Введение
Глава 1 Теоретические аспекты выбора брачного партнера
1.1 Понятие брака
1.2 Особенности выбора брачного партнера
1.3 Теоретические подходы к изучению особенностей выбора брачного партнера
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование выбора брачного партнера
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире все люди делают определенный выбор, который оказывает непосредственное влияние на систему жизненного пути каждого конкретного человека. Наиболее важным выбором в жизни современного человека является именно выбор брачного партнера, так как именно этот выбор оказывает непосредственное влияние на дальнейшую жизнь человека и как следствие формирует систему семейной жизни человека. Семья является наиболее важной ценностью в жизни современного человека. Процессы значимости семейной жизни с каждым годом становятся все больше, что в свою очередь формирует систему личностного развития.
Успешность развития семейной жизни и браке определяется наличием конкретных ценностных ориентиров в рамках применения значимых жизненных приоритетов. Данные особенности формируют систему изучения в русле семейной науки на основе исследований актуальности в данной области. Проблемы выбора брачного партнера крайне актуальны в современной жизни.
Выбор брачного партнера не отличается произвольностью, а формируется на основе конкретных факторов, включающих культурные, социальные и биологические факторы. «Также, на мотивацию выбора брачного партнера оказывают влияние возрастные особенности, традиционные ценностные представления и личностные установки брака в рамках выделения показателей идентификации и обособления личности в системе отношений к выбору брачного партнера. Важную роль в системе организации данной деятельности могут играть такие показатели как оценка социального и экономического положения индивида».
Проблема выбора партнера, крайне редко подвергалась исследованиям. Отдельные ее аспекты освещались в работах Б.Ю. Шапиро, А.Н. Обозовой и В.И. Штильбанс, Л.Я. Гозмана, Л.П. Панковой, В.А. Сысенко, М.А. Абалакиной.
Наиболее важными показателями актуальности в системе выбора брачного партнера является именно выявление у молодых людей определенного типа восприятия брачного партнера в будущем. Представления о брачном партнере основаны на показателях мотивации вступления в брак и как следствием, восприятии системы семейно-брачных отношений. Именно представления о будущем супруге крайне важны в рамках оценки фундамента и восприятия семейно-брачных отношений и залогом влияния на семейные отношения.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты выбора брачного партнера
1.1 Понятие брака
А. Маслоу отмечал: «одним из этапов становления будущей жизни молодого поколения можно считать вступление в брачные отношения, а именно создание семьи. Понятие «семья», обыкновенно, имеет некоторое количество смыслов. В первом смысле семья представляет собой социальный институт (с позиции социального регулирования брачно-семейных отношений). Во втором же смысле семья – это имеющая исторически обусловленную систему малая социальная группа, члены которой объединены супружескими или кровными связями, совокупностью уклада и обоюдной нравственной ответственностью, социальная нужда которой определена необходимостью окружения в физическом и духовном воспроизводстве жителей» [22, с. 27-28].
С.Ю. Головин писал: «у различных народов имеются разные мнения о браке и составе семьи. Брак и семья, какими мы их видим сейчас, сложились не сразу. Первоначально отношения между мужчиной и женщиной регулировались только физиологическими нуждами, в основном сексуальными, на этой же базе и возник первый вид меж половых связей - «промискуитет» (лат. спутанный, единый) - предполагает под собой присутствие добрачных сексуальных связей между членами всего рода, т.е. между мужчинами, женщинами, братьями и сестрами, дочерями и сыновьями. Чаще и скорее всего, такой вид отношений можно встретить в литературных источниках под название эндогамия - (eng. endogamy) - заключение брака в среде лиц одной социальной группы (рода, племени, клана, касты)» [8, с. 15].
Тем не менее с течением времени был введен запрет, «табу» на сексуальные взаимоотношения внутри рода, т.к. образ этих связей причинял значительный ущерб существованию и развитию отдельно взятого рода. И результатом такого запрета явилось возникновение новой образа взаимоотношений: экзогамия - (eng. exogamy) - воспрещение брака между людьми одной родственной группы; допущение только варианта сношения мужчины одного рода с женщиной другого рода. Такой вид взаимоотношений обладает наименованием дуально-родственных связей и наличествовал из-за союза не между двумя единичными персонами, а между двумя самостоятельными родами, где все мужчины обладали правом на сексуальную связь с представительницами слабого пола другого рода и наоборот [17, с. 21].
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование выбора брачного партнера
2.1 Организация и методики исследования
Психоаналитическая интерпретация процесса выбора - одна из классических психологических идей о выборе брачного партнера. По мнению З. Фрейду, дети испытывают сексуальные импульсы к родителям противоположного пола, чем к своим собственным. Мальчики тянутся к своим матерям, а девочки - к отцам.
Последние эмпирические исследования показали справедливость идей ученых, работающих в рамках классического психоанализа. Люди отчасти способны запечатлевать образ своего родителя и искать партнера, фенотип которого имеет схожие характеристики. Например, дочь, удочеренная отцом, который много заботился о ней в эмоциональном плане, впоследствии будет искать партнера с похожим фенотипом.
База исследования: БГПУ им. Танка. В исследовании приняли участие 30 испытуемых: 15 женщин и 15 мужчин в возрасте от 25 до 40 лет. Выборка исследования определяла особенности гендерных различий между женщинами и мужчинами в рамках выбора брачного партнера.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель: эмпирически обосновать особенности и факторы выбора брачного партнера.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Сделать выводы в рамках проведенного исследования.
[...]
Заключение
Анализ литературных источников показал, что брак – это исторически социальный институт сексуальных отношений между мужчиной и женщиной. Цель брака всегда была семья. Семья – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, небольших групп, члены которых связаны брачными или семейными отношениями, социальной жизни и взаимной моральной ответственности.
Проблемы семьи и брака занимали людей с давних времен как тема для обсуждения, исследования, эксперимента, потому что в основании этих связей находится один из мощнейших инстинктов человека – продолжение существования своего рода, гарантирующее прямое и постоянное воспроизводство людей.
Выбор брачного партнера включает в себя определенные особенности, включающие показатели развития общественных отношений на основе физиологических, экономических моментов и т.д. Основными факторами, которые оказывают негативное влияние на процессы поиска партнера являются такие как высокий уровень требований, расширение диапазона желаемых характеристик, восприятие людьми друг друга, личностные особенности и т.д. Основными стратегиями поведения являются такие как стратегия «супергероя», отрицающая стратегия, гиперболическая стратегия, замещающая стратегия и т.д.
Существует множество теорий, отражающих особенности выбора брачного партнера в психологической науке. Основными теориями выбора брачного партнера являются такие как теория комплементарных потребностей Р. Уинча, инструментальная теория выбора супругов Р. Сентерса, теория «стимул-ценность-роль», круговая теория любви, теория фильтров и иные ролевые теории.
С целью формирования представлений об особенностях и мотивах выбора брачного партнера нами было проведено эмпирическое исследование при помощи нескольких методик. В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты исследования:
– в основном, женщины и мужчины демонстрируют различные показатели сформированности мотивации в системе выбора брачного партнера. Для мужчин характерными являются такие особенности как жилплощадь, ожидание ребенка и стабильный доход. Для женщин в основном, характерным является любовь. При оценке направленности общения на себя юноши демонстрируют более высокие результаты, а также направленности на дело.
[...]
1. Абалакина, М.А. Анатомия взаимопонимания / М.А. Абалкина – М.: Академия, 2012. – 260с.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2004. – 244 с.
3. Анискевич, А.С. Семья и семейные отношения: Учебно-методическое пособие / А.С. Анискевич, А.Н. Богаевская. – Находка: Институт технологии и бизнеса, 2014. – 153 с.
4. Болотова, А.К. Психология развития / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М. : ЧеРо, 2015. – 524 c.
5. Вебер, Гунтхард Практика семейной расстановки / Гунтхард Вебер. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2016. – 416 c.
6. Вовк, Е. Гендерная ассиметрия и женские роли в современной России // Социальная реальность. – № 3. – 2016. – С.15-28
7. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. – М.: Academia, 2015. – 519 с.
8. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – М. : Логос, 2008. – 660 c.
9. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДАК, 2014. – 376 c.
10. Женщина в обществе: мифы и реалии: Сборник статей / Ред.-сост. Л.С. Круминг. – М.: Информация-XXI век, 2015. – 332 с.
11. Ивуть, Н. Недетские проблемы детей / Н. Ивуть // Региональная газета. – 2011. – 2 февраля. – С. 9.
12. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. – М. : Просвещение, 2011 – 128 с.
13. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. – М. : Медицина, 2003. – 320 c.
14. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С, Кон. – М. : Просвещение, 2009. – 256 c.
15. Кондрашенко, В.Т. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С.А. Игумнов // Общая психотерапия. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. –397с.
16. Костиков, В. Чем опасен слишком ранний секс / В. Костиков // АиФ. – 2010. – 26 марта. – 260 с.
17. Красноярова, М.В. Практика социально-педагогической поддержки материнства девочек-подростков / М.В. Красноярова // Педагогика – XXI : материалы международной научной конференции. – Караганда : Центр гуманитарных исследований, 2010. – Т.2. – С. 106-111.
18. Крукс, Р.Сексуальность / Р. Крукс. – М. : Мир, 2002. – 702 c.
19. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни молодежи : пособие для кураторов и преподавателей высших учебных заведений / Р.И. Купчинов. – Минск : ИВЦ Минифина, 2004. – 211 с.
20. Леви Д.А. Семейная психотерапия. История, теория, практика / Д.А. Леви. - СПб.: Питер, 2014. – 393c.
21. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М. : Логос, 2001. – 544 c.
22. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2016. – 352с
23. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М. : Просвещение, 2011. – 280 c.
24. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М. : Высшее образование, 2016. – 460c.
25. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М. : Сфера, 2014. – 480c.
26. Подольский, В.В. Репродуктивное здоровье – важнейшая проблема современности / В.В. Подольский // Здоровье женщины. – 2003. – №1.-С. 103.
27. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан [и др.] ; под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2012. – 656 c.
28. Райгородский, Д.Я. Психология семьи / Д.Я. Райгородский // Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2017. – 752с.
29. Сапогова, Е.Е. Психология развития : учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2015. – 460 c.
30. Сведенборг, Э. Супружеская любовь / Э. Сведенборг. – М.: АСТ: Астрель, 2013. – 543 с.