяева // Социосфера. – 2014. – № 1. – С. 178 – 179.
15. Дергачёва, О. Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.Е. Дергачёва. - М., 2005. – 25 с.
16. Сырцова, Е. Л. Развитие автономности личности в образовании: Проблемы и перспективы / Е.Л. Сырцова // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 3. - С. 90-93.
17. Вёрмсер, Л. Психоаналитические размышления об этиологии компульсивного употребления наркотиков / Л. Вёрмсер // Психоаналитические исследования наркотической зависимости. – Ижевск, 2004. – С. 90-98.
18. Котляров, А.В. Другие наркотики / А.В. Котлярова. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
19. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.
20. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.
21. Новак Н.Г. Психологическая характеристика личности, склонной к аддиктивному поведению [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30610597_94352700.pdf.
22. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск: Олсиб, 2001. – 257 с.
23. Айрапетова, А. Аддиктивное поведение как фактор психологической дезадаптации и пути его профилактики / А. Айрапетова // Наука и Мир. – 2016. – № 1 (29). – С. 117-120.
24. Старшенбаум, Г.В Аддиктология: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Г.В. Старшенбаум. – СПб: Питер, 2017. – 320 с.
25. Середина, Н.В. Психологические особенности зависимого поведения / Н.В. Середина, И. В. Черныш // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – № 6. – С. 28–31.
26. Попова, Т.М. Развитие копинг-ресурсов у подростков с риском алкоголизации: автореф. дис … канд. психол. наук / Т.М. Попова. – Тамбов, 2006. – 25 с.
27. Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости / А.Е. Айвазова. – СПб.: Речь, 2003. – 120 с.
28. Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Новосибирск, 2002. – 22 с.
29. Трусова, А.В. Импульсивность, эмоциональная регуляция и влечение к алкоголю: модель опосредования / А. В. Трусова, А. А. Березина, А. Н. Гвоздецкий, С. Г. Климанова // Вопросы наркологии. – 2019. – № 10(181). – С. 77-86.
30. Губанова, К. А. Особенности подростков, склонных к аддиктивному поведению / К. А. Губанова, Е. М. Корж // Актуальные проблемы современной России. – Москва: Московский психолого-социальный университет, 2022. – С. 435-444.
31. Чигасова, В. А. Социально-психологические причины возникновения наркотической зависимости / В. А. Чигасова // Академия профессионального образования. – 2019. – № 1(80). – С. 59-62.
32. Кацеро, А. А. Развитие личностных и средовых ресурсов в целях предупреждения наркомании в детско-подростковом возрасте / А.А. Кацеро // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. – 2019. – № 1. – С. 80-83.
33. Савинова, Т. В. Особенности эмоциональной саморегуляции подростков в учебной деятельности / Т. В. Савинова, Р. В. Милкина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2016. – № 1. – С. 288-292.
34. Сирота, H. A. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие / Н.А. Сирота. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
35. Крылова, Н.В. Деформация личностного развития подростков и взрослых людей: на примере психической зависимости от психоактивных веществ: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Н.В. Крылова. – М., 2004. – 18 с.
36. Степанова, О.П. Психологические особенности людей, зависимых от психоактивных веществ / О.П. Степанова, Г.В. Слепухина, Т.А. Безенкова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 4(25). – С. 355-357.
37. Радионова, М.С. Особенности «Я-концепции» наркозависимых / М.С. Радионова, И.М. Вяльцева // Психологическая наука и образование. – 2004. –Том 9, № 1. – С. 1-8.