Введение
Актуальность данной темы обоснована тем фактом, что философия, как целая наука, является основной практически всего. Особенно это относится к такой науке, как юриспруденция. Все преподаватели философии, которые изучают эту науку в правовом аспекте в один голос говорят именно это. Все это обусловлено тем, что первоначальные мысли о праве были под авторством философов, да и в целом именно философы были прародителями любой науки.
Объектом исследования является философия права, в частности, философия происхождения и понимания права в соответствии с идеями позитивистской и непозитивистской школ права.
Предметом исследования данной курсовой работы является философия права, в частности, такой ее раздел, как философские теории происхождения права.
Целью данной работы является получить знания в части проблем происхождения права в философии права.
Задачей данной работы является исследование проблем происхождения права в философии права, в частности, в теориях происхождения права позитивистской и непозитивистской школ права.
В качестве методологической основы, для написания данной работы, были взяты общие (системный и логический) и специальные (юридико-логический и сравнительно-правовой) методы исследования.
В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития правовых отношений. Споры о природе права, процессе его возникновения продолжаются и по сей день. Мы не всегда в состоянии достоверно извлечь из права давно ушедших народов те положительные сведения, которые позволили бы в достаточной степени проследить эволюцию права с момента его зарождения до того времени как оно получило бы свое завершение в государстве.
Изучая тот или иной правовой материал, мы изучаем его обычно с того момента, когда эти правовые письменные источники фиксируются и могут быть проверены исторически достоверными эмпирическими фактами. Если забираться глубже и изучать более глубокую древность где отсутствуют достоверные сведения, то с этим неизбежно будет связана аберрация деятельности, когда правовые явления на дальнем расстоянии становятся настолько расплывчаты, что их изучение теряет всякий смысл, так как мы вынуждены будем выдумать, а выдумывать никогда нельзя адекватно действительности.
Если изучать право ушедших народов, опираясь на современные правовые явления, и проводить аналогию в глубь веков, то неизбежно будут сделаны ошибки, так как в силу аберрации близости мы будем преувеличивать значения этих явлений, перенося правовые понятия ХХ в. На древность.
Почти все теории происхождения права претендуют на раскрытие процесса возникновения правовых институтов, имеют в своей основе важное допущение, согласно которому процесс нормообразования в исследуемом, сохранившемся до наших дней народе, идентичен процессу нормообразования в интересующих нас древних народах, в отношении которых мы имеем сколько-нибудь многочисленные и достоверные источники. Это допущение едва ли достоверно, так как в отличие от изучаемых нами древних народов и культур нет ни одного народа и культуры, которые бы сохранились в неизменном виде, если не исчезли вообще. Кроме того, изучая право того или иного народы мы обычно знаем то, что сохранилось, т е памятники права в их статическом состоянии и с трудом улавливаем в результате каких этнокультурных и социальных явлений они появляются. К тому же тот или иной памятник права в силу особенностей исторического развития мог и не сохраниться, что еще не говорит о том, что его не было вообще.
При написании данной курсовой работы использовались такие труды, как:
1. В.В.Навдикова и В.И.Шкатулла «Философия права»
2. Б.Н.Чичерин «Философия права»
3. О.В.Мартышин «Философия права. Учебник для магистров»
4. И др.
Глава 1. Проблемы происхождения права в философии права
Под проблематикой происхождения права в философии права понимается извечный спор о источнике права. То есть вопрос о том с чего же все началось? «что было первым, курица или яйцо?».
В философской доктрине выделяют три основных источника происхождения права, споры о том, какой же из них был в действительности идет и по сей день. Таким образом, ученые пришли к выводу о существовании следующих трех источников:
1. Обычай, т е традиции народов, которые устанавливались на протяжении многих лет жизни этих народов;
2. Юридический прецедент, иными словами, реальная практика применения закона в конкретных ситуациях;
3. Нормативный акт, то есть определенный свод правил, который был принят в определенный момент, а потом просто совершенствовался.
Человек нашего времени не может представить себе общественную жизнь без права, юридических норм, законодательства, договоров, сделок, обязательств и других институтов, без правовых учреждений, таких как законодательные собрания, суды, адвокатские организации, нотариальные конторы и т д.
Право на современном этапе понимается как высокоорганизованная сфера отношений, норм, идей, идеалов, институтов, учреждений, которая захвачена потоком непрерывных преобразований, постоянно развивается, усложняется, но при этом всегда остается правом, удерживает в себе все существенные черты и особенности, строится в соответствии с определенными принципами, отвечает своему основному назначению – регулировать, упорядочивать, рационально устраивать общественную жизнь, опираясь на возможности публичной власти.
Глава 2. Проблемы происхождения права в теориях представителей школы позитивистского правопонимания
Философско-правовые воззрения, которые позиционируют себя как позитивистские, возникли и развивались не только в тот период развития науки, когда утверждался соответствующий тип рациональности.
Эти воззрения стали проявляться с момента утверждения в жизни человека и человеческого общества властных отношений, властного регулирования бытия человеческого общества. Конечно, они были не совсем научными, но основывались на реальной практике жизнедеятельности людей. Например, одними из первых официальных воззрений на право в духе позитивизма были основания, на которых покоился греческий род и которые можно найти в греческой истории Г.Грота. он выделяет:
1. Право взаимного наследования;
2. Взаимное право;
3. Счет происхождения в соответствии с отцовским правом;
4. Право усыновления родом;
5. Право избирать и смещать старейшин.
В качества научного осмысленного и теоретически оформленного компонента в философско-правовых воззрениях «позитивное право» сформировалось в философии Нового времени, когда были рассмотрены его первые элемента Марсилием, именуемым по месту своего происхождения Пауданским. [4, c.45]
Именно в этот период достаточно обоснованно начинает проявляться «конструкторский» подход к формулировке закона, к выявлению содержания права, который обосновывает не естественной природой бытия человека и общества, а общей формулой такого бытия.
Внешне логика таких построений привлекательна, однако не позволяет получить законы, которые отражают истинный характер отношений в обществе, так как процесс рационального построения обобщения не основан на реальном опыте.
Глава 3. Проблемы происхождения права в теориях представителей школы непозитивистского правопонимания
Если в позитивистском правопонимании ученые отождествляли такие понятия как право и закон, то есть под правом они понимали любые закoны, административные акты, судебные решения и вообще любые приказы государственной власти, независимо от их содержания. То в теории непозитивистского правопонимания эти два понятия пытаются разграничить и таким образом, чтобы право обладало определенным приоритетом перед законом. [8, c.100]
Представители этого направления правопонимания считали, что право правильно не потому, что оно записано в законе и существует в официальной форме, а по содержанию. Таким образом можно сказать, что по мнению представителей этой школы законы могут быть не правовыми, а произвольными.
Разновидностью непозитивистского правопонимания является теория о либертатно-юридического правопонимания. Основополагающей идей этой теории лежит принцип формального равенства.
Этот тип правопонимания включает в себя не только понимание права в виде сущности права и правого явления в форме правового закона, но и правовое понимание государства как институционально-властной формы выражения и действия принципа формального равенства, как правовой формы организации всеобщей публичной власти.
Понятие «равенство» представляет собой определенную абстракцию, т е является результатом сознательного абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. Уравнивание предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий, то есть возможность и необходимость абстрагироваться от таких различий с точки зрения соответствующего основания уравнивания.
Заключение
Рассмотрев различные концепции правопонимания, я сделал вывод о том, что сущность концепций, трактовка понимания права, зависит от ее происхождения (географического, в какую эпоху развития конкретного общества и цивилизации в целом, традиций конкретного народа, социального происхождения автора концепции). Все типы правопонимания имеют свои достоинства и недостатки. Считаю, что необходимо брать все самое лучшее от различных концепций правопонимания, приемлемое или подходящее к конкретному обществу. Рассмотрев функции права более детально, можно понять какую важную роль они играют в нашей жизни.
Считаю, что основная роль функции права -обеспечение гражданам свободы личности, регулирование гармоничной жизнедеятельности и развития общества. Право есть не застывшая субстанция, а живая, постоянно меняющаяся форма жизнедеятельности общества, продукт цивилизации. Несмотря на определенные незыблемые основы и нормы, которые характеризуются моральными, этическими нормами и постулатами, право со стороны практического рассмотрения и применения постоянно меняется.
Путь развития права не завершен. Право, как и государственность, - это единый процесс с множеством нюансов, но и множеством повторений. Особенности его национального характера прослеживаются в правовых построениях, структурах и языке права. Можно говорить о таких чертах, как нечеткость правовых границ при определении прав собственника, большое число условностей в определении правового статуса субъектов правоотношения и многих других. На протяжении истории эти черты становились более или менее заметными, но имели место быть.
Толкование права, как официального закона, то есть как веления или обязательного правила, издаваемого государством – не верно, поскольку подводит к выводу, что без государства нет права. Нельзя отождествлять право и закон, иначе мы должны были бы предположить, что большинство людей живет без права, ибо большинство людей совсем незнакомы со сводом законов, т.е. мы имели бы “мертвое право”.
Эволюция права приведет к укреплению и развитию его нравственной основы, реализации в нем принципов справедливости, равенства, гуманизма. Хочется верить, что с развитием цивилизации нравственная основа права будет расширяться. Сущность права сверхюридична. Она в природе человека. Разумны и применимы будут лишь те законы, которые будут отвечать человеческой природе.
1. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. М., ИНИОН АН СССР, 1987 С.7
2. Философия права: учебник / Нерсесянц В.С. – М. : Норма: ИНФРА-М - с., 587
3. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. М., ИНИОН АН СССР, 1987 С.7
4. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994. - 320 с.
5. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права М., 1911 с.300
6. Гурвич Г. Д. Философия и социология права. Избр. соч. СПб., 2004. – 849 с.
7. Козлихин И. Ю., Поляков А. В., Тимошина Е. В. История политических и правовых учений. СПб.: Издательство Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета 2007. – 856 с.
8. Лапаева В.В. Современные подходы к формированию концепции правового развития России //Право и политика. – 2006. – № 10.
9. Лапаева В. В.Типы правопонимания: правовая теория и практика: Монография. — М.: Российская академия правосудия, 2012. ISBN 978-5-93916-330-9(РАП). Режим доступа: http://philosophicalclub.ru/content/docs/Lapaeva.pdf
10. Лафитский В. И. Общая теория права и государства.: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. – М. : Юристъ, 1996. – 472 с.
11. Лафитский В. И. Сравнительное правоведение в образах права. М.: Издательство Статут, 2010.– 429 с.
12. Нерсесянц В.С. Теория права и государства. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 552 с.
13. Общая теория права и государства.: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. – М. : Юристъ, 1996. - 472 с. ISBN 5-7357-0123-1
14. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПБ. 1907. Т.2. – 656 с.