Реферат
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения взаимосвязи тревожности и агрессивности детей младшего школьного возраста
1.1 Понятие агрессивности в психологической литературе
1.2 Понятие тревожности в психологической литературе
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и агрессивности детей младшего школьного возраста
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Результаты исследования взаимосвязи тревожности и агрессивности детей младшего школьного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к увеличению детей младшего школьного возраста, которые характеризуются неуверенностью, повышенным беспокойством, высокой тревожностью, агрессивностью. На данный момент существует большое количество детей, переживающих эмоциональное неблагополучие, в том числе связанное со школой. И поэтому для современной школы очень важной является проблема детской тревожности.
Проблема состоит в том, что когда у ребенка повышен уровень тревожности, он начинает воспринимать мир иначе, он считает, что везде есть какая-то угроза или опасность. В силу своих возрастных и психологических особенностей младший школьник наиболее подвержен появлению тревожности. В младшем школьном возрасте поступление ребенка в школу и последующее обучение зачастую сопровождается повышением тревожности, которая без психокоррекции может способствовать появлению фобий и неврозов, хронической неуспешности, появлению школьной дезадаптации. Тревожность и связанные с ней страхи отрицательно влияют на психическое состояние ребенка, а также на результаты его жизнедеятельности.
Особенно важно еще в младшем школьном возрасте, когда опыт переживания тревоги невысок и тревожность не закрепилась как устойчивая черта личности, своевременно выявить характер ее воздействия на личность ребенка. Повышенная школьная тревожность учащихся младших классов представляет собой дестабилизирующий фактор при адаптации детей к учебному процессу и оказывает негативное влияние на психическое развитие младшего школьника.
Большое внимание следует уделить проблеме агрессивности в младшем школьном возрасте. На данном этапе активно формируется личность ребенка, изменяется его социальное положение и система отношений. Период обучения в начальной школе для ребенка крайне важен. В этот период происходит формирование новых моделей поведения в процессе взаимодействия со сверстниками, появляются новые модели общения. Зачастую агрессивность в младшем школьном возрасте отражается желание и способность к предъявлению своих желаний, готовность отстаивать свои идеи, намерения и проявлять инициативу. С другой стороны, агрессивность младшего школьника может причинять вред другим, привести к социальной дезадаптации.
Поэтому закономерно, что изучению феномена агрессивности посвящено значительное число исследований, разрабатываемых в рамках разных психологических направлений и школ. В центре внимания исследователей оказываются такие аспекты проблемы, как: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявление агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты изучения взаимосвязи тревожности и агрессивности детей младшего школьного возраста
1.1 Понятие агрессивности в психологической литературе
В психологии агрессия рассматривается как мотивированное разрушительное поведение, которое противоречит общественным нормам, причиняет вред объекту нападения, наносит физический ущерб или вызывающее у него психический дискомфорт в форме отрицательных переживаний, состояния напряженности, страха [1, с. 27].
Агрессивное поведение – это поведенческая реакция, характеризующаяся стремлением нанести вред другому человеку или объекту[2, с. 65].
Агрессивность – это относительно устойчивая черта характера (свойство личности), выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать чужое поведение как враждебное [3, с. 15].
В современной психологии существуют различные подходы к пониманию природы и сущности агрессии. В рамках психоаналитического подхода признается, что поведение человека прямым или косвенным путем исходит из инстинкта жизни. Энергия эроса направлена на сохранение и воспроизведение жизни. Здесь агрессия рассматривается в качестве реакции на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Энергия танатоса направляется на разрушение и прекращение жизни. По З. Фрейду, поведение представляет собой результат взаимодействия двух инстинктов, между которыми существует постоянное напряжение. По причине того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие психологические механизмы служат для направления энергии танатоса вовне, в направлении от «Я». Так, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других [4, с. 47].
Теория «фрустрация-агрессия» Дж. Долларда рассматривает агрессию как ситуативный процесс. В основе данной теории лежат следующие два положения: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме; агрессия всегда является результатом фрустрации. Под фрустрацией понимается блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения, что и вызывает агрессию. Провоцируя агрессию, фрустрация способствует облегчению проявления агрессии и поддержанию агрессивного поведения [5, с. 284].
Согласно Дж. Долларду, в побуждении к агрессии решающими являются 3 фактора: уровень ожидаемого индивидом удовлетворения от будущего достижения цели; сила препятствия на пути достижения цели; количество последовательных фрустраций. Дж. Доллард полагал, что влияние последующих друг за другом фрустраций может быть совокупным, что и вызывает агрессивные реакции большей силы, чем каждая из них в отдельности. Индивид реагирует на фрустрацию большим кругом реакций: покорность, унынием, активными попытками преодолеть препятствия на своем пути [5, с. 285].
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и агрессивности детей младшего школьного возраста
2.1 Организация и методики исследования
С целью выявления взаимосвязи тревожности и агрессивности детей младшего школьного возраста нами было организовано эмпирическое исследование.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 25 детей младшего школьного в возрасте 9 лет.
Задачи эмпирического исследования:
- выявить уровень и формы проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста;
- выявить уровень тревожности у детей младшего школьного возраста;
- выявить взаимосвязь тревожности и агрессивности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь тревожности и агрессивности детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
- теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, сравнение и обобщение данных);
- эмпирические методы (тестирование);
- математические методы (количественный и качественный анализ результатов исследования, критерий Спирмена).
Методики исследования:
1. Шкала явной тревожности CMAS.
Цель: диагностика уровня тревожности.
Шкала явной тревожности для детей (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.
Шкала была разработана американскими психологами А. Castaneda, В. R. McCandless, D. S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности Дж. Тейлор, предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.
[...]
Заключение
Агрессивность – это относительно устойчивое свойство личности, выражающаяся в готовности к агрессии. Существуют различные психологические теории агрессивности. В камках фрустрационного подхода агрессивность является результатом фрустрации, следствием аверсивных стимулов, способных только спровоцировать агрессивные реакции. В теории социального научения признается, что агрессивность – результат усвоения агрессивного образца поведения и подкрепления агрессии родителями. В контексте системно-функционального подхода агрессивность - личностная черта рассматривается в системе мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик. Факторами формирования детской агрессивности являются: биологические (свойства нервной системы, темперамент), социальные (влияние семьи, система отношений со сверстниками, оценки педагога, средства массовой информации. На настоящем этапе развития общества просмотр телепередач зачастую), индивидуальные (особенности личности ребенка: уровень социальной адаптации, тревожность, раздражительность). Агрессия у детей младшего школьного возраста может проявляться в различных формах. В этом возрасте агрессивность может быть, как нормативной (как необходимое условие становления таких качеств ребенка как самостоятельность и автономность, а также барьер для развития чрезмерной комформности и уступчивости), так и ненормативной (склонность ребенка к частому проявлению агрессивного поведения с целью самозащиты или желания причинить вред другим). Агрессивность у детей младшего школьного возраста обычно проявляется внешне и может быть направлена на других людей, на животных, на себя, на внешние объекты.
Под тревожностью понимают и ситуативное психическое состояние, являющееся результатом воздействия стрессовых детерминант или фрустрации желаний, и характеристику личности, и реакцию на возможную угрозу, и определяющий критерий эмоционального неблагополучия. Особый вид тревожности, возникающий в начальной школе, – школьная тревожность. Понятие школьной тревожности используется в контексте выражения ребенком эмоционального неблагополучия, которое проявляется в повышенной тревожности в школьной среде. Школьная тревожность – это особый тип тревожности, который проявляется в виде определенного типа ситуации – ситуации, в которой школьники взаимодействуют с различными аспектами школьной среды. Школьная тревожность является маркером школьной дезадаптации. Тревожность на уровне начальной школы имеет свои особенности. В этом возрасте социальная ситуация меняется, и они вступают в новую и значимую деятельность, приобретая статус школьника. Ситуативная тревожность преобладает на уровне начальной школы и развивается под влиянием школьных факторов.
[...]
1. Реан, А.А. Подростковая агрессия / А.А. Реан // Психология подростка: полное руководство / под ред. А. А. Реана. – Москва, 2008. – С. 324–337.
2. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов// Прикладная психология. – 2001. – № 1. – С. 60–71.
3. Якимова, З.В. Агрессивный симптомокомплекс (агрессия, агрессивность и агрессивное поведение) в профессиональной деятельности полицейских / З.В. Якимова // Психолог. – 2021. – № 6. – С. 12–27.
4. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М.: Азбука, 2016. – 160 c.
5. Шипова, Л.В. Психологический анализ феномена агрессии в теории фрустрации / Л.В. Шилова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 4. – С. 283–285.
6. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 512 с.
7. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 322 с.
8. Сериков, А.Е. Человеческие состояния и формы поведения / А.Е. Сериков // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2015. – № 2. – С. 73–99.
9. Банщикова, Т. Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды / Т. Н. Банщикова // Концепт. – 2013. – № 1. – С. 196–201.
10. Зубковская, Т.Г. Изучение взаимосвязи агрессивного поведения и гендерной принадлежности у подростков 12-13 лет / Т.Г. Зубковская // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 76–80.
11. Цыганова Л.Н. Понятие «агрессивность» в психолого-педагогической литературе. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте // Вестник Мордовского университета. – 2011. – № 2. – С. 188–196.
12. Шабалин О.М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 2. – С. 33–35.
13. Никитин, А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.В. Никитин. – М.: МПГУ, 2006. – 18 с.
14. Кошанская, А.Г. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков с агрессивными и враждебными реакциями / А.Г. Кошанская // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 2. – С. 172–175.
15. Гуляева К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте // Омский научный вестник. – 2007. – № 3 (55). – С. 107–110.
16. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». – 2006. – № 1. – С. 63–73.
17. Тимошок, А.В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста / А.В. Тимошок // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 25–27.
18. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
19. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Речь, 2007. - 480 с.
20. Пилецкий С.Г. Человеческая агрессивность через призму социобиологии // Известия высших учебных заведений. – 2013. – № 1. – С. 58–69.
21. Корчуганова, В.Ю. Особенности агрессии и депрессии у детей из благополучных и неблагополучных семей / В.Ю. Корчуганова // Молодёжь третьего тысячелетия: сборник научных статей. – 2017. – С. 1538-1542.
22. Никитенко А.А. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 11. – С. 83-86.
23. Голенищева, Е.Л. Социально-психологические факторы агрессивности младших школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.Л. Голенищева. – Санкт-Петербург, 2005. – 26 с.
24. Копченова, Е.Е. Детская агрессивность как качество личности: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.Е. Копченова. – Москва, 2000. – 25 с.
25. Сухарева, Н.Ф. Гендерные особенности проявления агрессии учащимися младшего школьного и подросткового возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н.Ф. Сухарева. – Москва, 2006. – 25 с.
26. Брель, Е. Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. Ю. Брель. – Томск, 2016. – 18 с.
27. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2010. – 456 с.
28. Самитова, О. В. Психологические особенности Я-концепции тревожных детей младшего школьного возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. В. Самитова. – Астрахань, 2022. – 17 с.
29. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология / Б. Б. Айсмонтас. − М. : МГППУ, 2004. – 478 с.
30. Спилбергер, Ч. Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю. Ханин. – М. : Физкультура и спорт, 2003. – 295 с.
31. Микляева, А. В. Школьная тревожность : диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – СПб. : Речь, 2017. – 248 с.
32. Зинченко, Е. В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников / Е. В. Зинченко // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2019. – № 2. – С. 42–46.
33. Литвиненко, Н. В. Причины возникновения школьной тревожности у детей младшего школьного возраста / Н. В. Литвиненко, Н. Н. Чернова // Успехи современной науки и образования. – 2018. – № 1. – С. 179-181.
34. Щербатых, Ю. В. Психология страха / Ю. В. Щербатых. – М. : Эксмо-пресс, 2012. – 54 с.
35. Балкизова, Ф. Б. Психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к школьной жизни / Ф. Б. Балкизова // Успехи современной науки и образования. – 2019. – № 2. – С. 36-38.
36. Нехорошкова, А. Н. Тревожность у детей : причины и особенности проявления / А. Н. Нехорошкова, А. В. Грибанов // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 475-477.
37. Петров, А. А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А. А. Петров // Концепт. – 2019. – Т. 10. – С. 266-270.
38. Жулина, Г.Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г.Н. Жулина, В.С. Васькина // Таврический научный обозреватель. – 2019. – № 2 (7). – С. 123-126.
39. Савина, Е. Г. Школьная тревожность как фактор дезадаптации младших школьников / Е. Г. Савина, Л. В. Бура // Синергия наук. – 2017. – № 12. – С. 632-635.