ВВЕДЕНИЕ
Президент как настоящий глава государства имеет достаточно широкие полномочия в нормативной сфере. В новой редакции Конституции нет указаний на то, что глава государства одновременно является главой исполнительной власти, как это было в предыдущей Конституции 1994 года. Сейчас президент, похоже, возвышается над всеми другими силовыми структурами. В этом заключается его потенциал как субъект нормотворчества. Конституция Республики Беларусь предусматривает следующие типы правовых актов Президента: указы, декреты, распоряжения.
Указы являются одним из новых типов действий Президента. По своему содержанию они являются нормативными актами. В процессе нормотворчества важно понимать и следует учитывать, что правильный выбор формы акта (например, указ или декрет) влияет на его легитимность; во-вторых, важно определить юрисдикцию рассмотрения жалобы в связи с принятием такого акта.
Не разрешается делегировать Президенту следующие полномочия: издавать указы, которые предусматривают внесение изменений и дополнений в Конституцию, ее толкование; изменение и издание программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчет о его реализации; изменение процедуры избрания президента и парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан.
Закон о передаче законодательных полномочий Президенту не может позволить ему изменить этот закон, а также дать право на принятие норм, имеющих обратную силу. Из-за особой необходимости Президент по собственной инициативе или по предложению правительства может издавать временные указы, имеющие силу закона. Если такие указы выдаются по предложению правительства, они запечатываются подписью премьер-министра. Временные указы должны быть представлены в течение 3 дней для дальнейшего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты остаются в силе, если они не отменены большинством не менее двух третей от общего числа членов каждой из палат. Палаты могут регулировать правовые отношения, возникшие на основании декретов, которые были отменены. Таким образом, указы Президента могут быть двух видов: декреты, изданные на основании закона о передаче законодательных полномочий Президенту, и временные указы, изданные главой государства из-за особой необходимости. Если ранее действия, имеющие силу закона, могли быть выданы только Верховным Советом, который в соответствии с Конституцией от 15 марта 1994 года был высшим представителем и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь, в настоящее время Беларусь может издавать акты, имеющие силу закона, в случаях, предусмотренных Конституцией. Необходимо определить, в каких случаях должна быть избрана та или иная форма президентского акта - указ, декрет, распоряжение.
Предоставление полномочий для изданий указов в принципе вполне понятно. Это позволяет вам действовать оперативно, когда парламент по какой-то причине не может так быстро реагировать на ситуацию.
Мы еще не приняли законы, в которых прямо переданы какие-либо права Президенту непосредственно на выпуск декретов. Было бы полезно практиковать выпуск декретов после запроса мнений правительства, высших судебных органов.
Актуальность работы состоит в том, что деятельность Президента Республики Беларусь, в том числе и в нормотворчестве – достаточно новый процесс в науке конституционного права, следовательно, рассмотрение его полномочий в осуществлении нормотворчества как единолично, так и вкупе с иными органами – довольно-таки важный вопрос на данный момент.
Таким образом, объект данной работы – общественные отношения, связанные с нормотворческой деятельностью Президента Республики Беларусь.
Предмет же – полномочия Президента Республики Беларусь в сфере нормотворчества.
Цель данной работы – рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь в сфере нормотворчества.
Цель образует задачи, необходимые для выполнения:
- определить роль Президента Республики Беларусь в нормотворческом процессе;
- определить порядок его взаимодействия с судебными органами;
- рассмотреть порядок его взаимодействия с местными Советами депутатов.
Работа состоит из:
- введения;
- заключения;
- трех глав;
- списка использованных источников, состоящего из двадцати наименований.
К методам, используемым в работе, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой.
Объем работы – 30 страниц.
ГЛАВА 1 МЕСТО И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА В ПРАВОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Президент Республики Беларусь, являясь Главой государства осуществляет также полномочия и в правотворчестве. Так, конституционные нормы предоставляют Президенту право отменять подзаконные нормативные правовые акты Правительства и в целом определять внутреннюю политику государственного управления в системе исполнительно-распорядительных функций в том числе, а также он обладает полномочиями по изданию отдельных нормативных правовых актов, вид которых присущ только нормотворческой деятельности президента.
Законодательством Республики Беларусь определены основные полномочия Президента. Так, Президент Республики Беларусь:
назначает республиканские референдумы;
назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь на выборы и проведение национальных референдумов;
формирует, отменяет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативные и другие органы при Президенте;
с согласия Палаты представителей назначает премьер-министра;
определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает и освобождает от должности заместителей премьер-министров, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке правительства или его членов;
с согласия Совета Республики назначает Председателя Конституционного суда, Председателя Верховного суда, Председателя Высшего хозяйственного суда из числа судей этих судов;
с согласия Совета Республики, назначает судей Верховного суда, председателя Центральной комиссии по выборам и республиканским референдумам, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального Банка;
назначает шесть судей Конституционного суда, других судей Республики Беларусь;
отстраняет от должности Председателя и судей Конституционного суда, Председателя и судей Верховного суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
назначает и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;
обращается с народом Республики Беларусь к ситуации в государстве и основным направлениям внутренней и внешней политики;
направляет ежегодные послания в парламент, которые заслушиваются на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики и т.д.
ГЛАВА 2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕЗИДЕНТА С СУДЕБНОЙ ВЛАСТЬЮ ПО ВОПРОСАМ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
Суды в Республике Беларусь не имеют права на законодательную инициативу. Основной функцией судов является осуществление правосудия на основе Конституции и законодательства в соответствии с нормативными правовыми актами. Ежегодные обращения Конституционного суда к Президенту и палатам парламента о состоянии конституционной законности имеют большое значение для законотворческого процесса. Они призывают президента принимать необходимые решения.
Инициирование Президентом судебных проверок соответствия нормативных актов Конституции Республики Беларусь. В соответствии с частью 4 статьи 116 Конституции [1] Президент имеет право инициировать проверку в Конституционном суде Республики Беларусь:
о соответствии законов, международных и иных условий Республики Беларусь Конституции и международно-правовым документам, ратифицированным Республикой Беларусь;
о соответствии актов межгосударственных образований, в том числе Республики Беларусь, Конституции, международно-правовых документах, ратифицированных Республикой Беларусь, законах и указах;
о соответствии решений Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, международного прокурора Конституции, международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь, законов, указов и декретов;
по соблюдению любого другого органа, международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь, законов, декретов и указов.
Порядок конституционного судопроизводства определяется законом.
Обеспечение конституционного контроля в отношении актов Президента. В отношении актов Президента – указов и декретов, имеющих нормативный характер, правом обращения в Конституционный Суд Республики Беларусь на предмет их проверки наделены Палата представителей, Совет Республики, Верховный суд Республики Беларусь, Министров Республики Беларусь.
Процедура обращения и рассмотрения предложений о проверке на конституционность актов Президента регулируется законом и Регламентом Конституционного Суда.
В соответствии со ст. 2 Кодекса от 29 июня 2006г. «О судоустройстве и статусе судей» судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам. Она осуществляется ими в лице судей и привлекаемых в установленных этим кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властью.
ГЛАВА 3 МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ И ПРЕЗИДЕНТ В СФЕРЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
Президент Республики Беларусь в интересах местных Советов депутатов, расширения их полномочий может принимать нормативные правовые акты. Так, например, изучив положение дел с финансированием бюджетов сельсоветов и учитывая их предложения, Президент принял Указ от 12 января 2007 г. № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения». Данный указ укрепил материально-финансовую базу сельсоветов.
При принятии ряда общих государственных программ, утвержденных Президентом на длительную перспективу, в них также определяется степень и порядок участия местных Советов депутатов в их выполнении, при этом также учитываются предложения Советов.
Формы взаимодействия. Формы взаимодействия Президента с местными советами депутатов могут разнообразными.
Это может быть общение с председателями местных Советов, выступления и обмен мнениями на съездах Советов, рассмотрение Президентом различного рода инициатив местных советов депутатов и их поддержки и др.
Контрольные функции Президента. В отношении местных Советов депутатов Президент обладает правом приостановления их решений. Кроме того, Президент может поручить другим государственным органам, например, Комитету государственного контроля проверить решение местных советов каких-либо вопросов и по материалам проверок принять соответствующее решение. Как субъект права обращения в Конституционный Суд Президент может обратиться в него с просьбой о проверке на соответствие актам более высокой юридической силы решения местного Совета.
Механизм приостановления Президентом решений местных Советов депутатов. Данный механизм установлен в ст. 50. Закон от 20 февраля 1991 г. № 617 - XII «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В случае, если вы не согласны с тем, что вы не согласны с этим, В случаях приостановления принятия решений Президент Совета Республики Беларусь отдает соответствующие решения в Совет, вышестоящий по отношению к Совету, решение которого приостановлено, или в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь [4].
Для выполнения своих нормальных правовых актов. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 122 Конституции «Местные советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основе действующего законодательства, решения об обязательной силе на соответствующей территории» [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель данной работы – рассмотрены полномочия Президента Республики Беларусь в сфере нормотворчества.
Цель образовала задачи, необходимые для выполнения:
- определить роль Президента Республики Беларусь в нормотворческом процессе;
- определить порядок его взаимодействия с судебными органами;
- рассмотреть порядок его взаимодействия с местными Советами депутатов.
Так, следует сказать, что Президент - глава государства, гарант Конституции, обеспечивающий права и свободы человека и гражданина, а также непрерывность взаимодействия государственных органов.
Конституционная модель, созданная в нашем государстве, становится все более распространенной в мире, и, по мнению многих юристов, является наиболее эффективной с точки зрения права, а также обеспечивает баланс между законодательной, исполнительной и судебной властями.
Это дает основания для формирования особой формы государственной власти, а именно президентской власти, которая, в свою очередь, определяет юридическую силу актов главы государства и их место в системе национального законодательства.
Уполномочивание Президента издавать указы, а также декреты и распоряжения, вступая в нормотворчество, стало новым явлением в законодательстве Республики Беларусь.
Так, и декреты, и указы, и распоряжения – важнейшие акты, определяющие деятельность государства, а также непосредственно влияющие на общество, следовательно, передача таких полномочий Президенту создает для него достаточно серьезную ответственность по установлению правовых норм, оказывающих влияние на все законодательство Республики Беларусь.
Например, анализ конституционных норм позволил выделить два вида указов Президента:
- указы, полномочия на издание которых предоставлены законом. Такие акты не должны относиться к законодательным, поскольку имеют подзаконный характер;
- указы, которые должны соответствовать лишь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным в Республике Беларусь. Указы данного вида издаются во исполнение конституционных полномочий Президента. Для однозначного определения вида указа необходимо отражать в его преамбуле, на основании какого нормативного правового акта он принят.
Стоит сказать, что представляется возможным издание Главой государства указов, цель которых – исполнение временных и делегированных декретов, либо более детальное регулирование их предмета. В дальнейшем, если они прекратят свое действие, указ будет подлежать признанию утратившим силу в связи с фактической утратой им своего значения.
Также Президент осуществляет свои полномочия и вместе с судебными органами, местными Советами депутатов, что позволяет сделать вывод о том, что, помимо единоличного осуществления своих полномочий, он также сотрудничает с иными органами.
Таким образом, полномочия Президента в Республике Беларусь в сфере правотворчества достаточно широки и обладают определенной долей широты, оказывая особое влияние как на государство, так и на общество, а также на систему законодательства Республики Беларусь.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года: (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. Избирательный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 февр. 2000 г., № 370-З : принят Палатой представителей 24 янв. 2000 г. : одобр. Советом Респ. 31 янв. 2000 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.05.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 04 нояб. 1998 г. №196-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. О Национальном собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 8 июля 2008 г., №370-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 21 фев. 1995 г., №3605-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 авг. 2003 г., №359 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. Баглай, М.В. Малая энциклопедия конституционного права / М.В. Баглай, В.А. Туманов. – М. : БЕК, 1998.
9. Барнашов, А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / А.М. Барнашов. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 1988.
10. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. – Минск : Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003.
11. Государственное регулирование экономики в условиях Белорусской модели развития. – Брест : БрГТУ, 2014. – 59 с.
12. Демичев, Д. М. Конституционное право. Учеб. пособие / Д. М. Демичев. – Минск : Выш. шк., 2004.
13. Гуйда, Е. П. Законодательная деятельность в Республике Беларусь: состояние и развитие / Е. П. Гуйда. – Институт государства и права Национальной академии наук Беларуси. — Минск : Право и экономика, 2005.
14. Конджакулян, К.М. Исполнительная власть и институт президентства: вопросы соотношения / К.М. Конджакулян. - М. : Юрлитинформ, 2013.
15. Конджакулян, К.М. Административное правонарушение: - общественная вредность или общественная опасность: вопросы соотношения. (Сравнительное исследование) / К.М. Конджакулян, Г.М. Зограбян //Административное право и процесс. - № 7. – 2014.
16. Стукина, В.А. Три этапа развития бикамерализма / В.А. Стукина // «Беларусь в современном мире»: материалы VI междунар. Науч. Конф., посвящ. 86-летию Белорус. Гос. ун-та. Минск, 30 октября 2007 г./ редкол.: А. В. Шарапо, В. Г. Шадурский [и др.]. – Минск : БГУ, 2007.
17. Тихомиров, Ю. А. Теория компетенции / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. – №10. – 2000. С. 22-32.
18. Шабайлов, В. И. Конституционные основы устройства публичной власти в Республике Беларусь / В.И. Шабайлов // Общество и экономика. – 1998. – № 12.
19. Шавцова, А.В. Право прав человека: ответы на экзаменационные вопросы / А.В. Шавцова. - 2-ое изд. Перераб. и доп. – Минск : ТетраСистемс, 2008. – 240 с.
20. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев. – М. : Сов. Энцикл., 1984.